МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автОномное Образовательное учреждение
среднего профессионального образОвания
татарский политехнический колледж
Методическая разработка урока по математике «Вычисление площади квартиры»
Автор: Золотых Л.А., преподаватель ГАОУ НСО«ТПК»
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предлагается как вариант проведения учебного занятия по формированию и усвоению знаний, умений и навыков студентов по вычислению площади несложных конструктивных элементов зданий, анализу возможностей переноса полученных знаний к решению практических ситуаций.
Тема урока входит в раздел программы «Основные формулы для вычисления площадей фигур и объёмов тел, используемых в строительстве». Представленный урок является логическим продолжением предыдущего занятия, на котором студенты вспомнили основные формулы измерительной геометрии.
Целью этого урока является вычисление площади несложных конструктивных элементов зданий, анализ возможности переноса полученных знаний к решению практических ситуаций.
Урок проводится в виде практического занятия. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. На уроке студенты не только приводят решения заданий, но и стараются все логически обосновать. Данное занятие имеет глубокий интегрированный подход в обучении, устанавливает связь со спец дисциплинами. Это позволяет преподавателю создать благоприятные условия для развития познавательной активности студентов на занятии, формирования информационной и коммуникативной компетентностей, а также способствует формированию интереса к предмету.
Важность данной методической разработки вызвана тем, что тема занятия является профессионально значимым материалом, способствует формированию профессиональных компетенций.
Знания данной темы необходимо для успешной работы студентов на последующих занятиях.
Задачи данной методической разработки - показать:
формирование операций мыслительной деятельности (анализ, синтез, классификация);
формирование универсальных учебных действий;
сочетание индивидуальной и коллективной работы студентов;
применение компьютерной поддержки при проведении занятий;
использование интегрированного, компетентностного подхода в обучении.
После звонка студенты, заранее разбившиеся на три группы постоянного состава по пять человек, занимают свои места. Каждая группа должна выбрать спикера и записать свои фамилии в листы для учета баллов.
№1 ФИО | Должность в группе | Баллы за опрос | Баллы за задачи | Баллы за сам. работу | Все баллы |
| Спикер | | | | |
| Участник | | | | |
| Участник | | | | |
| Участник | | | | |
| Участник | | | | |
На каждом столе размещается папка, которая содержит следующий дидактический материал:
памятка для работы студентов на занятии;
лист учета баллов для каждого студента;
чебный кейс для проведения занятий по дисциплине «Математика» для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»( Программная карта кейса 1) ;
выписка из ФГОС
дидактический материал: Определение объемов отдельных видов строительных работ; Дополнительные ТЭП объёмно-планировочных решений жилых домов; Площадь не правильного многоугольника; Сметная документация и ТЭП проекта;
критерии оценки самостоятельной работы.
Ученики: А.В. Погорелов. Геометрия: Учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010;
Башмаков М.И. Математика .Учебник. – М., Академия, 2008.
Шипова Л.И. Математика.- Волгоград. : Ин-Фолио.-2012.
Начинается занятие с организационного ввода, с создания проблемной ситуации, постановки цели и задач, мотивации учебной деятельности студентов на данном занятии.
Как будущие специалисты студенты должны обладать такими личностными качествами, как умение логически мыслить, анализировать и классифицировать полученную информацию, быстро ориентироваться в меняющейся ситуации, принимать самостоятельные решения, уметь грамотно высказывать свою мысль. Всему этому можно учиться на уроках математики. И данное занятие, посвященное анализу возможности переноса полученных знаний к решению практических ситуаций, направленно на формирование нескольких таких качеств. Особый упор преподаватель делает на то, что в ходе занятия, выполняя все предложенные задания, студенты смогут самостоятельно решать практические задачи.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО: Золотых Лилия Александровна;
Место работы : ГАПОУ НСО «ТПК»;
Должность: преподаватель математики, физики;
Предмет : математика;
Курс: 2, группа по программе СПО;
Тема и номер урока в: " Вычисление площади квартиры " урок № 44;
Базовый учебник: Шипова Л.И. Математика.- Волгоград. : Ин-Фолио.-2012.
Тип урока: комбинированный;
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа;
Необходимое техническое оборудование
1. компьютер и мультимедийный проектор;
2. доска;
3. раздаточный материал .
Использование ЭОР :
1. Презентация.
