Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Казанский нефтехимический колледж имени В.П. Лушникова»
Методическая разработка урока по дисциплине
ЕН.01. Математика
Тема: «Решение прикладных задач с помощью матриц»
Маркина Людмила Андреевна,
КНХК им.В.П.Лушникова, преподаватель
Казань, 2022
Специальность: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Цель урока:
Научиться решать прикладные задачи с помощью матриц
Задачи:
- познакомить студентов с прикладными возможностями матриц
- обеспечить проверку усвоения учащимися изученного материала;
- создать условия для использования приобретенных знаний при решении задач разного содержания и уровня сложности;
- формировать навыки работы в команде, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- способствовать развитию навыков устной речи, умению грамотно вести диалог и аргументировать свои действия.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и способов деятельности
Форма организации учебного процесса: урок-практикум
Методы: Поисковый, деятельный
Используемые образовательные технологии: Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно – коммуникационные технологии, игровые технологии, кейс-технологии.
Интерактивный материал: тест на платформе Онлайн Тест Пад, презентация, карточки с заданиями для работы в группах, метки для рефлексивной мишени, листы А3
Этапы урока
1. Организационный момент
1.1 Постановка цели и задач урока
2. Актуализация знаний, мотивация к деятельности
2.1 Повтор правил и определений
2.2 Опрос в виде теста на платформе Онлайн тест Пад
(ссылка: https://onlinetestpad.com/awhcpyou25unq)
3. Обобщение, систематизация и совершенствование знаний, умений и способов деятельности
3.1 Решение типовых задач электротехники и экономики
Отдых! Зарядка для глаз.
3.2 Решение кейсов, представление результатов (работа в группах)
4. Рефлексия
4.1 Подведение итогов урока (Метод «Рефлексивная мишень»)
4.2 Задание на дом
4.3 Выставление оценок
Конспект урока
1. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Как настроение. Готовы к занятию?
Мы продолжаем работать с матрицами. На прошлом уроке мы уже убедились, что с помощью матриц можно быстрее решать системы алгебраических уравнений. Сегодня перед нами стоит задача убедиться, что матрицы используются во многих областях жизни человека и облегчают расчеты не только для математиков, но и для людей других специальностей.
Откройте тетради, запишите тему урока: Решение прикладных задач с помощью матриц.
2. Прежде чем перейти к задачам, давайте повторим основные определения и правила действий с матрицами.
(Учитель задает вопросы, студенты устно отвечают)
- Что такое матрица?
- Какие виды матриц вы знаете?
- Какие действия определены над матрицами?
- Какие существуют способы вычисления определителя?
- Какие методы решения СЛАУ нам известны и в чем они заключаются?
Молодцы!
А теперь - опрос. Каждому из вас пришло приглашение на выполнение теста на платформе Онлайн Тест Пад. Проходим по ссылке, выполняем задания, отвечаем на вопросы.
Кто справился, вам задание:
Найти определитель различными способами
3. Вы – будущие специалисты монтажа, техники, хорошо знакомы с такими понятиями, как электрические цепи, ток, напряжение, ЭДС и пр. Для решения основных задач в своей области, в частности при расчете параметров электрических цепей, вы будете использовать уравнения Кирхгофа. Оказывается, записывая уравнения Кирхгофа в матричной форме, благодаря линейной алгебре и ее методам, значительно можно упростить процесс длительных расчетов, а значит, увеличить эффективность своей деятельности.
Задача 1
Дана электрическая цепь. Необходимо определить ток в ветвях, с помощью законов Кирхгофа. Сопротивления резисторов и ЭДС источников известны.
Небольшой экскурс в электротехнику - вспомним законы Кирхгофа.
Законы Кирхгофа – правила, которые показывают, как соотносятся токи и напряжения в электрических цепях. Эти правила были сформулированы Густавом Кирхгофом в 1845 году.
П
I1
I2
ервый закон Кирхгофа – алгебраическая сумма токов сходящихся в узле равна нулю. При этом условно принято считать входящие токи в узел положительными, а выходящими отрицательными.
