Методическая разработка урока по Лыжной подготовке
с использованием инновационных педагогических технологий (ИКТ)
Тема: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках Лыжной подготовки
как способ повышения мотивации и интереса к занятиям на лыжах».
Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания - формирование у учащихся жизненной потребности в личном физическом совершенствовании, развитие у них интереса к занятиям лыжным спортом.
Грамотное использование всего многообразия изученных лыжных ходов, подвижных игр на лыжах, элементов горнолыжной техники не только полезно для учащихся, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” координационно сложных элементов техники ходов, элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Различного вида упражнения и игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности учащихся, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Снижение двигательной активности учащихся в сочетании с нервно-психическими перегрузками - это современная печальная составляющая компьютеризированной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить положение поможет введение различных форм двигательной активности как на учебных так и в дополнительных индивидуальных занятиях.
При выборе способа передвижения для обучения на уроке необходимо предусматривать педагогическую задачу, которая должна быть решена в зависимости от:
- условий использования конкретного хода на уроке;
- координационную сложность отдельных ходов:
- физическую и эмоциональную нагрузку;
- состав учащихся по возрасту и физической подготовленности;
- место (лес, парк, пришкольный участок) проведения занятия;
- качество лыжного инвентаря и смазки
- методы организации учащихся на занятии..
В результате использования инновационных педагогических технологий в повышении эффективности и качества уроков по лыжной подготовке в современных условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся;
- учащиеся становятся победителями и призерами соревнований по лыжным гонкам.
Здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного обучения – это важнейшие части использования мной современного урока по лыжной подготовке.
Технологическая карта урока по лыжной подготовке:
(группа ФК-2А)
Раздел: Техника и методика обучения. Классические ходы
Базовый учебник: Бутин И.М. Лыжный спорт Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
Тип урока: Комбинированный.
Технологии:
- здоровьесберегающая: использование дозированных физических нагрузок, чередование интенсивности и релаксации в обучении;
- личностно-ориентированный подход: формирование знаний по лыжному спорту, формирование двигательной подготовленности.
- компьютерные технологии (ИКТ): представление и просмотр двигательного действия технического плана.
- дифференцированный подход: индивидуальный подход к учащимся для достижения поставленной цели.
Тема урока: «Техника и методика обучения попеременному двухшажному ходу на лыжах.
Цель урока: повышение мотивации и интереса к занятиям по лыжной подготовке у учащихся посредством изучения попеременного двухшажного хода с использованием инновационных педагогических технологий.
Задачи урока:
1. Знакомство с историей и правилами использования в соревнованиях классических ходов.
2.Создать представление о технике попеременного двухшажного хода и его использование на различных участках рельефа.
3. Освоение техники попеременного двухшажного хода на равнине.
4. Закрепление технических элементов хода в игровых заданиях.
Место проведения: лесопарковая зона города.
Инвентарь: Лыжи, Л/палки, Л/ботинки, мазь, растирки, ноутбук, демонстрационная доска для показа технических элементов хода.
Технологическая карта урока по Лыжной подготовке: (группа ФК-2А)
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный этап (15мин.) |
Сообщение целей и задач на урок. | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок. | Установить роль разминки при подготовке организма к занятию на лыжах. | Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. | Использовать общие приемы решения задач. | Обсудить ход предстоящей разминки. |
1.Просмотр элементов техники попеременного 2-х шажного хода на мониторе ноутбука. | Предварительное ознакомление с техникой попеременных ходов | Осознание осваиваемого на уроке хода и вида учебной деятельности, как ценности | Самоопределение в целях учебной деятельности. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. |
2.Перестроение в две шеренги. Повторение имитационных упр. на месте для попеременных ходов. | Знакомство с историей и техникой попеременного 2-х шажного хода. | Осознание осваиваемого на уроке хода и вида учебной деятельности, как ценности. | Самоопределение в целях учебной деятельности. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. |
3. Повторение имитационных упр. в движении для попеременных ходов. (проводят обучающиеся). | Контроль за верным выполнением команд ведущего ОРУ. Контроль за знанием теории основных стоек. | Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. | Определять последовательность и приоритет разминки мышечных групп. | Использовать общие приемы решения задач. | Адекватно использовать речевые средства для решения ком-муникативных задач. |
