Тема урока: Страховые услуги
Цели и задачи урока: 1. Раскрыть социальную значимость страхования. 2. Подвести к пониманию целесообразности страхования различных рисков. 3. Охарактеризовать роль страхования в формировании доходов населения; объяснить необходимость повышать свою финансовую грамотность.
Планируемые результаты
Предметные: объяснять значение понятий страхование, страховой полис; выделять и характеризовать причины страхования в условиях рыночной экономики; характеризовать сущность страховых операций; приводить примеры страхования.
Метапредметные УУД. 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки.3) познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации;
Личностные УУД: формировать и развивать заинтересованность в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны; оценивать качества финансово грамотного человека.
Оборудование: учебник; схемы; таблица.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока.
Орг.момент.
Введение в новый материал.
Ответьте на вопросы рубрики « Подумаем» на стр. 221 учебника
Творческое задание. Перед вами несколько пословиц. Но их части перепутались. Вам необходимо собрать их воедино и объяснить смысл.
Первая часть Вторая часть
На Бога надейся а) соломки бы подстелил
Храни себя от бед б) до добра не доведут
Пока гром не грянет в) а сам не плошай
Авось да небось г) пока их нет
Знал бы, где упасть д) мужик не перекрестится
Ответ: 1В; 2Г;3Д;4Б; 5А
В жизни бывают различные непредвиденные ситуации, и человек не всегда к ним оказывается готов. Когда человек чего-то боится, он старается обезопасить себя. Как мы можем избежать плохих последствий? От основного риска- потери трудоспособности- во многих странах мира защищает государство через систему обязательного социального страхования. От других рисков человек может защититься самостоятельно через систему коммерческого страхования.
Вопросы к классу:
Как вы думаете о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
План урока
Зачем нужно страховаться
Как предоставляются страховые услуги
Финансовая грамотность
Проблемный вопрос Нужна ли страховка в наши дни?
3.Работа по теме урока.
1. Зачем нужно страховаться?
Вопрос к классу. Какие ассоциации вызывает у вас слово « страхование»?
Страхование-это защита имущественных или финансовых интересов людей от различного рода опасностей
Первые упоминая о страховании имущества относятся к V-III тысячелетиям до нашей эры. В то время шумеры вели активную торговлю Египтом, Финикией, Индией, Китаем. Для того чтобы уменьшить возможные финансовые потери, они изобрели систему договоров, согласно которым сторона, предоставлявшая капитал для торговца, соглашаясь не взимать ссуду, если торговец утрачивал свой товар в случае кражи или стихийного бедствия. Заемщик - торговец за эту услугу платил высокий ссудный процент, состоящий из обычной и дополнительной страховой премии. Так он снижал свои расходы в случае потери товара или судна. А кредитор, собирая страховые взносы от многих торговцев, которых не постигла та же участь, все равно оставался с прибылью.
В конце XVII в Англии, Франции, Италии, Дании и Швеции появились первые страховые общества. Они снижали риски потерь от пожаров и кораблекрушений. А в 1699г в Англии впервые появилась организация занимающаяся страхованием жизни вдов и сирот. В России после издания Манифеста от 28 июня 1786г « Об учреждении государственного заемного банка» появилась Государственная страховая экспедиция. Правда страховала она лишь каменные дома или фабрики от огня. По указу Николая I в 1827г в России было создано Первое страховое общество. Оно страховало постройки и товары от огня и просуществовало до 1918г.
Вопрос к классу. Для чего необходимо прибегать к услугам страхования?
Преимущества страхования
Финансовая защита застрахованных граждан
Защита застрахованного имущества
Компенсация ущерба от возможных рисков
Бытовые случаи (пожар, взрыв бытового газа)
Случайные или преднамеренные действия лиц (кража)
Природные явления( наводнение, ураган, засуха, землетрясение)
Познакомьтесь с содержанием рубрики « Мнение» на стр.222 учебника и выполните задание
Как осуществляется защита имущества и интересов граждан и организаций от различного рода рисков?
Страховая компания формирует денежный фонд из страховых взносов средства фонда размещаются в банках используются для покупки активов средства фонда приносят доход и используются для страховых выплат.
Теперь мы понимаем откуда страховые компании берут деньги для выплат клиентам.
2.Как предоставляют страховые услуги.
В нашей стране действуют системы как добровольного так и обязательного страхования.
Личное страхование | Имущественное страхование |
| страхование имущества | страхование гражданской ответственности |
Страхование жизни | страхование имущества граждан (строений; квартир) | страхование автогражданской ответственности ( ОСАГО) |
страхование от несчастных случаев | страхование имущества граждан (строений; производственных помещений) | страхование гражданской ответственности за неисполнение ( ненадлежащее исполнение обязательств по договору) |
медицинское страхование | страхование транспортных средств от рисков пожара; аварий; краж; стихийных бедствий. | страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты |
пенсионное страхование | страхование грузов | страхование предпринимательских и финансовых рисков |
| сельскохозяйственное страхование культур; животных; объектов сельского хозяйства | |
| | |
Гражданская ответственность- ответственность физического или юридического лица за допущенное им нарушение обязанностей, установленных нормами гражданского права.
Задания для работы в группах. Изучив материал учебника и используя предложенную таблицу, расскажите о разных аспектах страховых услуг.
Первая группа- страхование имущества
Вторая группа- страхование ответственности
Третья группа- страхование здоровья
Четвертая группа- страхование жизни
Пятая группа- способы сбережения
( Краткие сообщения представителей групп)
3.Финансовая грамотность.
Знания которые вы приобретаете в школе на уроках обществознания должны вам помочь стать благополучным человеком, который сможет позаботиться о себе и своих членах семьи, и стать полезным членом общества. Когда вы начнете самостоятельную жизнь, то будете отвечать за собственное благополучие, в том числе и финансово. У вас появится много возможностей, но и потенциальных опасностей тоже будет больше. Вам придется справляться с жизненными трудностями и проблемами самостоятельно. И для этого понадобится специальные знания и умения. Вам необходимо будет научиться соотносить свои потребности и желания с имеющимися возможностями, принимать ответственные и взвешенные финансовые решения и осознавать последствия своих действий. И в этом вам поможет финансовая грамотность.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Вопрос к классу
Как вы думаете, какие качества есть у финансово грамотного человека?
Финансово грамотный человек:
Составляет и реализует план достижения своих жизненных целей;
Ведет учет своих расходов и доходов;
Формирует свою «подушку» безопасности на случай непредвиденных жизненных обстоятельств;
Инвестирует часть свободных денег;
Не берет « плохих» кредитов и выполняет свои долговые обязательства;
Может найти точную и актуальную информацию по различным финансовым вопросам;
Может сравнивать различные коммерческие предложения и умеет распознавать признаки мошенничества в рекламе финансовых услуг;
Знает свои права и умеет грамотно ими пользоваться.
Многочисленные исследования показывают что финансово грамотные люди более успешны в жизни, вне зависимости от того еа каких позициях и в какой сфере они работают.
Подведение итогов.
Ответьте на вопросы рубрики « Проверим себя» на стр.227.
Рефлексия
Я научился( лась)……
Я смог (ла)…….
Я выполнил(а) задание…..
Было трудно……
Было интересно……
У меня получилось……
Домашнее задание: № 26 пересказ; написать эссе на тему « Одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут»