Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
городского округа Ступино
Методическая разработка
открытого урока по математике для 1 класса
«Математическое путешествие»
Составила:
Миронова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
го Ступино
Тема урока: повторение и закрепление изученного материала
Тип урока: урок закрепления знаний
Форма: нестандартный урок путешествие «Путешествие в зимний парк»
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий
- игровая (урок построен в форме игры – путешествия;
- личностно – ориентированная - проблемное обучение (частично – поисковый);
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутка, пальчиковая гимнастика);
- ИКТ использование слайдов презентации.
На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, музыкой, окружающим миром
Принципы: наглядность, доступность, систематичность и последовательность
Ресурсы: Презентация, снеговик с кормушкой для птиц, картинки птиц, светофорчики (для оценивания), пазлы (кормушки для птиц).
Тема: повторение и закрепление изученного материала
Цель: обобщить знание нумерации чисел в пределах 10, состава чисел в пределах 10, закрепить вычислительные навыки с числами первого десятка, составлять решение простых задач, выделять признаки фигур (цвет, форма, размер).
Формирование УУД:
Предметные: считать различные предметы, группы предметов; читать, записывать, сравнивать цифры первого десятка; понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание; выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10); решать задачи (в 1 действие); выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; составлять задачу по рисунку; распознавать, называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); находить сходство и различие геометрических фигур; определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Личностные действия: начальные представления о целостности окружающего мира; проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика; осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; Регулятивные действия: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Познавательные действия: проводить сравнение объектов с целью выделения их различий; различать существенные и несущественные признаки; определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: геометрическая фигура; находить и читать информацию, представленную разными способами; выделять из рисунка информацию, составлять по ней задачи с разными вопросами и решать их;
Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь высказывать своё мнение; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Сегодня мы отправимся в математическое путешествие. А вот куда именно, вы узнаете позже.(1 слайд).
- Отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Устный счёт (2 слайд).
- К нам прилетели математические снежинки, и каждая принесла с собой число. Сейчас я буду загадывать число, а вы называть его. Если правильно угадаете число, то снежинка вам будет весело подмигивать.
1) Я задумала число последующее числу 8 (9).
2) Я задумала число предыдущее числу 3 (2)
3) Назовите левого соседа числа 4 (3).
4) Назовите правого соседа числа 5 (6).
5) Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)
6) Назовите число, которое больше, чем 1 на 3 (4).
7) Назовите число, которое меньше 7 на 6 (1).
8) Какое число получается при сложении 2 и 3? (5)
9) Какое число получается при вычитании 2-х из 9? (7)
- Послушайте ещё одну загадку.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (снеговик)
- Сегодня мы с вами будем лепить снеговика (3,4, 5, 6 слайды).
- Назовите пример, ответ которого равен 8, 4, 6, 3?
(Дети выбирают снежные комки и ведёрко с выражениями, значения которых заданы учителем.)
Сообщение темы и цели урока.
- Вот и готов наш Снеговик. Посмотрите куда приглашает нас Снеговик отправиться ? ( в зимний парк) (7 слайд)
- Рассмотрите, как красив парк в зимнее время года. Снеговик хочет помочь жителям парка. Послушайте стихотворение и узнаете, кого мы встретим в парке, и кто нуждается в нашей помощи:
Снегири и свиристели
В старый парк к нам прилетели,
На рябинку дружно сели,
Поклевали и запели…
И на сосны, и на ели
Тоже гости прилетели,
Ищут шишки с семенами
Дятлы бойкие с клестами.
Светит солнце, снег искрится,
Стайка птичья веселится.
- О каких птицах идёт речь в стихотворении? ( о зимующих)
Раз - рука, два - рука. Лепим мы снеговика. Три - четыре, три-четыре, Нарисуем рот пошире, Пять - найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. Шесть - наденем шляпу косо, Пусть смеется он у нас. Семь и восемь, семь и восемь - Мы плясать его попросим. | Вытянуть вперед одну руку, потом - другую. Имитировать лепку снежков. Показываем части лица. Приставить ладони ко лбу «козырьком» «Улыбаемся» Постучать по коленям ладошками. |
- А сейчас, пока наши ручки разогрелись, мы откроем тетради по математике и запишем число.
Закрепление пройденного материала.
Решение задач 1. (задание от дятла) (8,9 слайды)
-Посмотрите, что это за птица? (Дятел)
- Что вы знаете о дятле?