I3
I4
I5
Узел это точка, соединяющая ветви, ветвь - участок цепи между узлами.
I1 – I2 – I3 + I4 + I5 = 0
Второй закон Кирхгофа – алгебраическая сумма ЭДС, действующая в замкнутом контуре, равна алгебраической сумме падений напряжения в этом контуре.
Вернемся к нашей задаче.
Используя первый закон Кирхгофа, можно записать n-1 уравнений для цепи. В нашем случае количество узлов n=2, а значит нужно составить только одно уравнение.
Итак, I3 – I1 - I2 = 0
Согласно второму закону получаем уравнения для первого и второго контуров цепи. Направления обхода выбраны произвольными (у нас- по часовой стрелке), при этом если направление тока через резистор совпадает с направлением обхода, берем со знаком плюс, и наоборот если не совпадает, то со знаком минус. Аналогично с источниками ЭДС.
На примере первого контура – ток I3 и I1 совпадают с направлением обхода контура (против часовой стрелки), ЭДС E1 также совпадает, поэтому берем их со знаком плюс.
Уравнения для первого и второго контуров по второму закону будут:
R1I1 + R3I3 = E1
R2I2 + R3I3 = E2
В
се эти три уравнения образуют систему
R1I1 + R3I3 = E1
R2I2 + R3I3 = E2
I3 – I1 - I2 = 0
Подставляем исходные значения, получаем систему:
1
00I1 + 150I3 = 75
150I2 + 150I3 = 100
-I1 – I2 + I3 = 0
Разделим первую строку на 25, вторую – на 50, получим систему:
4
I1 + 6I3 = 3
4I2 + 3I3 = 2
-I1 – I2 + I3 = 0
Решим СЛАУ по правилу Крамера:
∆ =
= 4·3·1 + 0·3·(-1) + 6·0·(-1) - 6·3·(-1) - 4 ·3·(-1) - 0·0·1 = = 12 + 0 + 0 + 18 + 12 - 0 = 42
∆1 =
= 3·3·1 + 0·3·0 + 6·2·(-1) - 6·3·0 - 3·3·(-1) - 0·2·1 =
= 9 + 0 - 12 - 0 + 9 - 0 = 6
∆2 =
= 4·2·1 + 3·3·(-1) + 6·0·0 - 6·2·(-1) - 4·3·0 - 3·0·1 =
= 8 - 9 + 0 + 12 - 0 - 0 = 11
∆3 =
= 4·3·0 + 0·2·(-1) + 3·0·(-1) - 3·3·(-1) - 4·2·(-1) - 0·0·0 =
= 0 + 0 + 0 + 9 + 8 - 0 = 17
Тогда
I1 =
=
= 0,143
I2 =
=
= 0,262
I3 =
=
= 0,405
Задача решена.
Матрицы в экономике
С помощью матриц удобно записывать некоторые экономические зависимости. Например, таблица распределения ресурсов по отдельным отраслям экономики (усл. ед.)
Ресурсы | Промышленность | Сельское хозяйство |
Электроэнергия | 5,3 | 4,1 |
Трудовые ресурсы | 2,8 | 2,1 |
Водные ресурсы | 4,8 | 5,1 |
может быть записана в компактной форме в виде матрицы распределения ресурсов по отраслям:
А =
В данной записи, например, матричный элемент
= 5,3 показывает, сколько электроэнергии употребляет промышленность, а элемент
= 2,1 - сколько трудовых ресурсов потребляет сельское хозяйство.
Матричные методы находят широкое применение в экономических расчетах.
Задача 2.
