Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Аргаяшский аграрный техникум»
филиал ГБПОУ «ААТ» в п. Мирный
Методическая разработка
интегрированного урока по математике и истории
«У войны недетское лицо»
выполнила Чубаренко Е.Н.
преподаватель математики
Мирный, 2019
Тема: «У войны недетское лицо»
Интегрированный урок по математике , истории
Образовательные:
Умение применять математические знания к решению текстовых задач.
Демонстрация тесной связи учебных предметов (математики, литературы, физики, истории).
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся.
Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Повышение интереса к предметам: математике, физики, истории.
Воспитательные:
Воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины.
Воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе.
Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер и медиапроектор., презентация
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний обучающихся
Прошло около 75 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Неисчислимые жертвы понесла страна в период Великой отечественной войны: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.
Великая Отечественная война (1418 дней и ночей) явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, общества. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, каждый час погибали 588 человек, каждую минуту -10, каждые 6 секунд уносило 1 человеческую жизнь.
Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Учебная группа разбивается на 2 подгруппы
3 . Повторение ранее изученного материала
Задание 1. Повторим некоторые даты времен Великой Отечественной войны, решив уравнения, решение на доске – эстафета
1 подгруппа
а) Число б) Месяц в) Год
7х-5=39+5х х*(х-6)=0 0,1х-638=1303-0,9х
Ответ: 22.06.1941
2 подгруппа
а) Число б) Месяц в) Год
5-4х=23-6х х*(2х-10)=0 7,5х-2000=6,5х-55
Ответ: 9.05.1945
Назовите событие, связанное с этой датой.
Преподаватель:
Вспомним еще раз жестокую «арифметику» той грозной беспощадной поры.
Война для советского народа – людей длилась 1418 дней и ночей.
Задание №2 (устно) Прочитать числа: каждая подгруппа поочередности
Преподаватель озвучивает значение чисел
11 944 100 ( погибло всего)
6 885 000 ( на полях сражений)
4 559 000 ( в плену и без вести пропавших)
13 7000 ( из мирного населения)
26 600 000 ( общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)
1 710 (разрушено городов)
70 000 ( деревень)
32 000 ( фабрик и заводов)
98 000 ( колхозов)
В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
4.Закрепление ранее изученного материала.
В субботу 21 июня 1941г., окончив 3 курс мехмата МГУ, студентка Женя Руденка записала в своем дневнике «Сданы все зачеты! Все экзамены! Все! Все! Жизнь прекрасна и удивительна!
А в воскресенье утром на страну обрушились страшное бедствие- война. Через 4 месяца обучения в г. Энгельсе, Женя Руднева попала в 46-й женский полк бомбардировочный авиации. Ночные бомбардировщики ПО-2 наносили весьма ощутимые потери врагу в живой силе и боевой технике. Они громили также склады с горючими и со снарядами.
Не всегда удачно заканчивались боевые вылеты экипажей 46-го полка. На 645-м боевом вылете самолет, где Е.Руднева летела за штурмана с малоопытной летчицей, был сбит и , пылая как факел, стал падать на глазах у других экипажей. Звание Героя Советского Союза было присвоено штурману полка Евгении Максимовне Рудневой посмертно. Ее имя носят улицы городов (в т. числе одна из улиц Москвы, малая планета).
4. Письменное задание:
на
доске изображения-схемы трех самолетов, под ними уравнения для каждого ряда. Решить, поставить стрелки от уравнения к самолету. (Марка самолета соответствует корню уравнения)
Города - герои известны всему миру: Москва, Ленинград, Севастополь, Киев, Новороссийск...Каждый город-это своя битва, своя трагедия, своя и общая победа. 900 дней жил Ленинград в осаде. Не сумев захватить город, фашисты разрушали его артиллеристскими обстрелами, бомбежками. Жителей они хотели уморить голодом, однако ленинградцы мужественно переносили лишения, работали, воевали. В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 632253 жителя, 16747 убито при артобстрелах и бомбардировках. Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше.
