СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса. Роль имени существительного в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса. Роль имени существительного в речи»

Разработка технологической карты урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Крайненко Галина Леонидовна

Место работы

МБОУ Самбекская СОШ

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

По тематическому планированию ПРП

Тема урока

Роль имени существительного в речи

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ обобщение

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: единство учебной и воспитательной деятельности, самопознания, формирования внутренней позиции личности.

Метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев


Предметные: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.

Ключевые слова: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.

Краткое описание: использовать следующие методы обученияобъяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный. Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную). Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые способствуют усвоению изученного материала; задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, соответствующей теории, воспитание привычки контролировать выбор орфограммы и пунктограммы определенным правилом; задания с применением классификации (показать падежные окончания 3-х склонений), представить материал в определенном порядке (просклонять слова).

Уделить внимание рефлексивно-оценочному этапу урока и предложить им самостоятельную работу (тест для самодиагностики знаний и умений).

Научная литература (справочники, пособия, учебник)

Сеть Интернет, произведения отечественной литературы


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Мотивировать учащихся на позитивный настрой в работе.

 Предложить отправиться в небольшое путешествие в кладовую знаний под названием «Морфология» (игровой момент).

 (Восторг, восхищение)

И на такой высокой ноте начать урок.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Задать вопросы, корректировать ответы учащихся, оценить работу каждого ученика


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Корректировать цели и задачи, создать проблемную ситуацию.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт Александр Александрович Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» писал:

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас,

 Означено словами.

Запись на доске. Дополните своими примерами.

Живые существа: девочка (собака) Явления природы: дождь (радуга).

Действие как предмет: бег (прыжок).

Признак как предмет: синь (зелень).

Какое слово объединяет все эти значения? (Ответ: предмет)



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Работа с учебником (упр.498, с.55). Озаглавить текст, найти имена существительные. Словарная работа (слово из текста упр. 498 «Кремль»).



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Выписать в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные (раздаточный материал).





Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Чтение стихотворений Р.Х.Фархади «Земные слова» и А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье… (в приложении). Беседа по стихотворениям.

Словарная работа (лексическое значение слова «кладовая»).


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Сделать синтаксический разбор предложения и выписать существительные.

Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (Сердце-подлежащее, дом матери, игры детства, дорогу в школу-дополнение).


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

В задания включить действия, исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.

Определить склонение, род имен существительных (раздаточный материал).


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.

 Работа у доски, запись в тетрадь.

Превратить имена нарицательные в имена Собственные.

 Птица орел - город Орел. Цветок роза – девочка Роза.

Плодородная земля – планета Земля. Воздушный шарик – собака Шарик.



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Тест для самодиагностики знаний и умений (в приложении)

 В тесте 5 заданий: в А1-А4-вариант ответа отметить значком, в В1-выписать словами одушевленные имена существительные. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (Ответы: 1 вариант-А1-1;А2-4; А3-1; А4-2; В1-птицы, звери, царевны,  Баба-яга. 2 вариант-А1-2; А2-2; А3-3; А4-4;В1-отцов, дедов.  Оценки: 5 баллов-«5»; 4 балла-«4»; 3 балла-«3».  


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Помочь сделать учащимся выводы по итогам урока, рекомендовать им совершенствовать навыки подведения итогов своей деятельности, умение делать выводы-Р, правильно  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью-К


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Дать комментарий к выполнению домашнего задания, учащимся предложить записать в дневник домашнее задание.





5