Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мобилизационный этап | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя. |
Проверка домашнего задания. | Выразительное чтение басни И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». (Приготовленные рисунки к басне демонстрируются на выставке). | Выразительно читают и демонстрируют рисунки, приготовленные дома. |
Постановка темы и цели урока. | -Откройте учебник на странице 19, рассмотрите иллюстрацию. -Что видите? -Сегодня мы познакомимся с басней, а какой вы узнаете, если отгадаете загадку. Он трудится не от скуки. У него в мозолях руки. А теперь он стар и сед Мой родной любимый … (дед). - Ребята, а кем вы приходитесь деду? -Вот и мы сегодня прочитаем басню о деде и внучке, а написал её Л. Н. Толстой. | Определяют тему и цели урока |
Подготовка к восприятию текста | Сейчас я вам расскажу о жизни Л. Н. Толстого, а вы внимательно слушайте. - С какими произведениями этого писателя вы знакомы? Посмотрите, какую выставку его книг я вам подготовила. Вы все можете взять такие книги в школьной или городской библиотеке. | Внимательно слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. |
Первичное восприятие текста | Слушание аудиозаписи басни | Слушают аудиозапись басни. |
Эмоционально-оценочная беседа. | -Понравилась ли вам басня? -Почему? -Хорошо ли поступил внук? | Анализируют свое эмоциональное состояния после прослушивания басни, отвечают на вопросы учителя. |
Анализ конкретного содержания басни. | Выборочное чтение -Найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, которым можно ответить на вопрос, почему деда не сажали за стол? -Что случилось во время обеда за печкой? -Прочитай тот отрывок, где говорится о том, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? -Правильно ли поступила невестка? Почему? - Зачем внучек стал делать лоханку? - Как после этой истории стали относиться к дедушке в семье? Словарная работа. -Встречались ли вам непонятные, трудные слова? (Лоханка - круглая или овальная посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей). - Прочитайте пословицы, записанные на доске. Какая из них подходит к этой басни. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Как вы понимаете эту пословицу. -Как вы помогаете своим родителям. | Анализируют вопрос, находят ответ в тексте. |
VIII.Анализ части, в которой заключается мораль. | -Это произведение называется басней, как вы думаете, почему? (здесь есть мораль). -Какая мораль заключается в этом произведении? (Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям. Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя). -Прочитайте второй вопрос после басни. -Что значит почитать старших? Выберите ответ: любить, уважать, баловать, заботиться. | Отвечаю на вопросы учителя. |
IX.Аналогия из жизни. | Могла ли подобная ситуация произойти у вас в семье? Встречались ли вам люди, которые обижали пожилых людей? (Ребята, нужно заступаться за таких людей, ведь они уже не молодые, чтоб постоять за себя самостоятельно) | Отвечаю на вопросы, рассказывают истории из своей жизни. |
X.Выразительное чтение басни. | Чтение басни по предложению. Чтение басни по ролям. | Читают басню |
Итог урока. | -С каким автором мы познакомились? -Какую басню сегодня изучили? -Чему учит басня? -Посмотрите на доску и продолжите фразу. Я почувствовал … Я задумался … Я понял… | Подводят итоги урока |
XI.Задание на дом. | Выразительно читать басню. | Записывают задание в дневник |