СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по МДК 01.01 Документационное обеспечение управления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка бинарного урока по МДК 01.01 Документационное обеспечение управления профессия 46.01.01. Секретарь

Тема: Толковые словари, справочные издания по русскому языку

Урок позволяет ознакомить обучающихся со справочными изданиями, в том числе со словарями по русскому языку и практической стилистике, как источниками сведений о различных нормах русского языка. Дать представление о справочной литературе: назначению, структуре словарей и расположению материала в них; способствует обучению обучающихся умению использовать алфавитные и предметные  указатели при поиске необходимого справочного издания. В разработке представлен раздаточный материал

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по МДК 01.01 Документационное обеспечение управления»

Урок по МДК 01.01 Документационное обеспечение управления


Группа 733 Курс 2


Тема: Толковые словари, справочные издания по русскому языку


Цели урока:

  • Ознакомить со справочными изданиями, в том числе со словарями по русскому языку и практической стилистике, как источниками сведений о различных нормах русского языка. Дать представление о справочной литературе: назначению, структуре словарей и расположению материала в них.

  • Способствовать обучению обучающихся умению использовать алфавитные и предметные указатели при поиске необходимого справочного издания.

  • Воспитывать общую культуру секретаря, способствовать развитию внимания, умения сравнивать, сопоставлять, выделять главное; формировать умения работы со словарями русского языка, формулировать выводы; развивать познавательный интерес


Вид учебного занятия: бинарный урок

Тип урока урок: формирования новых знаний

Межпредметные связи: русский язык, литература

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные,

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Используемые методы обучения: словесные, наглядные, практические

Время проведения урока 2 часа

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:

АРМ преподавателя, компьютер, проектор, экран, презентация «Наши помощники - словари».

В ыставка справочных изданий: «О словах и словарях»

Раздаточный материал:

Памятка 1. Содержание и структура словарей и справочников (Приложение 1)

Памятка 2. Этапы работы со словарем (Приложение 2)

Кроссворд (Приложение 3).

При помощи словаря возможно… (Приложение 4)

Домашнее задание (Приложение 5).


Планируемый результат: освоение общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 8. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения; использовать методы и средства делового общения.

ОК 9. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Составлять, редактировать и оформлять организационно-распорядительную документацию, создаваемую в организации, согласно требованиям Государственных стандартов (ГОСТ) по оформлению документов с использованием современных видов организационной техники.

ПК 1.5. Выполнять машинописные работы различной степени сложности.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность студента

Формируемые компетенции

Этап 1. Организационный


Приветствие. Определение готовности обучающихся к работе

Проверяют готовность своего рабочего места

ОК 1,

ОК 2


Этап 2. Актуализация опорных знаний

Мотивация познавательной деятельности: создание проблемной ситуации; показ недостаточности имеющихся знаний; связь занятия с будущей профессиональной деятельностью

Сформулировать вопросы, которые подводят студентов к формулировке цели и осознанию основной задачи занятия.

Рассказ преподавателя как будет проходить бинарный урок.

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, анализируют ситуацию.


Обосновывают цели занятия.


Делают выводы.




Обучающиеся внимательно слушают, записывают тему в тетради.


ОК 1,

ОК 2, ОК 3



Этап 3. Сообщение новых знаний


Организует работу обучающихся со словарями и дает познавательную задачу.

Акцент внимания студентов на существенных признаках формируемых понятий.

Уточняет особенности официально-делового стиля речи. Объясняет значимость его в работе секретаря.

Рассказ педагога – библиотекаря с элементами беседы о значимости словарей в работе секретаря, их разновидностях и содержании.

Знакомит со структурой словарей, их композицией Приложение 1).

Задает уточняющие вопросы.

Объяснение педагога как следует работать со словарем (Приложение 2).

Использует различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся: поисковая работа, самоорганизация

Работа со словарями. Поиск значений слов в справочных изданиях,

определяют понятия «речь», «язык», «коммуникация».

Делают выводы.

ведут записи в тетради.

Вспоминают и перечисляют особенности официально-делового стиля речи.


Обучающиеся слушают преподавателя, отвечают на вопросы


Работают индивидуально со словарями.

Изучают памятку «Содержание и структура словарей и справочников»


Работают с памяткой 2

«Этапы работы со словарем».


ОК 1,

ОК 2,

ОК 4,

ОК 8,

ОК 9

ПК 1.1.

