СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"(урок-игра)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширить и обобщить знания учащихся об имени числительном; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации; формировать межпредметные связи; воспитывать любовь к родине, интерес к русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"(урок-игра)»

ГОУ ЛНР

« Краснодонская городская гимназия»





Имя числительное как часть речи









Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

учителя Козловой Аллы Викторовны








Краснодон

2020

Тема. Имя числительное как часть речи 6 класс

(урок рассчитан на 2 часа)

Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся об имени числительном; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации; формировать межпредметные связи; воспитывать любовь к родине, интерес к русскому языку



Оборудование: карта- схема города Краснодона, герб города, тексты, рисунки детей, мультфильм из серии» Азбука безопасности Смешариков», ноутбук


Тип урока: урок - зачет


Форма проведения: дидактическая игра – заочная экскурсия по городу


Приемы работы:

а) устный опрос;

б) работа со схемами;

в) словарный диктант;

г) работа с текстами


Этапы урока


1. Оргмомент

2.Этап проверки домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

4. Этап восприятия нового материала

5. Обобщение и систематизация знаний

6. Объявление домашнего задания

7. Подведение итогов урока



Ход урока

1. Оргмомент


Учитель. Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу. 
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.


2.Этап проверки домашнего задания (носило опережающий характер)

Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы продолжаем наш разговор о числительном как части речи. Но урок у нас будет необычный. Мы совершим заочную экскурсию по нашему городу, экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое для этого: схемы и виды города. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.


(После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать : «Путевой лист экскурсовода…»).

Вопрос:


-Что такое экскурсия? (Дети дают определения. Ответ на поставленный вопрос завершает заранее подготовленное сообщение ученика, использовавшего материал Толкового словаря.)

- А как называют человека, совершающего поездку в поезде, на пароходе и т.п.? (пассажир). Запишите это слово и составьте устно с ним предложение.

Учитель. Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который посмотрим мультфильм « Пристегните ремни» из серии «Азбука безопасности»

и проверим выполнение домашнего задания. ( Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «автобус» и предложить план его описания; мальчики – уточнить технические характеристики этого вида городского транспорта.)

Итог – коллективное устное описание автобуса; повторение правил поведения пассажиров.


3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности


3.1. Фронтальный опрос – повторение.


Чтение текста 1 подготовленным учеником – экскурсоводом ( тексты лежат на каждой парте)

Экскурсовод. Краснодон— город Республиканского подчинения. Расположен в юго-восточной части Донецкого кряжа, на левом берегу Большой Каменки, притока Северского Донца, в 51 км от Луганска. Наш город основан в 20 веке, в 1914 году. Городу 106 лет. До 1938 года город назывался хутором Сорокиным, затем был переименован в Краснодон.

Железнодорожная станция Краснодон (на линии Родаково — Лихая) находится в 7 км от города. Население — около 120 тыс. человек. На территории Краснодона люди жили еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют обнаруженные на южной окраине города остатки поселения эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.).

Учитель. Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.

Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

- Какие бывают числительные по значению и составу?

- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

3.2. Приглашение в путешествие


Учитель. Итак, вы успешно прошли первые этапы, и мы смело можем отправляться

дальше


4. Этап восприятия нового материала


Учитель рассказывает о работе с путевым листом

Учитель. Начнем оформление наших путевых листов. Образец записи , то есть схема листа, на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись.

Встречающиеся в тексте словосочетания « сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.


Числительные

Количественные

Порядковые

целые

дробные

собирательные

Простые





Составные






- Как склоняются порядковые числительные? (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.)


Учитель. А что вам известно о реке Северский Донец? С этим вопросом мы обратились к

экскурсоводу. И вот что мы услышали.


Чтение текста 2 подготовленным учеником – экскурсоводом (тексты лежат на каждой парте)


Северский Донец — наиболее крупный приток Дона. Общая протяжённость реки составляет 1053 км, площадь бассейна 98 900 км², среднегодовой расход воды при впадении в Дон 200 м³.

Северский Донец берёт начало на Среднерусской возвышенности, около с. Подольхи в Прохоровском районе Белгородской области России.. В бассейне Северского Донца свыше 3000 рек, из которых 425 имеют длину более 10 км и 11 рек — более 100 км. Свыше тысячи из них непосредственно впадают в Северский Донец. Питание Северского Донца преимущественно снеговое, поэтому расход воды в течение года неравномерен. Весеннее половодье занимает около 2 месяцев с февраля по апрель, в этот период вода поднимается на 3 — 8 м

Учитель. Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания « сущ.+ числ.» из текста.

