СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века)".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по теме "Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века)".»

Тема урока: Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

Класс: 5

По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

- расширить представления учащихся о жанре басни, показать её основные особенности;

- дать понятия: баснямораль, аллегория, олицетворение;

- познакомить с  особенностями басен И. А. Крылова;

- обучить сравнительному анализу текстов;

Развивающие:

- развить умение видеть и находить в текстах басен  скрытые приемы (афоризмы, олицетворения, аллегорию, мораль);

- формирование умения у учащихся работать в вопросно – ответной форме;

Воспитательные:

-воспитать внимательность к русскому слову;

- умение слышать и дополнять ответ товарища.

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.

Оборудование:

  • Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013;

  • Тексты басен Эзопа и Лафонтена;

  • Презентация Power Point «Басня. Истоки басенного жанра».


Ход урока

    1. Оргмомент.


2.Повышение уровня мотивации школьников. (Слайд 1)

Тема сегодняшнего урока « Басня как литературный жанр ».


- Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на уроке?


- Какие цели сегодня на уроке мы поставим перед собой?


- Чем нам может помочь в дальнейшем данный материал урока?


-На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.

Но сначала вспомним, что такое басня.


    1. Беседа.

- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?


- Прочитайте запись на доске (чтение записи одним из учеников): «Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)

- Давайте разберемся, в чем же трудность этого жанра.


    1. Работа по теме урока.


1) Басня – лиро-эпическое произведение.

- Дома вы читали статью учебника «Роды и жанры литературы». Какие три рода литературы вам известны? (Схема)

- К какому роду литературы мы отнесем жанр басни?

- Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.


2) Работа с литературоведческими терминами.


Басня (с. 55) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.


- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.


Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд…)


- В басне обязательно есть мораль.


Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.


3) Баснописцы.

- Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)

- Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп. Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.

Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.


Подготовленные ученики читают басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград».

- В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.


Подготовленные ученики читают басни Лафонтена «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».


- В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке. А сегодня я хочу прочитать вам басню Василия Кирилловича Тредиаковского.


Чтение учителем басни Тредиаковского «Ворон и лисица».


- Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке.


    1. Подведение итогов урока.

  • Что вы узнали нового? 

  • Достигли ли мы цели урока?

  • Какие трудности возникал при решении задач? Почему?  

  • Удалось ли вам их преодолеть?


5. Домашнее задание.

Чтение и пересказ статьи учебника об И.А. Крылове (с.56 – 58). Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки). Оформить красиво на альбомных листах.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!