СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза» по теме "Назначение , устройство разъединителей и переключателей с ручным приводом"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен вариант проведения урока по МДК 01.01. "Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза", который проводится на первом курсе по профессии "Машинист локомотива"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза» по теме "Назначение , устройство разъединителей и переключателей с ручным приводом"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей»











Методическая разработка

открытого урока по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза».


Тема: « Назначение и устройство вспомогательных машин электровоза»









Разработал преподаватель спец дисциплин

Пронин Ю.В.





















г. Карасук

2021 г.



Пояснительная записка

В методической разработке представлен вариант проведения урока по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза» для профессии СПО 23.01.09. Машинист локомотива в группе № 16. Выбранная тема программы «Назначение и устройство вспомогательных машин электровозов» является одной из основополагающих тем в изучении дисциплины, одной из наиболее используемых в профессии «Машинист локомотива», так как работа на электроподвижном составе непосредственно связана со знаниями об вспомогательных машин электровозов в электрических цепях переменного тока. И поскольку студенты уже получили определенный опыт при изучении предыдущих тем, на уроке организуется осмысление, формулирование, систематизация, расширение и углубление ранее приобретенных знаний и умений.

Данное учебное занятие проводится с использованием элементов технологии проблемно - диалогического обучения.

При изучении вспомогательных машин электровозов у студентов развиваются способности к анализу, обобщению, синтезу умений и знаний. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза, их использование при рассмотрении типичных электротехнических устройств в устройстве электроподвижного состава, в учебной практике.

В результате освоения данной темы студент должен знать:

Назначение вспомогательных машин электровозов.

Требования, предъявляемые к вспомогательным машинам.

Особенности работы вспомогательных машин переменного тока.

Устройство двигателя АЭ92-4.

Урок направлен на формирование общих компетенций, таких как,

ОК 1 «Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление устойчивого интереса»;

ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем»;

ОК 4 «Осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач»;

ОК 6. «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами».

В процессе проведения урока используются активные формы и методы обучения возможности мультимедиа и IT-технологий для привлечения и активизации внимания, самоанализ деятельности. На уроке использованы информационные средства обучения: мультимедийный проектор, презентации, документ- камера, раздаточный материал.

Данный урок помогает развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, развивает практические навыки, воспитывает культуру технической речи и умение критически оценивать свои профессиональные знания.

Цель методической разработки:

- представить один из возможных вариантов проведения учебного занятия по теме

«Назначение и устройство разъединителей, переключателей с ручным приводом»;

- представить учебное занятие с элементами развивающего обучения, с постановкой проблемных задач.

Использование исследовательских и эвристических методов проведения урока позволяет воспитывать у студентов самостоятельность, пытливость, решительность, повышает познавательный интерес к предмету. Применение на уроке практических заданий не только закрепляет их профессиональные навыки, но и развивает внимание, быстроту реакции, собранность, активизирует их деятельность, заставляет анализировать и рассуждать. Расчетные задания помогают развитию логического мышления, памяти, внимательности. В ходе данного урока прослеживается реализация программы формирование гражданской позиции профессионального направления через выполнение практических заданий, показ презентаций, у студентов формируются общие и профессиональные компетенции, студенты сами проводят самооценивание в форме листа контроля.

Урок состоит из этапов:

1.Организационный момент

2. Повторение и закрепление пройденного материала по назначению и устройству электронасоса 4ТТ -63/10.

2.1 Комбинированный опрос с постановкой контрольных вопросов

2.2 Решение проблемной ситуации по назначению электронасоса 4ТТ -63/10.

2.3 Решение проблемной ситуации по определению основных деталей

устройства электронасоса 4ТТ -63/10.

2.4 Индивидуальная работа студентов по назначению и устройству

электронасоса 4ТТ -63/10.

2.5 Выступление студента с сообщением с демонстрацией презентации о

назначении и устройству электронасоса 4ТТ -63/10.

3. Изложение нового материала.

3.1 Объявление студентам темы урока и целей занятия.

3.2 Ознакомление студентов целью и задачами урока.

4. Закрепление нового материала по новой теме.

5.Выдача домашнего задания.