Этап 4. Закрепление знаний

Проводит беседу с целью структурирования и обобщения новой учебной информации (см. дидактические материалы к учебному занятию).

Организует письменную самостоятельную работу обучающихся, практических заданий.


Проверка понимания сущности новых понятий обучающимися.


Проводит фронтальный опрос (в форме блиц-опроса), требующий мыслительной активности.


Рефлексия (подведение итогов урока).

- Довольны ли вы результатом своей работы? - Были ли затруднения при выполнении заданий на занятии?

- Что не вызвало у вас затруднений в при выполнении заданий?

Отвечают на вопросы, закрепляя в нужной последовательности учебный материал.

Работают индивидуально,

используют

раздаточный материал и словари при выполнении практического задания и самостоятельной работы (решают кроссворд) (Приложение 3).

Понимание обучающимися практической значимости изучаемого материала (Приложение 4).

Уточняют определения основных понятий по теме.

Самооценка и анализ учащимися собственной деятельности. Дают оценку результатов своей работы. Анализируют затруднения.

ОК 1,

ОК 2,

ОК 3,

ОК 4,

ОК 8,

ОК 9

ПК 1.1.

ПК 1.5.

Этап 5

Информация обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Преподаватель дает сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания.

Информация о домашнем задании

для закрепления материала.

(Приложение 5).

Определяют для себя уровень домашнего задания

Записывают домашнее задание в тетради.


ОК 1,

ОК 2,

ОК 4, ПК 1.1.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний

Педагог - библиотекарь: Добрый день, уважаемые абонементы библиотеки или, может абоненты, а может абитуриенты библиотеки?! Так как мне вас правильно обозвать, а может назвать?

Ответ: 1) абоненты или читатели; 2) назвать.


Педагог - библиотекарь: А откуда вы знаете, что это правильное употребление слов?

Вы слышали такие слова? Что они обозначают и как правильно их употреблять?

Так, где же возможно, быстро и с вероятной точностью узнать смысл и правильное употребление данных слов, да и вообще, каких - либо других?

Ответ: В словаре.


Педагог - библиотекарь: Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем изучать? нужно ли загружать вас подобной информацией?

Ответ: Будем говорить о словарях. Надо пользоваться словарями, т.к. в интернете почти всегда много ошибок, а иногда и неверная информация.


Педагог - библиотекарь: Итак, тема нашего урока: Толковые словари, справочные издания по русскому языку. Запишите ее в тетради.

- Хорошо! Но пригодится ли это вам, в вашей будущей профессии?

Ответ: Нам это необходимо, потому что профессиональными качествами секретаря кроме аккуратности и ответственности и других деловых качеств является грамотность.

Преподаватель: Таким образом, цель нашего урока: ознакомить со справочными изданиями, в том числе со словарями по русскому языку и практической стилистике, как источниками сведений о различных нормах русского языка. Научиться использовать их в профессиональной деятельности секретаря.

Урок наш пройдет в нестандартной обстановке. Первая часть урока будет проходить в библиотеке, ее будут проводить педагоги-библиотекари, а вторая половина урока – в кабинете.


  1. Сообщение новых знаний

П едагог - библиотекарь: Нельзя не согласиться с тем, что важнейшим качеством современного секретаря является его умение в совершенстве владеть коммуникативной функцией речи. Что же это за речь такая – коммуникативная?

Педагог - библиотекарь: Откроем один из словарей и прочитаем: «Передача информации словами есть речевая коммуникация». Теперь найдем значение слова (со слайда) речь или язык «естественно возникшая в человеческом обществе система знаков (слов), звуковых и письменных».

- Итак, сделаем вывод, что важнейшей коммуникативной функцией языка является - обмен информацией: устно и письменно.

- А значит, важнейшими вашими профессиональными качествами, будут «умения в совершенстве владеть всеми нюансами, связанными с подготовкой и передачей информации: устно и письменно».


- Устная и письменная речь, чего уж проще, все мы с детства, в той или иной мере, знакомы с речью, и зачем, скажите вы, заострять на этом внимание? А вот зачем.


Рассказ педагога – библиотекаря с элементами беседы:

- Каждый человек знает, что в семье мы говорим на одном языке, по телефону – на другом, но в официальной обстановке - на работе, вы обязаны пользоваться особым видом речи - речью официальной, деловой, а значит должны знать все нюансы и особенности данного языка и владеть им в совершенстве.

