Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Ростова-на-Дону
«Гимназия № 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А.»
Номинация
Лучшая методическая разработка по модулю
«Введение в новейшую историю России 20 века»
Тема: «Российская Федерация на современном этапе»
Автор – учитель истории и обществознания
Савош Людмила Леонидовна
1.Пояснительная записка.
Время стремительных перемен затронуло и преподавание предмета истории в школе. Не просто сейчас сформировать интерес у подрастающего поколения к изучению истории своей страны. Задача учителя использовать все возможные инструменты для формирования у обучающихся целостной картины создания и развития Российского государства.
Тему урока «Российская Федерация на современном этапе» я выбрала не случайно. Для того, чтобы сформировать интерес к изучению прошлого нашей страны, необходимо сформировать представление о развитии и достижениях России на современном этапе. Когда дети узнают о достижениях и основных направлениях развития современной России, вот тогда и появится желание узнать информацию об истоках величия страны, в которой они живут.
Модуль «Введение в Новейшую историю России 20 века» носит ознакомительный характер. Важно, чтобы полученные знания, обучающиеся смогли применить на следующем уровне обучения (10-11 класс).
Для осуществления этой цели, нужно научить детей работать с информацией, выделять значимые моменты, сформировать навык систематизации материала. И самое важное – научить детей работать в команде.
Важно донести до подрастающего поколения информацию об уровне развития нашего государства в различных направлениях. И тогда в старшей школе им легче будет понять какие возможные варианты развития нашей страны были, через какие трудности пришлось пройти. Ведь величие страны достигается не просто.
Для проведения данного урока уместно будет использовать одну из современных образовательных технологий – обучение в сотрудничестве (групповая работа).
2.Методическая разработка урока.
Тема урока «Российская Федерация на современном этапе»
Тип урока – знакомство с новым материалом
Форма проведения – групповая работа. Метод – кооперативного обучения (основан на взаимодействии учащихся в небольших группах, объединённых для решения общей задачи)
Класс – 9.
Цели урока:
1.Образовательная – сформировать представление об уникальных особенностях нашей страны, о месте и роли России в современном мире.
2.Развивающая – создать условия для изучения и осмысления предложенной информации.
3.Воспитательная – содействовать формированию чувства гордости и уважительного отношения к своей стране.
Приоритетными при освоении содержания учебного модуля «Введение в новейшую историю России 20 век» являются личностные и метапредметные результаты.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные умения – проявлять искренний интерес к изучению истории Российского государства.
Метапредметные умения – уметь выполнять поставленные учебные задачи, формировать собственное мнение, обобщать и делать общие выводы, уметь работать в команде.
Оборудование: листы формата А4 и А3. Настенная карта «Российская Федерация», маркеры.
Подготовить классную комнату к проведению урока лучше заранее. Мебель расставить сразу для групповой работы. Количество групп 4 (по 5 человек.)
Ход проведения урока:
1.Приветствие учителя. В начале урока учитель применяет метод «мозговой штурм».
2. Вы живёте в уникальной стране. А в чём заключается уникальность и её величие постараемся определить на сегодняшнем уроке. Вы, наверное, обратили внимание на этот плакат. Это один из символов России – русское поле. Вот так с чистого листа наши предки строили государство. Имя, которому - Россия.
3. Сейчас каждый из вас получит чистый лист. Вам нужно ответить на вопрос. Какие изменения, важные события произошли в России за последнее десятилетие? (время 2-3 минуты). Далее следуют ответы учащихся.
4.Учитель обращает внимание на то, что некоторым из учеников было трудно дать ответ на поставленный вопрос.
5.Следующий этап урока – групповая работа. Каждая группа в конверте получает задание. На выполнение задания (15 минут). Ответы оформляются на специальном бланке. Заранее определяют кто из группы будет представлять итоги работы группы. (задания для групп смотрите в приложении).
6.Оформленые на специальном бланке ответы озвучивает представитель группы и прикрепляет их к карте.
7. Учитель подводит итоги и делает выводы вместе с учениками класса.
Уместно будет напомнить ученикам о том, Россия — это демократическое и правовое государство. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Каждый имеет свою уникальную историю. В нашем государстве существует система разделения властей. Россия – это государство, которое всегда проявляет заботу о самом ценном – о многонациональном народе. Именно люди нашей страны вершили историю. Ну а вам выпала уникальная возможность быть свидетелями истории. На ваших глазах происходят важные, значимые изменения в нашем государстве. Вам строить его и жить в нём дальше.
8.Домашнее задание. Написать эссе на тему «Современная Россия – какая она?»
