СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Реальные и номинальные доходы. Сбережения граждан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Реальные и номинальные доходы. Сбережения граждан»

Тема урока: Реальные и номинальные доходы. Сбережения граждан

Цели урока:

образовательная: ознакомить учащихся со способами эффективного использования денежных ресурсов и различными формами сбережения как важными функциями семьи в экономике;

развивающая: развивать навыки владения законами микроэкономики (семьи);

воспитательная: продолжать осуществление экономического воспитания.

Тип урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный

Оборудование: учебник, доска, мел, презентация


Ход урока


I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих


II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Что такое семейный бюджет?

2. Из чего складывается семейный бюджет?

3. Для чего он нужен?

4. Какие виды доходов может получать семья?

5. Перечисли самые необходимые семей­ные расходы.

6. На что ещё семьи тратят деньги?


III. Мотивация учебной деятельности

Преподаватель: В условиях рыночной экономики возникает неравенство доходов. Поэтому экономическая деятельность семьи должна быть направлена на удовлетворение разнообразных потребностей её членов. Успешность решения этой задачи зависит в значительной степени от того, насколько эффективно семья распоряжается своими ресурсами, и в первую очередь денежными. 


ІV. Сообщение темы, целей и задач урока

1. Номинальные и реальные доходы

2. Сбережения граждан

3. Потребительский кредит


V. Первичное восприятие и осознание учебного материала


1. Номинальные и реальные доходы

На доходы семьи в рыночной экономике оказывает влияние такое присущее этой экономической системе явление, как постоянные колебания общего уровня цен на товары и услуги. Для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении - их рост, т. е. «инфляция».

Инфляция - это процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно, т. е. денежная масса, находящаяся в обращении, "разбухает". В результате покупательная способность денег падает, так как на одно и то же количество денег можно купить все меньше и меньше товаров.

Важным в данном случае является понимание разницы между реальными и номинальными доходами.

Номинальный доход — сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени. 

Реальный доход — количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Повышение номинального дохода не всегда означает повышение реального дохода и не отражает уровня благосостояния, поскольку номинальные доходы не учитывают изменения цен на рынке, а реальные доходы зависят от соотношения темпов роста номинальных доходов и общего уровня цен.

Для того чтобы узнать, как изменились доходы с учетом роста цен, используют так называемый индекс реального дохода. Он равен изменению номинального дохода, деленному на индекс потребительских цен. Реальный доход = Номинальный доход / Индекс цен ∙ 100 %.

Например, цены выросли на 20% за год. Таким образом, цены на начало года — 100%, конец года — 120%. Уровень цен конца года делим на уровень цен начала года, т. е. 120% : 100% = 1,2 (уровень потребительских цен (ИПЦ)).

За этот же период номинальный доход (Ином) семьи Н вырос на 30% за счет превращения члена семьи — иждивенца в работника. Чтобы вычислить индекс реального хода (Иреал) семьи Н, произведем следующие расчеты.

Если номинальные доходы семьи увеличились за год на 30%, то это означает, что по сравнению с началом года (100%) они составили 130%. Поэтому Ином = 130% : 100% = 1,3. ИПЦ в том же году равняется 1,2.

Таким образом Иреал = (1,3 : 1,2) • 100% = 1,08 • 100% = 108%.

Это означает, что реальные доходы семьи выросли за год на 8% (108% - 100%).


Если доходы за год вырастут на 30 %, а цены повысятся на 40 %, то реальные доходы составят лишь 92,9 % от предыдущего уровня, то есть снизятся на 7,1 %. В таком случае государство применяет индексацию доходов - механизм повышения денежных доходов граждан, который дает возможность частично или полностью компенсировать им подорожание потребительских товаров и услуг, особенно во время инфляции.


Когда человек говорит, что, несмотря на прибавку к заработной плате, его доход падает, то, скорее всего, он имеет в виду, что возрастает номинальная заработная плата, но она не успевает за повышением общего уровня цен в экономике. Поэтому его реальная заработная плата остается практически неизменной.


2. Сбережения граждан

Вопрос к обучающимся? На что семья использует свои доходы?


Предполагаемый ответ обучающихся: Семья использует свои денежные доходы на приобретение необходимых товаров и услуг, выплату налогов, сбережения и другие цели.

