СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Налоги. Государственный бюджет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Налоги. Государственный бюджет»

Тема урока: Налоги. Государственный бюджет

Цели урока: Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; рассмотреть структуру и виды государственного бюджета как основного финансового плана государства, принципы и методы налогооблажения как источника доходов государства; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.

 Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.

Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).


Ход урока

I. Организационный момент

ІІ. Проверка знаний

1. Чем отличается ВНП от ВВП?

2. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране?

3. Как экономический рост влияет на развитие общества?

4. Чем экономический рост отличается от экономического развития?

5. Почему экономика развивается циклами?


III. Мотивация учебной деятельности

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

Давид Рикардо утверждал, что «почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя».

Согласны ли вы с этим мнением ученого-экономиста?

– Как вы считаете, что такое бюджет?


ІV. Сообщение темы, целей и задач урока

Тема нашего урока сегодня… ( Налоги. Государственный бюджет).

1. Государственный бюджет.

2. Налоги.

Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».

– Как вы понимаете слова автора?

– Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?

В ходе изучения темы обучающиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы, налоги; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.


V. Первичное восприятие

Эпиграф

«В этом мире неизбежны только смерть и налоги».

(Б. Франклин (1706 – 1790) – американский политический деятель).

1. Государственный бюджет.

Государственный бюджетэто сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов (рассматриваются статьи доходов и расходов).


Функции бюджета:

  • Фискальная, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;

  • Экономического регулирования;

  • Социальная, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоев населения.


Уровни бюджета РФ

1.Федеральный бюджет – принимается Гос. Думой

2. Бюджет субъекта федерации – принимается представительным органом (Дума Белг. области)

3. Местный бюджет – представительный орган города, поселка и т.д.


Дефицит государственного бюджета – превышение расходов над доходами.

  • Опасность дефицита бюджета состоит в том, что:

  • он нередко покрывается за счёт эмиссии денег и/или государственных займов, что стимулирует инфляцию и тормозит развитие экономики;

  • снижается инвестиционная активность предпринимателей;

  • растёт социальная напряжённость;

  • не хватает средств на развитие инфраструктуры (дорог, систем связи и т.п.) и др.


Профицит - превышение доходов над расходами).


Основные методы выхода из ситуации государственного дефицита:

1. Сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация называется секвестр.

2. Выпуск (эмиссия) новых денег.

Вопрос. Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

3. Изыскание источников дополнительных доходов – повышение налогов.

Вопрос. Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?

4. Формирование государственного долга (одалживание денег).

а) внутренний – перед гражданами, банками, фирмами, купившими государственные ценные бумаги.

б) внешний – перед иностранными правительствами, международными банками и финансовыми организациями

Вопрос. Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?


Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.

1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты – учет по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.

3. Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.


2. Налоги.

Основной источник пополнения бюджета – налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в порядке и на условиях, определённых законодательством.

Исключительное право сбора налоговодин из неотъемлемых признаков государства.


Структура налога

  • ставка налога (величина налога на одну единицу налоговой базы).

  • субъект налога (налогоплательщик)

  • налоговая база (установленная законом характеристика объекта налогообложения)

  • объект налога (имущество, доход, товар и т.п., подвергаемый налогообложению)

  • налоговые льготы (установленные законом для отдельных категорий граждан и организаций основания снижения налогов)


Функции налогов:

Фискальная – формирование денежных доходов государства

Распределительная (социальная) – перераспределение доходов государства на важнейшие гос. нужды (социальное развитие, с/х, образование и т.д.)

Регулирующая – помощь в создании условий для развития определенных отраслей экономики (с помощью налоговых льгот), развитие внешнеэкономических связей, потребление и др.


Уровни налогообложения (структура налоговой системы России):

1.Федеральные налоги (НДС, таможенная пошлина, подоходный налог)

2.Налоги субъекта федерации (налог на имущество предприятий, за пользование природными ресурсами)

3.Местные налоги (налог на имущество граждан, земельный налог, сбор за регистрацию предпринимателей).

Кривая Лаффера – показывает зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога(%)

В точке М экономическая деятельность (особенно легальная) становится невыгодной и развивается «теневая экономика» - сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения

М


Налоговые

п



оступления






Ставка налога (%)

Виды налогов:

1.По субъектам налогообложения: (а) юридические лица; (б) физические лица.

2.По способу взимания:

(а) прямые – взимаются непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на землю..)

(б) косвенные – включаются в цену и тарифы на товары и услуги (акциз на алкоголь, табак и др).

3.По характеру налоговых ставок:

(а) пропорциональная налоговая система – налог с единой процентной ставкой налога независимо от дохода (подоходный налог – 13%);

(б) прогрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, увеличивающейся с увеличением доходов;

(в) регрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением дохода (НДС – налог на добавленную стоимость).


Основные принципы налогообложения.

  • налоги должны быть установлены законом и обязательны к уплате;

  • налоги должны быть справедливыми с точки зрения общества;

  • расчёт и процедура уплаты налогов должны быть понятны и удобны для налогоплательщиков.


VІ. Обобщение и систематизация

  1. Что такое государственный бюджет?

  2. Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?

  3. Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

VІІ. Итоги

VІІІ. Домашнее задание: Подготовить сообщение о государственном долге.