Приложения.
1.Плакат или фотография русского поля
2. Листы для ответов виде границ РФ.
Задание для группы № 1.
Добрый день! Предлагаем изучить следующую информацию.
(кратко о Российской Федерации).
На основе предложенных фактов сделайте выводы о достижениях России на современном этапе?
1.Россия – это крупнейшее государство в мире по территории. (занимает около 1/8 всей земной суши).
2.Россия – занимает первое место в мире по запасам питьевой воды.
3.Россия имеет самую большую в мире площадь лесов.
4. У России самая большая в мире площадь тундры, тайги, вечной мерзлоты и арктических земель.
5. Россия занимает 1 место в мире по количеству ежегодных космических запусков. Новые космические проекты России. До 2025 года планируется вывести на орбиту систему «Канопус-В-ИК». Это первый отечественный аппарат с современной системой инфракрасного наблюдения, с его помощью будут контролировать очаги и реальные масштабы лесных пожаров. Ещё один суперпроект – «Звезда счастья». Это группировка из ста низкоорбитальных спутников, способных дать быстрый доступ в Интернет из любой точки планеты. Это совместный проект России и Китая.
6.В России есть единственный в мире плавучий космодром «Морской старт», находится в акватории Тихого океана.
7.В России создаётся автономная подводная лодка-робот «Клавесин». Способна без экипажа выходить в автономное плавание, погружаться на глубину до 6 километров.
8.В России идут испытания новейшего беспилотника дальнего действия.
9.18 июля 2011 года Россия вывела на орбиту крупнейший в мире космический телескоп – радиотелескоп «Радиоастрон», позволяющий получить самое высокое угловое разрешение за всю историю астрономии.
10.Россия занимает 1 место по количеству выигранных международных студенческих олимпиад по программированию в 21 веке».
11.В России создан медицинский лазер, не имеющий аналогов в мире. Исследователи из Томского государственного университета разработали уникальный медицинский лазер на парах стронция, предназначенный для резки костей и биологических тканей. Аналогов в мире нет.
12. Новосибирские учёные создали лекарство от инфаркта.
13.Учёные из МФТИ создали прибор, который поможет выявлять трудноизлечимые вирусные заболевания (ВИЧ, герпес и гепатиты) на очень ранних стадиях.
14. Россия занимает 2 место по добыче и экспорту нефти.
15. Россия -единственная страна, которая ведёт морскую добычу нефти в ледовых условиях Арктики.
16.Россия занимает 1 место в мире по добыче алмазов и производству янтаря.
17.В России строится крупнейший в мире атомный ледокол ЛК- 120.
18.В России в 2021 году построили рекордное количество нового жилья.
19. В России вывели уникальный сорт пшеницы, который даёт небывалую урожайность – 132 центнера с гектара. Вдобавок он морозоустойчивый. Получил название «Алексеевич»
20.Россия имеет самый большой в мире ледокольный флот.
21.Россия насчитывает семь городов, в которых есть метро. (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург.
22.Россия – одна из величайших спортивных держав мира в последние полвека, величайшая спортивная держава в зимних видах спорта.
Задание для группы №2
Добрый день!
На основе представленной информации сделайте выводы об уровне развития экономики России на современном этапе. Свои выводы подтвердите фактами.
Россия – энергетическая сверхдержава. Укреплению позиций в энергетической сфере способствовало завершение крупных высокотехнологичных проектов строительства газопроводов: «Турецкого потока» «Силы Сибири» и несмотря на все американские санкции, «Северного потока -2», который так и не был введён в строй.
Россия является лидером по строительству атомных электростанций (АЭС). Россия один из лидеров в космической области.
Россия стала крупнейшим экспортёром сельскохозяйственной продукции. В сезоне 2020 года экспорт зерновых достиг 57,9 млн.т. при урожае 132,9 млн.т. В России за последнее время было построено несколько крупных химических заводов. «Тобольск-Полимер» в Тюменской области, «РусВинил» под Нижним Новгородом. Занимает первое место в мире по экспорту азотных удобрений и первое место в мире по производству калийных удобрений.
Россия сокращает импорт продуктов питания. Россия впервые в истории начала экспорт сахара. Россия – крупный мировой производитель мяса птицы.
В 2021 году Россия достигла рекордного уровня добычи рыбы.
В России активно развивается Военно-промышленный комплекс. Россия занимает первое местов мире по выпуску истребителей. Российские боевые самолёты «Су35» считаются лучшими в мире. Россия занимает первое место по производству и экспорту основных боевых танков. Российский автомат Калашникова продолжает оставаться самым распространённым стрелковым оружием в мире.