6.Подведение итога урока.

6.1.Вывод по теме урока

6.2.Рефлексия урока















Тема урока: «Назначение и устройство вспомогательных машин электровозов»

Цель урока: Обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Назначение и устройство вспомогательных машин электровозов»

Задачи урока:

Образовательные

  1. Закрепить знания по назначению вспомогательных машин электровозов;

  2. Закрепить знания по расположению вспомогательных машин электровозов в электрической схеме электровоза;

  3. Закрепить знания по устройству вспомогательных машин электровозов.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное.

2.Формирование умений переносить в новую ситуацию, развитие умений анализировать;

3.Заинтересовать профессиональной ориентацией изучаемого материала;

4.Показать практическую значимость знаний данной темы;

5. Развитие познавательной активности, внимания, памяти.

Воспитывающие:

1.Воспитывать у студентов культуру технической речи и умение критически оценивать свои профессиональные знания.

2. Воспитывать у студентов уважение к труду, высокие нравственные качества.

Тип урока: комбинированный, сообщение знаний методом проблемного изложения.

Методы:

по источнику получения знаний – устного изложения, словесный (рассказ), наглядный практический

по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

МТО: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: карточки-задания.


Ход урока:
1.Организационный момент

Преподаватель: Приветствие учащихся, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок.

Тема урока: «Назначение и устройство вспомогательных машин электровозов» Слайд № 1

Данная тема является одной из важных тем в изучении дисциплины, одной из наиболее используемых в профессии «Машинист локомотива», так как работа на электроподвижном составе непосредственно связана со знаниями об назначении и устройстве вспомогательных машин электровозов. Поэтому я рассчитываю на вашу помощь, заинтересованность. Надеюсь, что сегодня вы по работаете плодотворно.

Постановка цели, которая должна быть достигнута в ходе урока

Цель урока: Обобщить, систематизировать, совершенствовать, углубить знания по теме «Назначение и устройство вспомогательных машин электровозов»;

Способствовать развитию мыслительных способностей;

Способствовать воспитанию у учащихся интереса к дисциплине и навыков работы в коллективе. Слайд №2

2. Актулизация опорных знаний по назначению, устройству электронасоса 4ТТ -63/10. Слайд №3

2.1. Комбинированный опрос с постановкой контрольных вопросов (слайды № 4- 12)

1) Для чего предназначен электронасоса 4ТТ -63/10? Слайд №4

Ответ: Электронасос типа 4ТТ-63/10 (МН) служит для перекачивания трансформаторного масла в системе охлаждения тягового трансформатора электровоза.

2) Где расположен электронасос типа 4ТТ-63/10 на электровозе? Слайд №5

Ответ: Электронасос типа 4ТТ-63/10 расположен на баке тягового трансформатора электровоза.

3) На каких электровозах устанавливают электронасос типа 4ТТ-63/10? Слайд №6

Ответ: Электронасос типа 4ТТ-63/10 устанавливают на электровозах переменного тока серии ВЛ80.

4) Какое исполнение маслонасоса типа 4ТТ-63/10? Слайд №7

Ответ: Исполнение маслонасоса типа 4ТТ-63/10 — безсальниковое, герметическое. Герметичность достигнута установкой резиновых уплотнений.

5) Покажите направление движения масла циркулируемого масляным насосом типа 4ТТ-63/10 Слайд №8

Ответ: При работе масляного насоса трансформаторное масло из верхней части бака трансформатора самотеком поступает в корпус насоса, и при вращении крыльчатки под создаваемым давлением 0,8----1 кгс/см2 масло направляется из нагнетательного патрубка корпуса по маслопроводу в радиаторы с обеих сторон бака тягового трансформатора, и далее в нижнюю часть бака силового трансформатора.

6) Чем охлаждается при работе электронасос типа 4ТТ-63/10 Слайд №9

Ответ: Часть масла из нагнетательной полости под давлением поступает внутрь асинхронного двигателя через специальные каналы в корпусе. Это масло охлаждает статор и ротор, смазывает шариковые подшипники ротора, и затем через продольное отверстие вдоль вала (диам 10 мм) масло возвращается во всасывающую полость насоса.