Технологическая карта урока
Тема: «Вычисление площади квартиры» (2 курс СПО).
Тема | Вычисление площади квартиры | |
Цель темы | Научиться вычислять площади несложных конструктивных элементов зданий, проанализировать возможность переноса полученных знаний к решению практических ситуаций. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Понятие площади, площадь квартиры, объём строительных работ, расчётные задания на вычисления площади и решение практических ситуаций. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | |
вспомнить основные формулы для вычисления площадей, используемых в строительстве. научить студентов вычислять площади квартир, окон, различных планировочных и объёмных коэффициентов, использование ранее полученных знаний по геометрии; уметь устанавливать логические отношения между данными и искомыми. применять математические методы для решения профессиональных задач. | Личностные: осознание математической составляющей окружающего мира. | |
Регулятивные: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим студентом, преподавателем, одногрупниками; | |
Познавательные: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально, в парах, в группах. | |
Организация пространства. |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Геометрия, геодезия (масштаб), экономика организации, организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов, эксплуатация зданий, реконструкция зданий повседневная жизнь. | Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная. | Ученики: А.В. Погорелов. Геометрия: Учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010; Башмаков М.И. Математика .Учебник. – М., Академия, 2008. Шипова Л.И. Математика.- Волгоград. : Ин-Фолио.-2012. Учебный кейс для проведения занятий по дисциплине «Математика» для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (Программная карта кейса 1) ЭОР - презентация “Площадь квартиры ” Наглядный и раздаточный материал |
Этап | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | УУД | Ок; Пк |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Все этапы работы проецируются на экран. Включение в деловой ритм. | Подготовка группы к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование сотрудничества с преподавателем и сверстниками. | ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
2. Проблемная ситуация и фиксация затруднения в деятельности. | Создает проблемную ситуацию: В Новосибирске сорвалось открытие приюта для бездомных животных. Директор приюта обвинил в безответственности строительную бригаду, потому что они не выполнили в срок условия договора, в котором было указано, что к определенному сроку должно быть выкрашено полностью помещение для животных прямоугольной формы. По мнению бригады строителей виноват техник-сметчик, которые неверно рассчитал расход краски (рассчитал «сметный объём»), для окрашивания помещения и ее не хватило, чтобы завершить работу. Вопросы : - Кто прав: директор приюта или строительная бригада? - Чем и кому грозит невыполнение в срок договорных обязательств? | Выдвигаются версии при ответе на вопросы, Фиксируется затруднение в деятельности(расход материала определим ,если будем знать сметный объём работ) | Предметные: установление логических связей между данными и искомыми величинами, применение математических методы для решения профессиональных задач. Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и теоремы. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
3. Постановка учебной задачи. | На основе фронтальной беседы выстраивает основные задачи к уроку. Отличие термина «сметный объём» от термина «объём» общепринятого в математике. Как соотносится тема урока и данный термин? Почему мы этим занимаемся? | Перед учащимися возникает проблем: В смысле и понятии термин «сметный объём»; В действиях по вычислению площади квартиры; В «значимости» математической подготовки? | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы. | ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта | Организует работу учащихся по преодолению проблемной ситуации. Работа с кейсом: Работа над техническим заданием (записи ведутся в тетради); (репродуктивный уровень) Работа в группе с иллюстративными ситуациями (устное собеседование в малых группах, определение проблем и путей решения) (продуктивный и творческий уровень) Работа над вопросами, поставленными в кейсе, определение спикеров в малых группах. (продуктивный и творческий уровень) В том числе задуматься над вопросами: Отличие термина «сметный объём» от термина «объём» общепринятого в математике. Как соотносится тема урока и данный термин? Почему мы этим занимаемся? | Каждой группе выдаётся «План квартиры». Студенты осуществляют работу над техническим заданиям из кейса в тетрадях индивидуально. Затем совместно обсуждают иллюстративные ситуации, находят компромиссы, выбирают стратегию представления результата работы, выбирают спикеров. | Предметные: основные формулы для вычисления площадей, используемых в строительстве; вычислять площади квартир, окон, различных планировочных и объёмных коэффициентов, использование ранее полученных знаний по геометрии; применять математические методы для решения профессиональных задач. Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ПК.1.1 Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий. ПК.1.3. Выполнять несложные расчёты и конструирование строительных конструкций. ПК. 2.3. Проводить оперативный учёт объёмов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.) |