Предприятие производит следующие изделия: перчатки, сумки и портмоне. Для производства используется сырье 3-х видов. Известен расход сырья на единицу изделия и объем расхода сырья на 1 неделю (заданы в таблице). Необходимо найти еженедельный объем выпускаемой продукции каждого вида.
| перчатки | сумки | портмоне | Расход на 1 неделю |
Сырье 1 | 6 | 2 | 0 | 280 |
Сырье 2 | 1 | 0 | 1 | 60 |
Сырье 3 | 3 | 2 | 4 | 310 |
Составим математическую модель задачи. Пусть x – это объем производства перчаток, y – объем производства сумок и z - объем производства портмоне. С учетом нормы расходы каждого вида сырья на единицу изделия составим систему уравнений:
Решим данную систему по правилу Крамера
∆ =
= 6·0·4 + 2·1·3 + 0·1·2 - 0·0·3 - 6·1·2 - 2·1·4 = 0 + 6 + 0 - 0 - 12 - 8 = -14
∆1 =
= 280·0·4 + 2·1·310 + 0·60·2 - 0·0·310 - 280·1·2 - 2·60·4 =
= 0 + 620 + 0 - 0 - 560 - 480 = -420
∆2 =
= 6·60·4 + 280·1·3 + 0·1·310 - 0·60·3 - 6·1·310 - 280·1·4 =
= 1440 + 840 + 0 - 0 - 1860 - 1120 = -700
∆3 =
= = 6·0·310 + 2·60·3 + 280·1·2 - 280·0·3 - 6·60·2 - 2·1·310 =
= 0 + 360 + 560 - 0 - 720 - 620 = -420
x =
=
= 30
y =
=
= 50
z =
=
= 30
Таким образом, еженедельный объем выпускаемой продукции, с учетом запасов сырья, составит 30 шт перчаток, 50 шт – сумок и 30 шт – портмоне.
Отдых! Зарядка для глаз
Следующее задание. Распределяемся на группы: техники монтажа, экономисты, математики-прикладники. Вам предлагаются кейсы. Необходимо: решить кейс, представить свою работу.
(Представление решенных кейсов)
4. Ребята, оцените сегодняшнее занятие, расставьте метки на мишени.
Домашнее задание:
Решить задачи:
1 (экономика)
Найти ежедневный объем выпуска каждого вида обуви.
2 (электротехника)
Дана электрическая схема. ЭДС источника питания равна Е1=5 В, а сопротивления R1=100 Ом, R2=510 Ом, R3=10 кОм. Требуется рассчитать напряжения на резисторах и ток через каждый резистор.
Выставление оценок.
Спасибо за урок!
Список литературы
1. Бардушкин, В. В. Математика. Элементы высшей математики : учебник : в 2 томах. Том 2 / В.В. Бардушкин, А.А. Прокофьев. — Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2022. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-906923-34-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1817031 – Режим доступа: по подписке.
2. Высшая математика для экономистов: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Н.Ш. Кремер [и др.] ; под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - 3-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 479 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников») - ISBN 978-5-238-00991-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028709 – Режим доступа: по подписке.
Приложение 1
Кейс 1
Дана электрическая цепь (рисунок). Параметры элементов электрической цепи следующие: R1=45 Ом, R2=15 Ом, R3=45 Ом, R1=75 Ом, E1=60 В, E2=450 В.
Определить токи в ветвях, с помощью законов Кирхгофа.
Кейс 2
Пусть предприятие выпускает продукцию трех видов:
,
,
и использует сырье двух типов:
и
. Нормы расхода сырья характеризуются матрицей А =
, где каждый элемент
(i = 1,2,3; j = 1,2) показывает, сколько единиц сырья j-го типа расходуется на производство единицы продукции i-го вида. План выпуска продукции задан матрицей-строкой С = (100 80 130) , стоимость единицы каждого типа сырья (ден. ед.) - матрицей столбцом В =
Рассчитать общую стоимость сырья.
Кейс 3
В наличии имеются три комплекта игрушек.
1 комплект: 5 роботов, 7 кукол и 12 мячей стоят 2810 руб.
2 комплект: 9 роботов и 15 мячей стоят 1737 руб.
3 комплект: 12 кукол и 8 мячей стоят 3240 руб.
Определить цену робота, куклы, мяча.
Приложение 2