Стили отличаются подбором языковых средств или специфической фразеологией: речевыми выражениями, особым словообразованием, отличительным употреблением отдельных слов.

Функциональным стилем для профессии секретарь – референт является официально-деловой стиль речи.

Педагог – библиотекарь: Давайте уточним, кто знает, в чем же особенности данного стиля? Перечислите, пожалуйста, особенности официально-делового стиля речи.

Педагог – библиотекарь: Очень хорошо, что вы знаете многое о стиле делового общения. Давайте запишем эти особенности в тетрадь.

О СОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ:

  • использование терминологической лексики;

  • точность выражений не допускающая разночтений;

  • употребление слов и словосочетаний в прямом основном значении;

  • использование языковых оборотов (клише, штампов);

  • отсутствие выразительных и украшающих средств языка;

  • широкое использование слов-аббревиатур или графических сокращений;

  • использование правильных номенклатурных названий (организаций, учреждений, должностей, предприятий).


Педагог – библиотекарь: Основными источниками правильного использования официально-делового стиля при составлении документов являются словари и справочники, которые расширяют знания о языке и слове.

- Они дают исчерпывающие знания о нормах и грамматических формах русского языка, предостерегают от неправильного употребления и произношения слов, а так же обогащают словарный запас человека.

Педагог - библиотекарь: Итак, чтобы получить исчерпывающие знания о языке и грамматике, на что в первую очередь должен опираться в своей работе и самообразовании профессиональный секретарь?

Ответ: студенты говорят об опоре на словари и справочники.

(Раздаются толковые и орфографические словари).


Педагог - библиотекарь: Как вы думаете, достаточно ли будет одного словаря, например, орфографического для успешной работы?

Ответ: одного мало, нужно хотя бы несколько, например, для толкования смыслового значения слова.


Педагог – библиотекарь: Да, совершенно верно! Как вы заметили, словари необходимы разные. В России словари многочисленны и разнообразны, но делятся все на две группы: энциклопедические и лингвистические.

Э нциклопедические словари содержат тематическое описание и информацию о рассматриваемом объекте, представляются так же имеющиеся фото материалы и иллюстрации.

Лингвистические - объясняют значение слов, дают его лексикологическую, грамматическую,

этимологическую или описательную характеристику.


П едагог – библиотекарь 1: Давайте подробнее остановимся на словарях грамматического направления. Такие словари, в свою очередь, делятся на три условных типа:


Типы словарей:

  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ - обогатят словарный запас; помогут правильно написать слово или заменить его сходным по смыслу

  • ТОЛКОВЫЕ и ЭТИМОЛОГИЧЕКИЕ СЛОВАРИ - объяснят значение слова и грамматическое содержание, укажут из какого языка оно пришло и каковы особенности произношения

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ или ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ – помогут найти толкование готовых языковых единиц или слов воспроизводимых в Педагог - библиотекарь:

Каждый из этих типов словарей имеет свое направление или вид в зависимости от значения, происхождения слова, от рассматриваемых сторон и сведений о нем.


С амую обширную группу словарей представляют словари толковые. Они объясняют значение и грамматические свойства слова, указывают на особенности произношения.

Толковые словари - объясняют значение и грамматические свойства слова, указывают на особенности произношения.


«Толковый словарь живого великорусского языка», написанный В.И. Далем - был первым полным словарем и включал свыше 200 тыс. слов. в 4х томах.

Словарь переиздавался много раз: 1950, 1965 – был богато иллюстрирован; 1999 – содержал более 90 тыс. слов современного русского языка.

Наиболее доступным в настоящее время является «Словарь русского языка» составленный С.И. Ожеговым и опубликованный в 1990г. На его основе в 2007г Н.Ю. Шведовой и языковедами РАН был составлен «Толковый словарь современного русского языка», который значительно пополнился современными сведениями состояния русского литературного языка.


Педагог – библиотекарь: Существует некоторая разновидность толковых словарей, в зависимости от значения и происхождения слова.

Они бывают (со слайда) исторические, в которых излагается история слов на протяжении определенной эпохи или объясняются слова, содержащиеся в памятниках письменности;

диалектные или словари народных говоров, в которых содержатся сведения о значении и употреблении слов в определённых местностях России, описывается лексика их говоров;

этимологические словари – содержат не только значение слова, но и сведения о происхождении слова и все этапы его видоизменений;

иностранных слов - объясняют значение и происхождение слов и терминов иноязычного происхождения, вошедших в состав русского языка;

профессиональные - энциклопедические толковые словари или терминологические – раскрывают не только смысл слов и понятий, но и научное их содержание.