7) Как расшифровывается аббревиатура 4ТТ-63/10 Слайд №10

Ответ: 4- пары полюсов, ТТ- тягового трансформатора, 63- производительность, м3/час, 10- Напор, измеряется в МПа

3) Решение проблемной ситуации по определению основных деталей

устройства электронасоса типа 4ТТ-63/10

Слайд №11


Ответ: 1 — всасывающий патрубок; 2 — гайка; 3 — стопорная шайба; 4 — насосное колесо; 5 — направляющий аппарат; 6 — пробка; 7, 17 — подшипниковые щиты; Слайд №11а



Слайд №12


Ответ: 1. 8 — шариковый подшипник; 9— стопорное кольцо; 10— корпус; 11 — статор; 12 — ротор; 13 — коробка выводов; 14 — выводы; 15 — болт заземления; 16 — стопорный винт

. Слайд №12а


2.2. Работа учащихся по карточкам-заданиям. Группа делится на две команды по рядам. Все команды получают одинаковое задание. Решают проблемные вопросы по назначению и устройству Электронасос 4ТТ-63/10. На выполнение работы - минут.

Назначение Электронасоса 4ТТ-63/10.

Ответ:  Электронасос типа 4ТТ-63/10 (МН) служит для перекачивания трансформаторного масла в системе охлаждения тягового трансформатора электровоза.

Основные детали устройства Электронасос 4ТТ-63/10.

Ответ: 1 — всасывающий патрубок; 2 — гайка; 3 — стопорная шайба; 4 — насосное колесо; 5 — направляющий аппарат; 6 — пробка; 7, 17 — подшипниковые щиты; 8 — шариковый подшипник; 9— стопорное кольцо; 10— корпус; 11 — статор; 12 — ротор; 13 — коробка выводов; 14 — выводы; 15 — болт заземления; 16 — стопорный винт

3. Изложение нового материала.

3.1 Объявление студентам темы урока и целей занятия.

3.2. Перед объяснением нового материала довести общие понятия всех вспомогательных машин и требования предъявляемые к ним, достоинства и недостатки .

Общие понятия всех вспомогательных машин Вспомогательными машинами называют агрегаты, обеспечивающие собственные нужды электровоза. Электродвигатели всех вспомогательных машин, асинхронные трехфазные электродвигатели типа АЭ92-4 с короткозамкнутым ротором, переменного тока. К ним относятся: мотор-вентиляторы, охлаждающие обмотки тяговых электродвигателей, резисторы их силовой цепи, индуктивные шунты, обмотки электродвигателя НБ-418 К6 и создающие притиводавление в кузове; мотор-компрессоры, питающие сжатым воздухом пневматическую схему электровоза и тормозные устройства поезда. Слайд №13

Требования предъявляемые к вспомогательным машинам Электродвигатели допускают стоянку под током короткого замыкания (к. з.) или затяжной пуск в течение не более 15 с (с холодного состояния) при номинальном напряжении 380 В. Нормальная работа электродвигателя осуществляется от однофазной сети в системе с расщепителем фаз и постоянно включенной емкостью при колебании питающего напряжения сети в интервале 280 - 470 В. Слайд №14.Достоинства: простота конструкции, так как ротор выполнен с короткозамкнутой обмоткой без коллектора и щеток; высокая надежность в работе; требуют минимального ухода в эксплуатации и проще при ремонте. Слайд №15.
Недостатки:
- имеют малый пусковой момент при большом пусковом токе (в 5—7 раз больше номинального тока), в связи с чем имеют завышенную примерно в 2 раза мощность, что увеличивает расход электроэнергии на собственные нужды также примерно в два раза;
- асинхронные двигатели имеют меньший КПД (70 % вместо 90 % для двигателей постоянного тока);
- асинхронные двигатели могут работать только при незначительном изменении питающего их напряжения и при снижении напряжения в контактной сети ниже 19 кВ может произойти остановка асинхронных двигателей под нагрузкой при значительном пусковом, что может привести к выходу из строя обмотки статора, примерно через 20 с, если не сработает защита. Такое явление называется опрокидыванием асинхронного двигателя. Слайд №16.

