СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку для 8 класса "Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку для 8 класса "Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего"»

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс Урок № ____ Дата _________

ТЕМА. Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Цели урока:

расширить знания о подлежащем как о главном предложения члене; повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами; совершенствовать умение находить подлежащее в предложении определять и способ его выражения;

развитие познавательной активности учащихся; развитие внимания, памяти, критического мышления; развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить); развитие речи учащихся;

способствовать воспитанию интереса к предмету; воспитание умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; осуществление самоконтроля Предметные: знание способов выражения подлежащего.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.

Оборудование: словарь; учебник для 8 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., А.А.Дейкина; информационный текст, карточка с заданием для практической работы


Сценарий урока

1. Организационный этап.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление пробного действия.

2.1 Прием «Верите ли вы, что...»

– Итак, первое задание «Верите ли вы...».

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные восклицательные и.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный. – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

– Проверим ответы поставим и плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.


3. Выявление затруднения. Самоопределение темы и цели урока.

3.1 «Мозговой штурм»

- Что вам уже известно о подлежащем?

Составляется кластер (первоначальный) по ходу беседы.

- Сформулируйте тему и поставьте цели урока.


4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

4.1 Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт» или Маркировка.

- Во время работы с текстом не забывайте использовать «Принцип инсерта, или

маркировки». Делайте заметки на полях: «+» - знаю; «V» -новое; «?» - не совсем понятно или недостаточно информации

Информационный текст

Маркировка: «+» - знаю; «V» -новое; «?» - не совсем понятно или недостаточно информаци

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) в говорится предложении? обозначает и предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень раскрасила и в оранжевые листья, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.


Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее отвечает всегда на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».


Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья в кружились воздухе и плавно опускались на землю.


А также местоимением в именительном падеже: Никто не знал ничего.


В роли подлежащего может быть инфинитив (неопределенная форма глагола): Жить – Родине служить. Или цельное словосочетание: Мы с братом шли впереди всех.


Место подлежащего может занять любая часть речи.


Например, имя прилагательное: Стойкий побеждает всегда.


Или причастие: Провожающие стояли у вагона.


А также наречие: Завтра будет лучше, чем сегодня.


Или числительное: Пять–моя самая любимая цифра.


Или особая часть речи - междометие: По лесу раздалось ау


Прилагательные, причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных могут и перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.


5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

5.1 Работа с учебником. стр.55, 56. §17.

Физкультминутка.

5.2. Составление кластера (дополнение).

6. Первичное закрепление.

6.1 Комментированное письмо. (упр.90, 1 часть)

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

7.1. Работа в группах. Выполнение упражнения 92.

8. Включение в систему знаний.

8.1. Выполнение упр.93.

8.2. Составление синквейна. Пример синквейна:

Подлежащее.

Основное, главное.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее –ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

9. Домашнее задание. Изучить § 17, выполнить упр.93.

10. Рефлексия:
- На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда …-Чему научился? -Как работал? -Достиг ли цели?









































Информационный текст

Маркировка: «+» - знаю; «V» -новое; «?» - не совсем понятно или недостаточно информаци

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) в говорится предложении? обозначает и предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень раскрасила и в оранжевые листья, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.


Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее отвечает всегда на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».


Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья в кружились воздухе и плавно опускались на землю.


А также местоимением в именительном падеже: Никто не знал ничего.


В роли подлежащего может быть инфинитив (неопределенная форма глагола): Жить – Родине служить. Или цельное словосочетание: Мы с братом шли впереди всех.


Место подлежащего может занять любая часть речи.


Например, имя прилагательное: Стойкий побеждает всегда.


Или причастие: Провожающие стояли у вагона.


А также наречие: Завтра будет лучше, чем сегодня.


Или числительное: Пять–моя самая любимая цифра.


Или особая часть речи - междометие: По лесу раздалось ау


Прилагательные, причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных могут и перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.



Информационный текст

Маркировка: «+» - знаю; «V» -новое; «?» - не совсем понятно или недостаточно информаци

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) в говорится предложении? обозначает и предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень раскрасила и в оранжевые листья, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.


Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее отвечает всегда на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».


Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья в кружились воздухе и плавно опускались на землю.


А также местоимением в именительном падеже: Никто не знал ничего.


В роли подлежащего может быть инфинитив (неопределенная форма глагола): Жить – Родине служить. Или цельное словосочетание: Мы с братом шли впереди всех.


Место подлежащего может занять любая часть речи.


Например, имя прилагательное: Стойкий побеждает всегда.


Или причастие: Провожающие стояли у вагона.


А также наречие: Завтра будет лучше, чем сегодня.


Или числительное: Пять–моя самая любимая цифра.


Или особая часть речи - междометие: По лесу раздалось ау


Прилагательные, причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных могут и перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация


ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА (ГО)


ПОДЛЕЖАЩЕЕ


СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ:

СУЩ. В ИМ. П.

МЕСТ. В ИМ. П.


ОТВЕЧАЕТ НА

ВОПРОСЫ

ИМ. ПАДЕЖА: КТО? ЧТО?



ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ:

- СУЩ. В ИМ. П.

- МЕСТ. В ИМ. П.

- ИНФИНИТИВ

- ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

- НАРЕЧИЕ

- МЕЖДОМЕТИЕ

- ЦЕЛЬНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

- ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ

(СУБСТАНТИВАЦИЯ)


ТЕРМИН ВВЕДЕН

М.В.ЛОМОНОСОВЫМ





ОБОЗНАЧАЕТ ТО,

О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ

В ПРЕДЛОЖЕНИИ







5