П едагог - библиотекарь: Не менее обширную группу составляют словари грамматического или лингвистического направления.

Такие словари отражают не только лексику языка, но и правила правописания и употребления слова, а так же содержат алфавитный перечень слов с указанием особенностей их произношения и ударения или виды отдельных грамматических форм слова.

К данному типу так же относятся словари с решением отдельных проблемотраслевые, общие орфографические, школьные, слитного или раздельного написания, прописная или строчная буква, для работников печати и т.д.


ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ - содержат нормативное написание слов расположенных в алфавитном порядке.

  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ – в алфавитном порядке слов содержится указание особенностей их произношения, ударения, и изменение отдельных грамматических форм: «СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ», «СЛОВАРЬ ТРУДНОСТЕЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ» и др.

  • СЛОВАРИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ – с объяснением значения терминов филологии, от фонетики и графики до синтаксиса и стилистики.

  • ГРУППА АНТРОПОНИМИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ содержит список собственных имен людей (имя, отчество, фамилия); прозвищ и псевдонимов; названий жителей определенной местности или региона.

  • ОБРАТНЫЕ СЛОВАРИ - с обратным порядком слов (справа-налево) для упрощения лингвистических исследований и легкости быстрого отбора, например, всех глаголов или прилагательных и т.п.

  • ТЕЗАУРУСЫ ИЛИ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ - для деления слов на близкие по смыслу группы, что облегчает составление текстов на какую-то конкретную тему.

П едагог – библиотекарь: Ещё одно из направлений грамматических словарей - словари лексического направления.

Это отдельная группа словарей по лексике, отобранной по различным принципам: антонимов, синонимов, омонимов, паронимов, неологизмов и т.д.

В СЛОВАРЕ СИНОНИМОВ собраны слова, различные по написанию и звучанию, но близкие по значению.

СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ — содержит слова, противоположные по своему значению и смыслу.

НЕОЛОГИЗМОВ – содержит список слов, недавно вошедших в речевой обиход.

СЛОВАРИ ОМОНИМОВ - содержат слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению (смыслу).

СЛОВАРИ ПАРОНИМОВ содержат однокоренные слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению.

В СЛОВАРЕ СОКРАЩЕНИЙ находится расшифровка широко употребляемых сокращений и аббревиатур.

Педагог – библиотекарь: Назначение фразеологических или терминологических словарей в том, что они раскрывают содержание понятий профессиональной лексики или семантически не свободных словосочетаний, воспроизводимых как готовые языковые единицы.

Сюда входят словари фразеологические, профессиональных слов и выражений, культурологические, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок.

  • ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ представляют собой более-менее полные списки по разъяснению смысла терминов той или иной отрасли науки или промышленности.

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ – дается описание и толкование содержания фразеологизмов (устоявшихся словосочетаний), крылатых слов, выражений, пословиц и поговорок.

  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ содержат подробную информацию о культуре и быте народа, который говорит на изучаемом языке.


Педагог – библиотекарь: Секретарь в силу своей профессиональной необходимости должен четко осознавать, когда и к какому справочнику необходимо обратиться, должен знать структуру каждого типа словаря, его достоинства и недостатки, чтобы выбрать не только нужный справочник, но и наилучший для данной ситуации.

- Для правильной работы со словарем - нужно знать как он устроен, т.е. его структуру.

Для этого изучите внимательно Памятку о содержании и структуре словарей и справочников (работа обучающихся с Памяткой 1 «Содержание и структура словарей и справочников») (Использовать Приложение 1. Раздаточный материал).


С труктура всех словарей сходна: предисловие (введение), аннотация (основное краткое содержание тем, разделов), руководство по использованию, перечень специальных сокращений или обозначений, сам список слов и библиография (список литературы).

Все словарные статьи в книге располагаются по алфавиту и вверху каждого листа с буквенно-словарным указателем.

Макроструктура словаря включает:

  • корпус словаря или словник (corpus / middle matter) – совокупность словарных статей, составляющая обычно 90-98% всего объема словаря

  • основные части словаря:

  • предисловие,

  • введение,

  • правила пользования словарем,

  • перечень применяемых сокращений,

  • основные и вспомогательные указатели,

  • п риложения

Педагог – библиотекарь: Микроструктура словаря - совокупность данных, заключенных в пределах словарной статьи.