Таким образом, часть располагаемого дохода, которая используется на потребление, называется «сбережения».

Способы сбережения:

  • Размещение денег на счете в банке (Процент – цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени)

  • Приобретение недвижимости

  • Покупка ювелирных украшений, драгоценных металлов, произведений искусства или недорогих объектов недвижимости

  • Страхование жизни, здоровья, имущества

  • Вкладывание в развитие собственного бизнеса (выгода возможна при его наличии сегодня или высоком уровне сбережений, высокий уровень риска, и то в долгосрочной перспективе)

  • Вкладывание денег в самообразование и развитие для получения более перспективной должности.

Закрепить изученный круг вопросов раздела преподавателю поможет организация выполнения следующих заданий:

1) Выберите верный ответ.

Семья делает сбережения с целью:

а) предотвращения обесценивания денег в условиях роста инфляции

б) приобретения товаров и услуг первой необходимости

в) оплаты коммунальных услуг

г) приобретения дорогостоящих товаров и услуг

2) Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Она рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую мебель, одолжить деньги родственникам для открытия ими своего дела, приобрести земельный участок для постройки дачи, оплатить за год обучения сына в университете. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года в размере 25 процентов.

3. Потребительский кредит

Когда семье не хватает сбережений на крупные приобретения или страховая сумма не покрывает непредвиденные расходы, она вынуждена обращаться за заемными средствами – кредитом. Кредит есть предоставление товаров или денег в долг на условиях возвратности, срочности и платности. Наиболее распространенными видами кредитов по назначению являются потребительские, автокредиты, ипотечные кредиты.

Потребительский кредит предоставляется непосредственно гражданам на потребительские цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. По своей сути позволяет людям пользоваться товарами и услугами, на которые они еще не заработали. Может быть представлен в форме продажи товаров с отсрочкой платежа или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе через кредитные карты. За пользование потребительским кредитом взимается довольно высокий реальный процент, т.к. оформляется этот кредит достаточно быстро и очень часто с минимальным пакетом документов. Обычно срок кредитования по данному виду кредитов не превышает более 3-5 лет. За прошедшее десятилетие потребительские кредиты стали пользоваться огромной популярностью у россиян.

Предоставляя потребительский кредит, банки стараются выяснить кредитную историю клиента, т. е. получить следующие сведения о нем: возможность возвратить деньги вместе с процентами, финансовую устойчивость, источники погашения ссуды, честность и обязательность заемщика.

Однако, каждое преимущество потребительского кредита стимулирует рост негативных последствий для заемщика. Например:

Таблица: Преимущества и недостатки потребительского кредита

Преимущества


Недостатки

  • Возможность немедленной покупки товара


  • Поощряет склонность к перерасходу средств

  • Удобство совершения покупки, даже если в данный момент потребитель не располагает нужной суммой денег




  • Высокий процент. Обычно покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными.

  • Помощь в экстренных случаях (например, оплатить ремонт автомобиля после аварии)



  • Стимулирует неэкономичные покупки

  • Стимулирует потребительские расходы


  • Рост задолженности потребителей

  • Выявляет честность и аккуратность потребителя.



  • Невозврат кредитов может спровоцировать цепь банкротств.

Таким образом, прежде чем воспользоваться услугами кредитных организаций, хорошо обдумайте свое решение, взвесьте все за и против. Потому что, как гласит народная мудрость, «Берешь чужие деньги, а отдаешь свои».

VІ. Закрепление знаний

1. Чем реальный доход отличается от номинального дохода?

2. Зачем семья создает сбережения?

3. Каковы формы сбережения граждан?

4. Почему семьи пользуются потребительским кредитом?

5. В чём состоят преимущества потребительского кредита?

6. Перечислите недостатки потребительского кредита.


Разбор ситуаций:

  1. Инженер приборостроительного завода жалуется со­седу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?

  2. Три старшеклассника копили деньги на туристичес­кую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Анд­рей купил новый велосипед, а Егор решил хранить день­ги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен со­ставил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распоря­дился своими деньгами? Поясните свой ответ.


VІІ. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я научился…

  • Я смог…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

VІІІ. Домашнее задание

1. Проработать конспект.

2. Составить задачу на вычисление реального дохода семьи.

3. Разработать перспективный план пополнения доходов вашей семьи или ваших собственных доходов.