(Дети отвечают)
- Зимой в лесу дятел любит кормиться семенами сосновых шишек. (Показ шишки). Засунет шишку в расщепленный сук, все семена выклюет и пустую шишку вниз сбросит и летит за другой. А вот синички летают за дятлом – они кормятся около него. Дятел не все семечки выклюет, синички доклюют. Давайте посчитаем сколько шишек у дятла. Составьте задачу и мы ее решим.
(Учитель возле дятла вывешивает рисунок, дети составляют задачу)
Задача 1: У дятла было 5 шишек. Он принёс еще 2 шишки. Сколько шишек стало у дятла?
- Повторите условие? Вопрос задачи? Каким действием решается задача? Почему действием сложения? Назовите решение? Какой ответ получился в задаче?
- Молодцы ребята, помогли дятлу сосчитать шишки! Мы с вами отправляемся дальше гулять по парку.
2) Решение задачи 2. Устно (задание от синиц)
- Посмотрите сколько птиц на дереве! Как они называются? (синицы и снегири) Синички просят вас решить задачу. Эту задачу мы решим письменно в тетрадях. Прочитаем её. (10,11 слайд )
На дереве сидели 4 снегиря, а синиц на 2 больше. Сколько синиц сидело на дереве?
- Назовите условие задачи? Назовите вопрос задачи? Объясните, выражение « на 2 больше»?
- Запишем схему к этой задаче. Какой геометрической фигурой можно обозначить снегирей?( кругами)
- Какого цвета закрасим круги? (красного)
- Сколько кругов мы должны нарисовать? ( 5 кругов)
- Какого цвета могут быть круги, обозначающие синичек? (жёлтого)
- Синичек у нас на 2 больше? Сколько кругов должны нарисова? ( столько же и ещё 2).
- Назовите решение этой задачи? Какой ответ на вопрос задачи?
- Молодцы, справились с заданием, помогли решить задачу синичкам. А мы двигаемся дальше по парку?
- Снеговик зовёт нас дальше путешествовать.
5. Физминутка
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки - хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп, хлоп, хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее - топ, топ, топ! Топ, топ, топ!
Рукавицы мы наденем,
Не боимся мы метели – прыг, прыг, прыг! Прыг, прыг, прыг!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились – да, да, да! Да, да, да!
Отдохнули хорошо, а сейчас пойдём дальше.
6. Продолжение работы по теме урока.
4) Решение примеров ( задание от клеста) (14,15 слайды)
- Посмотрите, кому знакома эта птица?( клёст)
- Решив примеры, которые приготовили для вас эти птицы, узнаете, сколько птенцов появляется у клестов.
5-3 4+1
3+2 4-2
6-1 1+1
(проверка примеров светофорами)
- Прочитаем примеры и назовём ответы. Если согласны, показываем зелёный светофорик, если нет – красный.
- Прочитайте первый пример разными способами.
- Прочитайте второй пример разными способами.
- Обратите внимание на значения в этих примерах. Какие ответы получили? (2,5)
- Именно от 2 до 5 птенцов появляется у этой птицы. Клеста можно встретить в хвойных лесах. А также в парках, где много хвойных деревьев. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
5) Геометрический материал. ( задание от воробьёв) ( 16,17 слайды)
- Посмотрите, какие птицы сидят у кормушки? (воробьи)
- Воробушки приготовили для вас геометрическое задание. Посмотрите внимательно на слайд. Назовите геометрические фигуры, из которых состоит кормушка?
- Про какие фигуры можно сказать их поровну?
- Сколько треугольников в прямоугольнике? (8)
6) Беседа
- Ребята, а вы знаете, что птичкам страшнее всего зимой? Голод или холод?
- Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное время.
- Ребята прочитают стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой»
(Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»)
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Как помочь птицам зимой?
- Послушайте как поют птицы?
- Итак, чтобы птичкам продолжали нас радовать, не замёрзли зимой вы, ребята, можете сделать кормушку, повесить её за окном и подкармливать птиц.
Итог урока.
- Итак, ребята, наше путешествие в зимний парк заканчивается. Подведём итоги.
- Что мы повторяли на уроке?
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, как улыбается вам Снеговик. Он очень доволен тем, что вы составили ему компанию: прогулялись по парку, а также помогли зимующим птицам.
- У вас на партах лежат птички. Прикрепите их на кормушку или на кусочки сала, если вам было на уроке интересно и всё понятно. Если вам было на уроке скучно и вы ничего не поняли, тогда возьмите картинку вороны и поместите её на мусорный бак: ведь именно там она находит себе пищу.
- На этом наш урок закончен.