СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшнем уроке мы будем закреплять полученные знания по теме «СПП»: определять виды придаточные предложений, способы их связи с определяемыми и изъясняемыми словами

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)"»

ГОУ ЛНР

«Краснодонская городская гимназия»





СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ

И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ»

(ЗАКРЕПЛЕНИЕ)






Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе

учителя Козловой Аллы Викторовны








Краснодон

2020

ТЕМА:



«СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ

И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ»

(ЗАКРЕПЛЕНИЕ)




ЦЕЛЬ: закрепить знания по теме «СПП»


ЗАДАЧИ:



1. Формирование умений находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; способы их связи с главным предложением.

2. Отработать навыки постановки знаков препинания в СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

3. Развивать у учащихся умения различать и сопоставлять СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

4. Продолжить работу по составлению схем СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

5. Развивать у учащихся навыки употребления СПП с придаточными определительными и изъяснительными в монологической и диалогической речи, определять их стилистическую роль в тексте.

6. Продолжать формирование навыков грамотного письма, с этой целью изучение темы строить на морфологической основе.

7. Использовать дидактический материал в целях воспитания нравственности учащихся: их любви к матери.

8. В целях подготовки к экзаменам продолжить работу по формированию навыков


ХОД УРОКА:




I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (организационный момент)



- Добрый день, ребята. Садитесь. Приветствую я и наших гостей.

На сегодняшнем уроке мы будем закреплять полученные знания по теме «СПП»: определять виды придаточные предложений, способы их связи с определяемыми и изъясняемыми словами;

строить схемы СПП с придаточными определительными и изъяснительными и правильно ставить в них знаки препинания.

Урок будет способствовать развитию у вас различных компетенций: языковых, речевых, творческих, которые помогут вам не только при сдаче экзамена в новой форме, но и помогут определить профиль дальнейшего обучения,и место в социуме.

Задания будем выполнять в специальных тетрадях, которые помогут вам в развитии личностных качеств.

Запишите в них число и тему урока «СПП с придаточными определительными и изъяснительными (закрепление)».



II. ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА



- Как определить вид придаточного предложения?

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Изъяснительные?

- Каковы способы связи придаточных предложений с главными?




III. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Обратите внимание на экран, на слова поэта Мусы Джалиля.


Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя – мать!

- Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Предвещая праздник День матери, воспитательный момент урока будет объединен общей темой – темой любви к матери.


- Дайте характеристику этому предложению.

(Сложное, среди сложных союзное, – СП, т. к. одна часть подчиняется другой.

Главное предложение с придаточным связано при помощи с. слова чье.

От определяемого слова существительного (женщину) в главном предложении поставим вопрос к придаточному предложению – какую?

Вид придаточного – определительное.

- В чем особенность СПП с придаточными определительными?

(В отличие от местоименно-определительных придаточных они могут стоять только после определяемого слова, которое выражено существительным, а не местоимением.)

- Устно преобразуйте это предложение в предложение с ПР.

- А теперь предложение с ПР замените синонимичным СПП с придаточным изъяснительным .Запишите в тетрадь, постройте схемы.

Ученик работает у доски.

Муса Джалиль писал о том, что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя – мать».

[… глагол], (союз что … ук. м ту + сущ.), (с.слово чье…)



IV. РАБОТА СО СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ

- Переходим ко 2 заданию. Работая с одним текстом, над одной темой, вы в группах будете выполнять разные задания:

1 группа по стилистике, особенно актуальному в последнее время разделу русского языка:

2 группа по орфографии;

3 группа по синтаксису;

4 группа по пунктуации.


- Послушайте текст

Мама! Мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете. Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье.

Я помню, как незаметно могли твои руки вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку.

Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу.

Оглянись же и ты, юноша, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать?

Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не нашего ли горя седеют наши матери?


Эти слова принадлежат Олегу Кошевому, герою романа Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия».

Приступаем к выполнению заданий.

1 группа:

- О чем говорится в тексте?

О маме

- К какому стилю вы отнесли бы этот текст?

К художественному.

- По каким признакам вы определили, что это художественный стиль?

Используется художественный прием – единоначатие – анафора. Наличие эмоциональных предложений (!), обращения. Автор использует изобразительно-выразительные средства языка, эпитеты (залубеневшие руки, студеная вода). Наличие предложений, заключающих в себе обобщенное значение. Сравнение (больше, чем мать).

-Тип речи?

Повествование с элементами рассуждения.

- Приведите доказательства.

Говорится о следующих друг за другом действиях. Повествование ведется от первого лица. Рассказчик, обозначенный личным местоимением я, обосновывает высказанную мысль. Наличие риторических вопросов.

- Работаем с первым предложением

Мама! Мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете.