4.Разминка: Ходьба на лыжах, спец. упражнения(передвижения без палок, с палками за середину, с палками за спиной, с широким шагом, с большой частотой. | Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока | Уточнить влияние разминки мышц рук, ног и спины на готовность к работе по технике. | Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп. | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Взаимодействие при проведении разминки, как со сверстниками, так и с преподавателем. |
Основной этап (60 мин.) |
1. Передвижение на лыжах с палками в ремешках, но не отталкиваясь ими (15мин.) – под уклон; - на равнине; - на скорости; | Перестроить обучающихся: кто посильнее на внешний круг, кто послабее на внутренний круг. | Описывать технику рук, ног и туловища | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов техники хода. | Распределять функции обучающихся во время работы по местам занятий |
. Передвижение на лыжах, отталкиваясь палками у пяток лыж: (15мин.) - с короткими шагами; - с широкими шагами на равнине; - передвигаясь в небольшой подъём; - на высокой скорости; | Объяснить технику изучаемых технических приемов и действий, добиться их самостоятельного освоения, выявить и устранить типичные ошибки. Моделировать технику освоенных технических действий и приемов, варьировать её в зависимости от рельефа и условий, скольжения. | Применять правила подбора одежды для занятия на лыжах и использовать подвижные игры на лыжах в организации активного отдыха. Повторять и осваивать двигательные действия самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. | Адекватно воспринимать предложение преподавателя по исправлению ошибок. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы однокурсников по элементам лыжной техники. |
3. Передвижение на лыжах, отталкиваясь палками у носка ботинка: (15мин.) - с короткими шагами; - с широкими шагами на равнине; - передвигаясь в небольшой подъём; - на высокой скорости; | Напомнить технику безопасности при передвижении по равнине | Повторять и осваивать двигательные действия самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. | Преобразовать познавательную задачу в практическую. | Информационные: поиск, распознавание полезной информации на основе ее анализа. Построение речевого высказывания в устной форме. | Адекватно использовать речевые средства для решения ком-муникативных задач. |
4. Подвижная игра для попеременных ходов: "Кто дальше"(15мин.) Перестроение в четыре колонны (впереди стоящие бросают мяч на дальность, быстро проезжая подбирают его и передают следующему). | Объяснить правила игры. | Определять степень утомления организма во время игровой деятельности. | Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. | Ориентироваться в разнообразии способов решении задач. | Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения игры одногрупников, элементов техники и скорости передвижения. |
Заключительный (10мин.) |
1.Упражнения на внимание. 2.Анализ целей и задач обучающимися. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание. Преподаватель задает вопросы: - оцените свою работу на уроке. - какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке? - что нового узнали на уроке? -что получалось? - над чем нужно поработать на следующем занятии? | Восстановить пульс, дыхание после игры. Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ. Проводит выборочный устный опрос по теории, изученной на уроке. Демонстрирует умение обобщать результаты учебной работы. Ставит домашнее задание. | Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознавать надобность домашнего задания | Определить смысл поставленной на уроке задачи. Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя Вычленять новые знания. | Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения поставленных задач. Повторяют новые полученные знания на уроке. | Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей. Обучающиеся слушают одногрупников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке. |
Инновационные технологии, используемые на уроке:
- здоровьесберегающая: использование дозированных физических нагрузок, чередование
интенсивности и объёма нагрузки;
- личностно-ориентированный подход: формирование знаний по лыжному спорту,
формирование двигательной подготовленности.
- компьютерные технологии (ИКТ): представление и просмотр двигательного действия
технического плана.
- дифференцированный подход: индивидуальный подход к учащимся для достижения
поставленной цели.
Методы обучения:
- наглядный и словестный методы ;
- игровой метод;
- групповой метод;
-поточный и фронтальный методы;
- методы стимулирования и мотивации.
В процессе проведения основной части урока использовались основные принципы организации деятельности:
- принцип сознательности (повышение интереса к занятию);
- принцип активности (организация взаимообучения и взаимопомощи);
- принцип доступности (от простого к сложному);
- принцип прочности (достаточное количество повторений и вариативности заданий).
Формы деятельности:
- игровая;
-спортивная;
-соревновательная.