5. Разбор результатов деятельности студентов | Организует очерёдность выступлений и беседу по обсуждению результатов работы. Все иллюстративные ситуации проецируются на экран. Тетради сдаются на проверку преподавателю. В зависимости от длительности обсуждения преподаватель попутно задаёт вопросы из кейса. В том числе отвечают на поставленные задачи к уроку: 1.Отличие термина «сметный объём» от термина «объём» общепринятого в математике. 2.Как соотносится тема урока и данный термин? Преподаватель делает вывод о решении задач к данному занятию.(Задачи выполнены) | Делают краткие выводы по итогом письменной работы: выделяют самый трудный момент. Спикеры в порядке очереди выступают по иллюстративным ситуациям. Желающие высказывают дополнения или другой вариант решения проблемы. Отвечают на вопросы преподавателя. Примерные ответы на задачи к уроку: 1.Основным документом для строительства служит смета, для определения сметной стоимости необходимо знать объём строительных работ. Термин «сметный объём» отличается от термина «объём», общепринятого в математике. К сметным объёмам работ относят объёмы, измеряемые в куб.метрах, площади, длины и даже вес. Другими словами, под сметными объёмами подразумеваются любые количества, определяемые по чертежам проекта и используемые при определении сметной стоимости. 2.Вычисление площади квартиры -это категория относящаяся к сметному объёму, поэтому работая по теме урока мы готовимся к профессиональным знаниям. | Предметные: основные формулы для вычисления площадей, используемых в строительстве; вычислять площади квартир, окон, различных планировочных и объёмных коэффициентов, использование ранее полученных знаний по геометрии; применять математические методы для решения профессиональных задач. Познавательные: умение структурировать знания, выбирать способы решения задач, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ПК.1.1 Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий. ПК.1.3. Выполнять несложные расчёты и конструирование строительных конструкций. ПК. 2.3. Проводить оперативный учёт объёмов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.) |
6. Рефлексивность | Организует деятельность по Эмоциональной рефлексии (Какое у вас впечатление от проделанной работы? Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы) Оценки деятельности Я не понял, к какому результату пришёл, так как …; Этот урок даёт мене возможность почувствовать…; Мне ясно, что…; Каков главный результат для Вас лично при изучении темы? Чему Вы научились лучше всего? | Отвечают на предложенные вопросы Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия. | Личностные: осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Познавательные: рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
7.Подведение итогов. | Подводит итог, возвращается к главному вопросу: «Вы отрефлексировали свою деятельность, свои результаты, а почему мы этим занимаемся? Какова была цель темы? (Перенести знания на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие над предметных умений.) Предлагает по критериям в кейсе оценить свою работу. Выставление оценок. | Отвечают: «В проектных организациях объем работ по зданию в целом подсчитывают, как правило, проектировщики, обычно — техники. К тому же одна из проф. компетенций (ПК2.3)проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.Всё это говорит о том, что знания по математики являются базовыми при подготовке к освоению спец дисциплин. Цель темы: Научиться вычислять площади несложных конструктивных элементов зданий, перенос полученных знаний к решению практических ситуаций.. Оценивают свою работу на уроке. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
Домашняя работа | Предлагает задачи | Записывают в тетрадь. | | |
Список используемой литературы
Выготский М.Я. Справочник по высшей математике. - М.: Наука, 1987.
Голубев Б. И. Определение объемов строительных работ- Киев, «Будiвельник», 1975.
Гусарова Е.А. Строительное черчение. -М.: «Академия», 2006.
Ивлев, А.А. Отделочные строительные работы [Текст] : учебник для НПО / А.А. Ивлев, А.А. Кольгин, М. Скок. – М.: Академия, 2010.
Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2014.
СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий. — М.: ГУП ЦПП, 2003.
СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения. — М.: ГУП ЦПП, 2003.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270802 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2010 г. N 17303
Информационный научно- технический журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии 21 века» Москва.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
http://www-formula.ru/ -сайт по математике (Формула.ру)
http://forum.dwg.ru/showthread.php?t=13031) - Материалы для инженеров проектировщиков, конструкторов, архитекторов, пользователей САПР. Форум. AutoCAD.
http://www.c-o-k.ru/- журнал « СОК» №12 | 2007
http://www.zonazakona.ru/ -Комментарии к законам
http://images.yandex.ru/