3.3 Сформулировать совместно со студентами назначение трехфазного асинхронного двигателя АЭ92-4 :

Асинхронные трехфазные электродвигатели типа АЭ92-4 с короткозамкнутым ротором служат для привода вспомогательных машин электровоза (компрессора МК и центробежных вентиляторов МВ1—МВ4).  Слайд №17

Асинхронные двигатели имеют следующие обозначения:
Буквы: «А» — асинхронный;
«Э» — электровозный;
Первая цифра (1—9) обозначает габариты статора и двигателя по диаметру.
Вторая цифра (1—9) обозначает габариты статора двигателя по длине. Слайд №18


3.4 Рассмотреть в отдельности конструкцию трехфазного асинхронного двигателя АЭ92-4 :

Устройство:

 Асинхронный трехфазный электродвигатель типа АЭ92-4 - состоит из станины, статора, ротора и двух подшипниковых щитов. Слайд №19




Станина — выполнена сварной в виде цилиндра из двух торцевых колец, к которым приварены продольные ребра. Снаружи приварена обшивка в виде двойного цилиндра из листовой стали. Снизу к станине приварены четыре лапы для крепления к кузову. Сверху в ребро станины вкручен рым-болт для транспортировки. Сбоку с одной стороны к станине приварена клеммная коробка для выводов. Слайд №20


Статор — состоит из шихтованного сердечника и трехфазной обмотки. Слайд №21



Сердечник статора набран из отдельных листов электротехнической стали (толщиной 0,5 мм) в виде колец с пазами с внутренней стороны (48 пазов).
При сборке все листы сердечника складываются и с боков ставятся утолщенные листы. Затем все листы сердечника спрессовываются снаружи четырьмя скобами, при этом загнутые концы скоб привариваются к боковым утолщенным листам (длина сердечника 200 мм).
Собранный сердечник запрессовывается внутрь станины, в ее продольные ребра.
Обмотка статора является трехфазной и состоит из трех отдельных обмоток, уложенных изнутри в пазы сердечника статора под углом 120° друг к другу.

 

Каждая из трех обмоток выполнена из медного изолированного провода (сечением 3x5 мм) в виде отдельных катушек. Крепятся обмотки в пазах сердечника статора магнитными стальными клиньями (в каждом пазу 6 проводников). Лобовые части всех трех обмоток статора изолируются и крепятся скобами сбоку к станине.
Все три обмотки статора двигателя АЭ92-4 постоянно соединены звездой на трехфазное напряжение 380 Вив клеммную коробку двигателя выведены только начала трех обмоток статора, которые обозначены Cl, С2, СЗ.
Ротор — состоит из вала, на который напрессовывается: шихтованный сердечник с наружными косыми пазами (60 пазов) и с вентиляционными отверстиями. Все пазы сердечника заливаются сплавом алюминия вместе с боковыми короткозамыкаю-щими кольцами и вентиляционными лопатками, т.е. обмотка ротора короткозамкнутая в виде беличьего колеса. Изоляцией между обмоткой ротора и сердечником служит пленка окиси алюминия, образующаяся при застывании алюминия.
После заливки пазов сердечника алюминием ротор обтачивается снаружи для большей точности (так как зазор между ротором и сердечником статора 0,5 мм).
На вал напрессовывается вентилятор, отлитый из алюминия с прямыми лопатками, для самовентиляции двигателя.
Один конец вала ротора выведен наружу двигателя и имеет коническую часть со шпонкой для напрессовки на него вентиляционного колеса центробежного вентилятора. У мотор-вентиляторов МВЗ и МВ4 наружу двигателя АЭ92-4 выведены оба конца вала ротора для двух вентиляторов.
Слайд №22

Подшипниковые щиты — отлиты из стали и крепятся болтами к станине сбоку. В горловинах щитов установлены подшипники ротора: с передней стороны — шариковый подшипник, с задней стороны (со стороны вентиляторного колеса) — роликовый подшипник. Подшипники закрыты с обеих сторон крышками. Слайд №23

4. Закрепление нового материала по новой теме.