Следует упомянуть о стабильности российской банковской системы. Значительно возросли вклады граждан в банки. Это можно объяснить стремительным распространением банковских зарплатных карт. Активно развивается рынок потребительского кредитования.
Задание для группы №3
Добрый день!
Внимательно изучите представленный материал и дайте ответ на вопрос. Какие важные изменения произошли в современном российском обществе за последнее десятилетие?
С 2000 по 2021 год средняя зарплата и трудовая пенсия выросли более чем в 20 раз. Средняя месячная заработная плата в 2021 году составила 54,1 тысяч рублей. Уровень безработицы уже несколько лет находится на уровне 5,5 %. Снизилась доля населения, живущего ниже уровня бедности. Сейчас решается вопрос о сохранении возраста выхода на пенсию Женщины – 555 лет, мужчины – 60 лет. Это один из самых низких в мире возрастов.
Увеличивается строительство жилых домов. У 60% семей имеется автомобиль. Серьёзные меры принимаются для решения демографической проблемы, особенно поддержки семей с детьми. Свою важную роль сыграло введение материнского (семейного) капитала, полагающегося за рождение второго и последующего ребёнка. С 2018 года введена выплата материнского капитала и на первого ребёнка. Однако демографическая проблема остаётся острой: будущие молодые родители малочисленны. Для повышения рождаемости важно понимание семейных ценностей и значения большой семьи.
За последнее время увеличилась продолжительность жизни населения. Демографы связывают это с сокращением потребления алкоголя, успехами медицины и ориентацией людей на здоровый образ жизни. В стране за последние годы последние годы построены тысячи физкультурно-оздоровительных комплексов, стадионов, бассейнов, ледовых арен современного уровня. Развитие спортивной инфраструктуры и высокий авторитет наших спортсменов позволили России успешно провести зимние Олимпийские игры и Параолимпийские игры 2014 года в Сочи. Блестяще был организован чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Существенные изменения происходят в сфере образования и науки. Осуществляется финансирование инновационных научных разработок. В приоритете получение качественного высшего образования.
Меняется в обществе отношение к истории своей страны. Многое делается для сохранения исторических традиций. В2012 году было воссоздано Российское историческое общество и Российское военно-патриотическое общество. По всей стране в последние годы возникают мультимедийные исторические парки «Россия – моя история». Проводится поисковая деятельность, связанная с историей великой Отечественной войны.
Задание для группы №4
Добрый день!
Внимательно изучите информацию и определите роль и место России в международных отношениях на современном этапе.
Россия входит в тройку наиболее влиятельных стран мира вместе с США и Китаем. Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН. Мы единственная евро тихоокеанская держава, энергетическая, ядерная, космическая, внёсшая заметный вклад в развитие мировой цивилизации. Россия располагает немалыми внешнеполитическими ресурсами, основанными на высоком профессионализме работников Министерства иностранных дел, внешней разведки, экспертно-аналитического сообщества способного мыслить глобальными категориями. Никому не приходит в голову игнорировать Россию при решении важнейших вопросов мировой политики.
Обострение отношений с Западом, связанных с событиями на Украине, активизировало политику России на всех направлениях, ещё больше ускоряя её «разворот на Восток».
Заметно активизировалась работа нашей страны в организациях БРИКС и ШОС.
Сформирована широкая сеть партнёрских отношений в рамках Евразийского экономического союза, организации договора коллективной безопасности.
В 2016 году Россия объявила о проекте «Большая Евразия», который открыт для всех. Был дан старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнёрства в Евразии на основе Евразийского экономического союза и китайского проекта «Один пояс, один путь»
Китай – крупнейший экономический партнёр России. Между странами развивается энергическое партнёрство, стороны продвигают совместные проекты в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях.
Россия заметно усилила свою роль в борьбе с международным терроризмом. В 2015 году Воздушно-космические силы России начали операцию против террористов в Сирии. В её ходе Вооружённые Силы России продемонстрировали высокую боеготовность, а бесценный опыт применения в боевых условиях новейшей техники и вооружений используется для их дальнейшего совершенствования. Решающий вклад в борьбу с террористами заметно повысил авторитет России на Ближнем Востоке.
Используемая литература.
1.В.А. Никонов «История России. Введение в новейшую историю России» 9 класс. Учебное пособие М. Просвещение 2023 год (для формирования заданий для групп использованы материалы параграфа 12 данного учебного пособия).
2. «Я – Россия» Полная история великих достижений нашей страны. Издательство АСТ Москва 2023 год