Средства обучения:
-рассказ;
-показ
Заключение
Применение инновационных технологий в современном уроке на занятиях по лыжам предполагает организацию самостоятельной деятельности учащегося и его взаимодействие с преподавателем в процессе обучения, между «поддерживающим» и «инновационным» обучением. Инновационная деятельность в преподавании лыжной подготовки предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует деятельность учащихся и побуждает их к самостоятельным занятиям. Наиболее интенсивно все физические качества развиваемые лыжным спортом совершенствуются до 19-20 лет. Именно этот период является сенситивным для создания благоприятных предпосылок при воспитания морально- волевых качеств. При этом важно, чтобы требования к учащимся при выполнении физических упражнений повторялись систематически и постепенно повышались, - занимающиеся будут осознавать динамику роста своих результатов.
Это выражается не только в разнообразии заданий, в применении игрового и соревновательного методов, , но и в обеспечении высокой моторной и общей плотности занятий. Важно, чтобы каждый учащийся при выполнении каждого задания чувствовал заинтересованность педагога, выражающуюся в его требовательности.
Нагрузка, которую при этом получает занимающийся, не только должна соответствовать его возможностям, но и иметь разную направленность - и двигательную, и познавательную. Только оптимальность нагрузки может вызывать положительное к ней отношение. Кроме того, именно познавательный компонент нагрузки, получаемый на занятии по лыжной подготовке, позволяет формировать к данной учебной дисциплине такое же серьёзное отношение учащихся, как и ко всем остальным предметам.
Из вышесказанного следует, что наибольшая ответственность за формирование мотивации учащихся к урокам по лыжной подготовке лежит на преподавателе и зависит не только от его профессиональных, но и личностных качеств.
Приложения 1
Подвижные игры при обучении попеременным ходам
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №1
«Занять место»
Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается.
Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №2
«Нападение акулы»
Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда
поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №3
"Охотники и утки на лыжах"
Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА № 4
«Все по местам»
Эта игра проводится зимой на лыжах ребятами старшего школьного возраста. В нее можно играть только на большой снежной поляне. Количество участников - от 5 до 40 человек.
Описание: Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Расстояние между лыжниками - 3-4 м. Один участник - водящий. Он становится на лыжах без палок в стороне от круга. Все медленно двигаются один за другим по кругу. Водящий подъезжает к ним и по своему выбору приглашает кого-нибудь: "За мной!" Приглашенный оставляет палки на месте, воткнув их в снег, и следует за водящим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые палки игроков. Неожиданно он подает команду: "Все по местам!" (или свистком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим.
Правила:
1. Лыжники идут за водящим только после приглашения.
2. Двигаясь за водящим в колонне, нельзя никого обгонять
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №5
«Кто дальше»
Оборудование. Четыре малых мяча, лыжи у каждого игрока.
Описание. Учащиеся выстраиваются в четыре колонны по одной линии. Впереди колонны, на расстоянии 6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоящих первыми в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя учащиеся бросают свои мячи на дальность, отмечая, кто дальше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ними и передают их вторым игрокам, а сами встают в конец колонны.
Выигрывает колонна, в которой окажется большее количество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №6
«На одной лыже»
Оборудование. Лыжа и пара лыжных палок у каждого участника игры.
Описание. В игре принимают участие 4-5 человек. Они идут 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.
Победителем считается тот, кто придет быстрее, не наступив ни разу свободной ногой в снег.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №7
«Гусеница»
Оборудование. Лыжи и лыжная палка у каждого участника игры.
Описание. На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - гусеница.
По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.
Побеждает та команда, чья гусеница придет первой.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №8
«Пустое место»
Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры.
Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит на лыжах снаружи круга и, коснувшись рукой одного из играющих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотронулись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старается обежать круг и вернуться поскорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим.
Правила.
1.Запрещено бежать через круг.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №10
«Займи место»
Оборудование. Лыжи и лыжные палки у каждого участника игры.
Описание. Учащиеся делятся на две равные по количеству игроков команды. Затем они, стоя на лыжах, выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную команду. Играющие начинают медленно двигаться вперед, все время поддерживая равнение в парах.
По сигналу руководителя игроки первой пары быстро поворачивают в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих колонн (снаружи) в хвост колонны. Затем они снова поворачивают и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бежит вторая, за ней третья, потом четвертая и т.д. до последней пары.
За каждого игрока, прибежавшего на свое место первым, команда получает одно очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Правила: обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.