  • Заголовок – языковая единица (слово, словосочетание, морфема и т.п.), вводящая словарную статью в соответствии с принятой в словаре схемой:

  • вокабула

  • лемма (lemma – вокабула+ фонет. и грамм. инф. о слове)

  • реестровое слово

  • з аглавное слово (headword)

  • входная единица словника

  • лексический вход словарной статьи

  • Словарная статья (entry) – основная структурная единица словаря, состоящая из описания:

  • абзаца

  • зоны основной информации

  • зоны дополнительной информации


Педагог – библиотекарь: Теперь определимся, как следует работать со словарем, т.е. определим этапы работы. Обратимся к Памятке № 2 «Этапы работы со словарем».

(Обучение обучающихся работе со словарями и справочниками: структура, расположение материала, библиография; сокращение имен, понятий и терминов; знакомство с понятиями: «Аннотация», «Библиотечный каталог», «Алфавитный указатель», «Предметный указатель», «Шифр адресный» и т.д.)


  1. Закрепление знаний

Преподаватель: Теперь закрепим ваши знания и выполним практические задания. Разберем значения незнакомых слов, пользуясь толковыми словарями.

(Обучающиеся выполняют практические задания)

Практическое задание: Пользуясь толковым словарем русского языка и материалами данной темы, определите значения следующих слов: ориентировать, клише, аберра́ция, бейдж, пагода, мажор, гага, потупить, трактовать.

Самостоятельная работа. Решение кроссворда (Приложение 4).

(Обучающиеся получают кроссворд и решают его самостоятельно).

Педагог – библиотекарь: давайте подведем итог нашему уроку и проведем блиц-опрос (Обучающиеся отвечают на вопросы).

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Нужен ли словарь для изучения родного языка, на котором ты и так говоришь с детства? Объясни ответ.

  2. Какие сведения тебе может дать словарь?

  3. В каком из стилей русской речи необходимо использование правильных номенклатурных названий (организаций, учреждений, должностей, предприятий)?

  4. Какие словари потребуются для твоей дальнейшей, профессиональной деятельности и учебы?

  5. Какой из словарей поможет объяснить лексическое (смысловое) значение слова или по имеющемуся толкованию определить само слово?

  6. Какой профессиональной коммуникацией обязан владеть секретарь в совершенстве?

  7. Как ещё называется Основная словарная статья, содержащая все единицы области описания слова?


Рефлексия. Подведение итогов урока.

Преподаватель:

  • Понравился ли вам наш урок?

  • Довольны ли вы результатом своей работы? - Были ли затруднения при выполнении заданий на занятии?

  • Что не вызвало у вас затруднений при выполнении заданий?


  1. Информация обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Педагог – библиотекарь: Надеюсь, у каждого из вас дома есть шкаф или книжная полочка для подобных изданий. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша библиотека.


З акончить наш урок мы хотим словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из книги».











Используемые источники и литература:

  1. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка: учебник/ И.Б.Голуб. – М.: Издательство Юрайт, 2018 – 445с.

  2. Как работать со словарями. Брошюра из серии «Библиотека «Первого сентября» - «Библиотека в школе» 2007, - № 2 (14).

  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов; под. ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: Мир и Образование; Оникс, 2012. – 326 с.

  4. Орфоэпический словарь русского языка. / Н.И. Новинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 241 с.

  5. Отличный секретарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://thebestsecretary.ru

  6. Секретарское дело – профессиональный журнал для секретарей. [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.Sekretarskoe-delo.ru

  7. Словарь синонимов русского языка. / М.А. Ситникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 242 с.

  8. Сологуб, О.П. Практикум по документационному обеспечению управления: учебное пособие/О.П. Сологуб. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 128с.

  9. Школьный словарь иностранных слов в русском языке. / Л.М. Баш, А.В. Боброва. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 215 с.

  10. Школьный фразеологический словарь. / М.И. Степанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 121 с.

  11. Школьный этимологический словарь. / Г.А. Крылов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 230 с.

  12. Янковая, В.Ф. Секретарь – референт высокой квалификации. Язык и стиль: учеб. пособие НПО/ В.Ф. Янковая. – М.: Академия, 2016. – 324 с.

Приложение 1


Раздаточный материал

Памятка 1. Содержание и структура словарей и справочников


Памятка 1. Содержание и структура словарей и справочников.