4 группа:

- Чем осложнено это предложение?

Обращением.

- Как выделяем обращение на письме?

Запятыми и восклицательным знаком. Здесь поставим восклицательный знак, произносится с усилительной интонацией (повышением голоса).

2 группа: в корне слове осознавать вставим проверяемую гласную А, проверочное слово – сознание.

3 группа:

- Дайте характеристику предложению.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП, с придаточным определительным. Придаточная часть присоединяется к определяемому существительному с указательным словом того при помощи союза как.

- Построй на доске схему предложения.

- С 3 предложением у доски работает ученица.

- Один ученик занимает место за столом для индивидуальной работы.

- А мы работаем со 2 предложением.

Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье.

4 группа: Предложение осложнено обособленными определениями, выраженными одиночными причастием и прилагательным (несгибающиеся, красные), причастным оборотом – залубеневшие от студеной воды в проруби. Перед словом где поставим запятую


2 группа:

Несгибающиеся - нет зависимых слов, пишем слитно.

1 группа:

- Подберите синонимы к слову несгибающиеся - (жесткие, холодные, одеревенелые).

- Определите лексическое значение слова прорубь.

Отверстие, прорубленное во льду, на реке, водоеме.

- Замените причастный оборот синонимичной конструкцией.

Которые загрубели от студеной воды.

3 группа: дать характеристику предложению.

Придаточное определительное, т.к. отвечает на вопрос какой? Присоединяется к определяемому существительному проруби при помощи союзного слова где.

- Определите способ подчинительной связи слов в СС студеная вода?

Согласование.

Ученик выполняет роль консультанта в паре с учеником, работающим индивидуально

- Проверяем, как выполнена работа у доски.

Я помню, как незаметно могли твои руки вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку.

Незаметно напишем слитно, (заменить синонимом легко). Мгновенно с удвоенной н, т.к. образовано от прилагательного мгновенный, в котором две буквы н.

Предложение СПП. Оба придаточных одного вида – изъяснительные, прикрепляются к изъясняемому слову – глаголу помню при помощи союза как, отвечают на вопрос что? Придаточные предложения соединены одиночным союзом и, они поясняют одно слово в главном предложении (и напоминают однородные члены), запятую между ними ставить не будем.


Вопросы в ходе проверки:

- В слове незаметно выделить основу.

Незаметно.

- Почему все слово – основа?

Наречие – неизменяемая часть речи.

- С 5 предложением за компьютером работает ученик.

- Работаем с 4 предложением.

Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу.


3 группа:

СПП. Главное и два придаточных изъяснительных, т.к. отвечают на вопрос чего? Первое придаточное изъяснительное прикрепляются к изъясняемому слову при помощи союзного слова чего, а второе – при помощи союзного слова что.

- В чем особенность СПП с придаточными изъяснительными?

2 группа

4 группа:


- Проверяем, как справился с работой ученик за компьютером.

Оглянись же и ты, юноша, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать?

Предложение СПП с придаточным изъяснительным, которое прикрепляется к изъясняемому слову при помощи союзного слова кого.

[… глагол], союзное слово кого …?)

Частицу же напишем отдельно от глагола в повелительном наклонении .

Главное предложение односоставное, глагольное, определенно-личное. осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзом и, запятую не поставим.

Предложение вопросительное по цели высказывания, в конце поставим вопросительный знак, осложнено обращением, выделим запятыми. Запятой разделим главное предложение от придаточного изъяснительного, а также запятая после слова больше, т.к. присутствует сравнение.


Работаем с последним предложением.


Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?

- Что оно собой представляет?

1 группа:

Риторический вопрос. Утверждение в форме вопроса автор использует как источник выразительности. Вовлекая читателя в диалог

4 группа:

Предложение осложнено однородными членами, соединяющимися при помощи интонации, разделим запятыми, а последний однородный член при помощи одиночного союза и, запятую не поставим.

V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

- Переходим к творческому заданию

- Составьте два-три предложения с придаточными определительными или изъяснительными, которые будут отражать ответ на обращенный к вам вопрос.


Учащиеся читают свои ответы. Характеризуют предложения.




VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



- Чем помог сегодняшний урок в изучении СПП ?


Определять вид придаточных предложений – определительных и изъяснительных;

определять место придаточных предложений по отношению к главному предложению;

находить определяемые и изъясняемые слова, средства связи с ними придаточных предложений;

строить схемы СПП с придаточными определительными и изъяснительными;




VII. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК


Оценки можно ставить и по ходу урока.


VIII. ДОМАШНЯЯ РАБОТА


Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу.

Это – мать.

Н. А. Островский

Напишите сочинение-рассуждение «Согласны ли вы со словами Н.Островского?»