Урок о лесе
Цель и задачи урока:
Расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах , ознакомить национальным парком «Чăваш вăрманĕ», его значением; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу, учить видеть прекрасное в окружающей природе.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, рисунки- правила, выставка книг о лесе.
Ход урока
I. Введение в тему:
-Здравствуйте, дорогие ребята!
-Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие. А куда именно - вы узнаете отгадав загадки
На горе шумит,
А под горой молчит.
2. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню-земляникой,
Таню-костяникой,
Машеньку-орешком;
Петю-сыроежкой
Костеньку-малинкой,
Васю-хворостинкой!
II. Работа по теме урока
-Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок нам, так как мы не раз бывали у него в гостях, и он еще далекий для нас, так как нам еще не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты! Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить ее без величественных лесов, без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края. И пройдёт она под девизом: «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!»
1 слайд
-Лес украшает землю, а потом и жизнь человека. Лес хорош в любое время года.
А какую пользу приносит человеку лес?
2 слайд
-Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Древесина - главный дар леса. Она используется везде:
3 слайд
-Без леса сегодняшняя жизнь просто не мыслима. Сейчас мы с вами отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, а за…чудесами. Итак, в путь-дорогу, друзья!
4 слайд (видеоролик)
-Вам понравилась прогулка? Это был не просто лес, а наш, Баишевский. В нашем лесу запрещена охота, вырубка леса. Здесь охраняются все звери, растения, сохранение природы сочетается отдыхом людей. Территория эта называется Национальным парком, имеет национальную ценность природных объектов и принадлежит всему народу. Наш национальный парк имеет название «Чăваш вăрманĕ» и свою эмблему.
5 слайд
-С целью сохранения разнообразия дикой природы, как мест обитания многочисленных диких животных, в нашей стране создаются заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. 11 января отмечается Всемирный день Национальных парков и заповедников.
-21 марта Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций объявлен Международным днем леса (резолюция 67/200 от 21.12.2012)
6 слайд
-Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом.
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам.
-А как легко и свободно дышится в лесу! Лес- это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес- это еще и дом для зверей и птиц.
7 слайд (презентация)
-Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы и вблизи от нее. Какие они большие и красивые: и клены с резными листочками, и березы в нарядных сарафанчиках, и ветвистые ивы. Они были бы еще красивее, если бы ребята не ломали ветки, не лазили бы по деревьям.
-Человеку лес - самый верный друг. Но зеленый лес-великан нуждается в защите. Как мы должны вести себя в лесу расскажут нам ребята.
8 слайд
Правила поведения в лесу
1.Дети запомнить должны
И понять:
Гнёзда у птичек
Нельзя разорять!
2.Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
3.Для ёжиков и белок
Лес – это дом родной.
Поэтому не стоит
Домой их забирать…
4.В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди !
5.Не надо, друзья, цветы бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
6.Есть цветочки редкие,
Белые и нежные:
Ведь теперь цветов таких
Очень мало на земле…
7.Бабочка цветная
Над тобой порхает…
Их ловить не надо…
Пусть себе летают,
Землю украшают…
8.Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Мусор тут, в лесу, чужой,
заберём его с собой!
9.В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные не трогай!
Но для зверья лесного всё ж
Тот гриб полезен и хорош.
10.Ты, змею не обижай
И, увидев, палку не хватай,
Не маши руками, не кричи –
Просто отойди и помолчи…
11.А если встретил землянику,
Куст брусники иль черники –
Нежно ягодки сорви,
А куст – оставь, побереги.
12.Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
-Уважаемые ребята! Природа нашего леса нуждается в бережном отношении к себе. И только от того, насколько заботливо мы будем относиться к сохранившимся уголкам дикой природы, будет зависеть, сможем ли мы в будущем наслаждаться красотой бабочек и цветов, любоваться полетом птиц, вдыхать запах соснового леса.
Ученик:
Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодках роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
9слайд
III. Подведение итогов
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ученик 1: Лес – наше богатство!
Ученик 2: Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Ученик 3: Лес – это дом для зверей и для птиц.
Ученик 4: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Ученик 5: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
-Я сорвал цветок, и он увял…
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони…
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Только наше сердце чувствует эту красоту. А красота живет рядом. Только нужно его правильно увидеть…
10слайд (видеролик)
-На этой красивой ноте мы заканчиваем сегодняшний урок, и я надеюсь, что он прошел с пользой.