- В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.


Учитель. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 километров в час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров в час. На трассе наш автобус идет со скоростью до 70 и даже 80 километров в час.


- Скажите, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80)


Третья запись в путевом листе: « Склонение числительного пятьдесят»


Учитель. Давайте посмотрим на карту – схему города. Небольшие площади, четкая композиция улиц и переулков придают ему великолепный вид. Город делится на восемь районов.

В нем насчитывается около 400 улиц и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: 2-й переулок Ватутина, 11-й квартал, 1-я Конная и др.

- Письменно просклоняйте словосочетания: 400 улиц (1 вариант), 11-й квартал (2 вариант)


Продолжение экскурсии

Учитель. Наша экскурсия продолжается.

Чтение текста 3 подготовленным учеником – экскурсоводом ( тексты лежат на каждой парте


Экскурсовод. В дошедших до наших дней документах сказано, что

в 1916 г. на хуторе. Сорокино проживало только 3105 человек. Было 15 каменных, 26 деревянных домов и 3 казармы. Рудник быстро рос и развивался,.и население увеличилось в 1,5 раза.

После окончания гражданской войны были отстроены разрушенные шахты, строились новые, действующие - модернизировались.

В последующие годы проводилось строительство больших угольных предприятий.

Созданный в 1935 году трест "Сорокинуголь" (с 1936 г. "Краснодонуголь") объединял 25 шахт, а накануне войны уже больше 40.

На момент переименования хутора в город Краснодон в нем проживало 22.2 тысячи человек.

- Определите стиль только что прослушанного текста.

- Куда мы запишем «1,5 раза»? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?

- Спишите с доски предложения, записывая числительные словами:


1 вариант.


В 1916 г. на хуторе Сорокино проживало только 3105 человек


2 вариант.


На момент переименования хутора в город Краснодон в нем проживало 22.2 тысячи человек


3 вариант.


Созданный в 1935 году трест "Сорокинуголь" (с 1936 г. "Краснодонуголь") объединял 25 шахт, а накануне войны уже больше 40.


- Произведите морфологический разбор имени числительного.

- Запишите числительные 15, 26 в форме творительного падежа (1 вариант)

- Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце числительных (2 вариант)

- Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3-го склонения (3 вариант)


Учитель. Интересна и история транспорта города. Послушаем экскурсовода (чтение текста 4)


Основным видом транспорта на хуторе Сорокино был извозчик. Позже транспортное обслуживание по Краснодонскому региону забезпечується електрическим и автомобильным транспортом. По городу проходит автодорога .

Троллейбусное движение в Краснодоне было открыто 30 декабря 1987 года двадцатью троллейбусами  по маршруту № 1 «ул. Чкалова (школа № 6) — Молодогвардейск (ул. Тюленина)» по улицам Чкалова, Артёма, Котова, Первоконная. Тогда же построено депо.

В 19881989 году пущен короткий маршрут № 2 «ул. Чкалова („Первомайка“) — ул. Промышленная».

В 1990 году введена новая линия по ул. 60-летия СССР до квартала имени Баракова, пущены маршруты № 3 «квартал имени Баракова — г. Молодогвардейск» и № 4 «ул. Чкалова — квартал имени Баракова».


Учитель. А сейчас я вам зачитаю отрывок из одной старой газеты, где автор рассказывает об открытии трамвайной линии в старом Ростове в 1913 году.


В начале десятого часа утра стали съезжаться приглащенные лица. У трамвайной линии двумя шпалерами выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. В течение целого дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни разу вагон не отходил … не переполненным совершенно пассажирами.


-Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.

- С помощью чего образуются собирательные числительные?

- Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.

- Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе) ?


5. Обобщение и систематизация знаний


Учитель. Наше путешествие подошло к концу и заканчивается оно в современном городе. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант.


Пассажиры, трамвай, троллейбус, секунда, километр, бассейн, одиннадцать, бетон, миллион, миллиард экскурсовод, словосочетание,. диспетчер.


6. Объявление домашнего задания


Обратите внимание и понаблюдайте за речью дикторов телевидения, за правильностью использования ими числительных. Запишите свои наблюдения в тетради.


7. Подведение итогов урока


Учитель. Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.

Закончилась наша познавательная экскурсия по городу, в ходе которой вы многое узнали не только о нем, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном.