Тема урока: Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра
(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).
Класс: 5
По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
- расширить представления учащихся о жанре басни, показать её основные особенности;
- дать понятия: басня, мораль, аллегория, олицетворение;
- познакомить с особенностями басен И. А. Крылова;
- обучить сравнительному анализу текстов;
Развивающие:
- развить умение видеть и находить в текстах басен скрытые приемы (афоризмы, олицетворения, аллегорию, мораль);
- формирование умения у учащихся работать в вопросно – ответной форме;
Воспитательные:
-воспитать внимательность к русскому слову;
- умение слышать и дополнять ответ товарища.
- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.
Оборудование:
Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013;
Тексты басен Эзопа и Лафонтена;
Презентация Power Point «Басня. Истоки басенного жанра».
Ход урока
2.Повышение уровня мотивации школьников. (Слайд 1)
Тема сегодняшнего урока « Басня как литературный жанр ».
- Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на уроке?
- Какие цели сегодня на уроке мы поставим перед собой?
- Чем нам может помочь в дальнейшем данный материал урока?
-На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.
Но сначала вспомним, что такое басня.
- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?
- Прочитайте запись на доске (чтение записи одним из учеников): «Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)
- Давайте разберемся, в чем же трудность этого жанра.
1) Басня – лиро-эпическое произведение.
- Дома вы читали статью учебника «Роды и жанры литературы». Какие три рода литературы вам известны? (Схема)
- К какому роду литературы мы отнесем жанр басни?
- Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.
2) Работа с литературоведческими терминами.
Басня (с. 55) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.
Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд…)
- В басне обязательно есть мораль.
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
3) Баснописцы.
- Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)
- Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп. Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.
Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград».
- В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
Подготовленные ученики читают басни Лафонтена «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».
- В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке. А сегодня я хочу прочитать вам басню Василия Кирилловича Тредиаковского.
Чтение учителем басни Тредиаковского «Ворон и лисица».
- Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке.
Подведение итогов урока.
Что вы узнали нового?
Достигли ли мы цели урока?
Какие трудности возникал при решении задач? Почему?
Удалось ли вам их преодолеть?
5. Домашнее задание.
Чтение и пересказ статьи учебника об И.А. Крылове (с.56 – 58). Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки). Оформить красиво на альбомных листах.
3