Структура словаря

Словарь – книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие

статьи, отсортированные по названию или тематике.

Первая статья - Вводная (описывает назначение словаря, систему пометок и условностей,

правила пользования словарем);

Далее – Словник и Основная словарная статья (содержит все единицы образующие

область описания слова);

В конце - Список приложений и источников (содержит библиографию - источники цитат,

научных работ, Алфавит. Грамматические фонетические правила, правила чтения).


Структура словарной статьи.

Словарная статья — основная структурная единица любого словаря и справочника.


Словарная статья состоит из: заглавной единицы; текста, разъясняющего заголовочную

единицу и описывающего её основные характеристики. Начинается она с заглавного слова.


Совокупность заглавных слов образуют словник, или левую часть словаря.


В правой части - Основная словарная статья состоит из:

1. Лексического входа словарной статьи (вокабула, лемма).
2. Зоны грамматической информации и фонетической информации.
3. Зоны стилистических помет: (устаревшее – не устаревшее), жаргонизмы, окраска
4. Зоны толкования (значения).
5. Зоны иллюстрации (для энциклопедических словарей) с языковыми примерами

(цитаты из произведений, модели синтаксических конструкций, характерные

употребления слова).




Приложение 2


Раздаточный материал

Памятка 2. Этапы работы со словарем


1

Найдите слово соответственно буквенным указателям


2

Узнайте значение слова


3

Изучите все предложенные значения и выберите наиболее подходящее;


4

Постарайтесь составить своё предложение с изученным словом, для определения смыслового значения


5

Не пренебрегайте воспользоваться этимологической справкой по данному слову


Приложение 3


Кроссворд



Задание: Разгадай кроссворд, используя один из словарей русского языка:

По вертикали:

По горизонтали:

2. Коллоквиум по … ?

4. Коллизия – столкновение противоположных …?

7. Высшее или среднее учебное заведение

8. Досье или труд;

9. И гордость, и стоимость;

11. Кредо – его основа, или взгляд на что-либо, или убеждение в чем-либо.

1. Главный компонент фразы или предложения;

3. Один из синонимов слова организация;

5. Цифра первого десятка;

6. Главный атрибут мебели, рабочее место секретаря;

10. Синоним слова графа.

12. Выступление – синоним;

13. Синоним слова Отчизна.

14. Синоним слова мысль, замысел, концепция.












11
















и






1/с

2/л

о

в

о






12/р

е

ч

ь




и




7/к



8/д


о







т




о



о


в







е


4/и


л



10/с

т

о

л

б

е

ц



р


5/н

о

л

ь


т


з







а


т


е



о


з







т


е


д



и


13/р

о

д

и

н

а


3/у

ч

р

е

ж

8/д

е

н

и

е







р


е



е


с


н







е


6/с

т

о

л


т


14/и

д

е

я






о



о


в


е









в





о


























Приложение 4


Раздаточный материал

При помощи словаря возможно…

При помощи словаря возможно:



- объяснить лексическое (смысловое) значение слова или по имеющемуся толкованию определить само слово;



- дать сравнительное значение слова через подбор синонимов, антонимов или однокоренных слов;



- указать особенности произношения и ударения для слов и грамматических форм;



- найти нормативное описание и употребление профессиональных слов;



- подобрать синонимы, омонимы, антонимы к имеющемуся слову;



- найти сведения о происхождении слов и их первоначальную форму;



- найти значения слов или объясняющие слова для слов, содержащихся в памятниках письменности;



- найти толкование готовых языковых единиц воспроизводимых в письменной речи.


Приложение 5


Домашнее задание


  1. Пользуясь толковым словарем русского языка и материалами данной темы, определите лексическое значение слов (прямое и переносное). Приведите примеры.

  2. Укажите стилистические пометы слов (устаревшее – не устаревшее, жаргонизмы, окраска, стиль).

  3. Заполните таблицу по образцу.

Слово

Лексическое значение

Стилистические пометы

прямое

переносное (метафорическое)

Горячий

Имеющий высокую температуру.

Горячий чай.

1. Выражающий сильное чувство, страстный, пылкий

Горячая душа.

2. Вспыльчивый, легко возбуждающийся, необузданный.

Горячий человек.

нет

Оригинал



«Разг.» Это слово разговорного стиля речи.

Атрибут




Констатировать




Частить




Оптимизировать




Бурный




Тёмный




Убежище




Гаврик