4.1 Для чего служат Асинхронные трехфазные электродвигатели типа АЭ92-4 электровоза ВЛ80с? Слайд №24Асинхронные трехфазные электродвигатели типа АЭ92-4 с короткозамкнутым ротором служат для привода вспомогательных машин электровоза (компрессора МК и центробежных вентиляторов МВ1—МВ4). 

4.2 Как устроен асинхронный трехфазный электродвигатель типа АЭ92-4?


 Асинхронный трехфазный электродвигатель типа АЭ92-4 (рис. 2.9) состоит из станины, статора, ротора и двух подшипниковых щитов. Слайд №25

4.3 Как устроена станина электродвигателя типа АЭ92-4 ?

Станина — выполнена сварной в виде цилиндра из двух торцевых колец, к которым приварены продольные ребра. Снизу к станине приварены четыре лапы для крепления к кузову. Сбоку с одной стороны к станине приварена клемная коробка для выводов. Слайд №26

4.4 Из чего состоит статор электродвигателя типа АЭ92-4 ?

Статор — состоит из шихтованного сердечника и трехфазной обмотки. Слайд №27

4.5 Из чего состоит ротор электродвигателя типа АЭ92-4?

Ротор — состоит из вала, на который напрессовывается: шихтованный сердечник с наружными косыми пазами и с вентиляционными отверстиями. Слайд №28

5.1 Учебный фильм КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП РАБОТЫ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

5.2 Раздаточный материал «устройство электродвигателя типа АЭ92-4»

5.3 Покажите на схеме электродвигатели типа АЭ92-4


6. Подведение итогов.

6.1. Вывод по теме урока, выставление оценок.

6.2. Преподаватель: Подведем итог нашего урока .

6.3. Рефлексия урока.

Рефлексия урока.

-Кому было интересно на уроке и все понятно поднимите карточку зелёного цвета.

-Кто не совсем усвоил изучаемый материал поднимите карточку жёлтого цвета. Слайд №29


Преподаватель: Часто встречается в жизни, нам что-либо нравиться или нет. Так мы первоначально оцениваем и я вам предлагаю оценить наш урок. При помощи двух карточек покажите, на сколько вы поняли материал урока. Тем, кому было интересно на уроке и все понятно поднимите карточку зелёного цвета. Кто не совсем усвоил изучаемый материал поднимите карточку жёлтого цвета.

Студенты поднимают карточки.










Приложение

Назначение электронасоса 4ТТ-63/10. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….



Устройство электронасоса 4ТТ-63/10.



1………………………………………………………………………………………………………………………….

2……………………………………………………………………………………………………………………………

3…………………………………………………………………………………………………………………………..

4……………………………………………………………………………………………………………………………

5…………………………………………………………………………………………………………………………..

7……………………………………………………………………………………………………………………………

8…………………………………………………………………………………………………………………………….

10……………………………………………………………………………………………………………………………….

11………………………………………………………………………………………………………………………………..

12……………………………………………………………………………………………………………………………….





Вопросы по конструкции электронасоса типа 4ТТ-63/10 (МН)



Электронасос типа 4ТТ-63/10 (МН) служит для

  1. перекачивания трансформаторного масла в системе охлаждения тягового трансформатора

  2. перекачивания масла в системе охлаждения компрессора

  3. перекачивания трансформаторного масла в системе охлаждения трансформатора ТРПШ

Схема соединения обмоток статора электронасос типа 4ТТ-63/10

  1. Звезда

  2. Треугольник

  3. Паралелепипед

Масса двигателя, электронасос типа 4ТТ-63/10 кг.

  1. 105

  2. 505

  3. 025

Температура перекачиваемого масла, °С электронасос типа 4ТТ-63/10

  1. от -15 до +85

  2. от - + 25 до +95

  3. от -30 до +40

Назовите марку электродвигателя электронасос типа 4ТТ-63/10

  1. А42-4

  2. ДМК 1/50

  3. ПМ11

Из какого металла отлит корпус электронасос типа 4ТТ-63/10

  1. Корпус отлит из стали 

  2. Корпус отлит из меди 

  3. Корпус отлит из алюминия

  4. Корпус отлит из чугуна 



Правильный ответ подчеркнуть