Задача 5(устно)
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда
40+40+20+25=125г
В блокадном Ленинграде детям до 12 лет выдавали в день в два раза меньше хлеба, чем рабочему.
| Состав продуктового пайка с 25 ноября по 25 декабря 1941 г. | |
Продукты | Рабочие | Дети до 12 лет и иждивенцы |
Хлеб | 250г в день | 125г в день |
Мясо | 300 г на 10 дней | 150 г на 10 дней |
Крупа | 300 г на 10 дней | 150 г на 10 дней |
Масло | 350 г на 10 дней | 100 г на 10 дней |
Сахар и конфеты | 500 г на 10 дней | 150 г на 10 дней |
отрывок «Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Блокада Ленинграда была прервана 18 января 1943 года. Фашистам не удалось покорить славный город. Ленинград выстоял.
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части
Задание 6.
На военном заводе ребята проверяли качество патронов. Пуля должна была весить ровно 9 граммов. За смену план проверки составлял 12 ящиков. Весил ящик в среднем около 5511/25кг. Какой вес в среднем за смену поднимал один ребенок? И сколько пуль ему надо было проверить? (5511/25кг х 12 =1386/25кг х 12 =665280г : 9г = 73920шт)
Преподаватель:
Приведем цифры и факты, свидетельствующие о борьбе с немецко-фашистскими оккупантами.
На железных дорогах оккупированной советской территории партизанами всего было повреждено 19200 паровозов, простои которых из-за ремонта составили более 24810 месяцев.
Только за три недели января 1945года на территории Чехословакии партизаны пустили под откос 30 воинских эшелонов, вывели из строя 25 мостов, уничтожили более 40 автомашин с грузами.
Недостаток паровозов и вагонов, выведенных из строя в результате диверсии, сократили вражеские перевозки в 1941-1943гг, по меньшей мере на 20-25%, а в дальнейшем на 25-35%.
3. С лето 1942г для борьбы с партизанами на оккупированной территории нашей страны постоянно использовалось 105 всех сухопутных сил фашистской Германии. Кроме этого, для охраны путей сообщения-от5-10 дивизий союзников Германии. В целом для охранным железных дорог и автомобильных колонн фашисты постоянно привлекли от 300-600 тыс. солдат и полицией.
7.. Головоломка.
П
редставьте себе, что в штаб, где вы находитесь, привели вражеского лазутчика с донесением, которое было у него на листочке квадратной формы, он его порвал на 7 мелких частей. Восстанови форму: собери из 7 частей квадрат
8. Небольшой воинский отряд подошел к реке, через которую надо переправиться. Мост сломан, а река глубока. Как быть? Вдруг офицер замечает у берега двух мальчиков, забавляющихся в лодке. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков - не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно в этой лодке.
Каким образом?
Решение
Сначала переправились оба мальчика. Один из них остался на берегу, а другой пригнал лодку назад. Затем переправился через реку 1 боец, а находившийся на том берегу мальчик, пригнал лодку обратно, взял другого мальчика и они оба переправились через реку. Обратно вернулся только один мальчик и вышел на берег, а через реку переправился второй боец. Так переправа продолжалась до тех пор, пока все бойцы не оказались на другом берегу.
Задача 9.
Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадрильи, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадрильи – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре.
Решение: 1) 70 – 35= 35(км) – расстояние между кораблями через час.
2) 70 + 35 = 105(км/ч) – скорость сближения.
3) 35 : 105 = 1/3(ч) =20(мин) – необходимо на обратный путь кораблю.
4) 1ч +20мин = 1ч 20 мин – разведчик возвратится.
Что означает слово “минута”? (Единица времени)
А что означает слово - “Минута молчания”? (Это несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших)
Задание 10 . Вычислите: 1 сутки=1440минут.1 год=365 суток.
27 миллионов погибших….
Вы представляете, что это такое…
Если по каждому погибшему
В стране объявить минуту молчания, страна будет молчать .
27 700000: 365:24:60 =52 года
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встаньте на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
Итог урока: подведение результатов самой подгруппой и выделение наилучших
Отстоять мир сегодня можно только усилиями всех людей доброй воли. Каждый Россиянин считает своим первейшим гражданским долгом и обязанностью сделать для этой благодарной цели все возможное, все от него зависящее.
Рефлексия нарисовать человечка