СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по слушанию музыки для 3 класса ДПОП "Уроки Глинки в ДМШ им. М.И.Глинки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по слушанию музыки в 3 классе ДМШ ДПОП "Уроки Глинки в ДМШ им. Глинки". Материал можно использовать для подготовки открытого урока для ДМШ по слушанию музыки программа ДПОП 8 лет обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по слушанию музыки для 3 класса ДПОП "Уроки Глинки в ДМШ им. М.И.Глинки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЛИНКИ М.И.






Методическая разработка урока, посвящённого творчеству

Михаила Ивановича Глинки

«3 класс ДПОП»




Составитель:

преподаватель теоретических дисциплин

Высшей категории

Климова Сюзанна Николаевна













Калининград

2025

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством выдающегося русского композитора М.И. Глинки, вызвать интерес к музыке русского композитора, дать представление о вокальном цикле композитора «Прощание с Петербургом» и операх «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», развивать устную речь, память, внимание, обогащать словарный запас, учить слушать и грамотно анализировать классическую музыку.


Задачи урока:

1. Повторить пройденный материал.

2. Расширить знания о творчестве М.И.Глинки, познакомить с новой музыкой композитора.

3. Закрепить пройденный материал.


Форма урока: групповой урок для учащихся 3 классов (все отделения).


Техническое оснащение:

  1. Мультимедийная аппаратура.

  2. Музыкальный центр.

  3. Диски с записями музыкального и видеорядов.


Оборудование:

1.Портрет М.И.Глинки.

2.Экспонаты из архива школьного музея: некоторые антикварные монографии и нотные издания М.И.Глинки.

3.Стенды из экспозиции школьного музея:

  • «Жизнь и творчество М.И.Глинки»

  • Опера «Иван Сусанин»

  • Опера «Руслан и Людмила»

  • Мемориалы и памятники М.И.Глинки.

4.Карточки «учимся говорить о музыке»


Методы урока: беседа.

1 часть урока: беседа воспроизводящая (при повторении пройденного материала и проверке домашнего задания),

2 часть урока: демонстрация фильма «М.И.Глинка» из видео серии «В кругу великих имён»

3 часть урока: беседа поисковая (при работе с новым материалом),

4 часть урока: экскурсия по экспозиции школьного музея

5 часть урока: закрепление пройденного материала.


Проработанный музыкальный материал урока:

1.М.И.Глинка, сл.Н.Кукольника «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом» в исполнении Ирины Архиповой.

2.М.И.Глинка, сл.Н.Кукольника «Попутная песня» из вокального цикла «Прощание с Петербургом» в исполнении Петра Глубокого

3.М.И.Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

4. К.А.Кавос. Трио из I действия оперы «Иван Сусанин» (фрагмент)

5. М.И.Глинка. Трио «Не томи родимый...» из I действия оперы «Иван Сусанин» (фрагмент)

6.М.И.Глинка. Хор «Славься» из эпилога оперы «Иван Сусанин»


План урока:

  1. Организационный момент

  2.  Проверка домашнего задания.



Сегодня наш урок посвящён творчеству великого русского композитора, имя которого носит наша школа … (ученики отвечают). Сегодня мы поговорим о первом классике русской музыки – Михаиле Ивановиче Глинке, который своим творчеством открыл эпоху русской классической музыки. Еще при жизни композитора его имя было покрыто немеркнущей славой. Глинка навсегда останется в истории России композитором мирового значения.

И мы не в первый раз обращаемся к подобной теме, и хотелось бы услышать, что вы знаете о М.И.Глинке?

(Собираем рассказ…)

Ученик 1. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые годы жизни он провел в имении отца, капитана в отставке. Здесь узнал и полюбил русские народные песни, сказки...

Ученик 2. 1812 год. Спасаясь от армии Наполеона, семья покинула свое имение и переехала в дом дяди Глинки, где Миша научился играть на флейте и скрипке у крепостных музыкантов, обнаружив хорошие способности к музыке, языкам, рисованию.

Ученик 3. 1817 год. Миша учится в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. По окончании пансиона в 1822 году Михаил Иванович становится чиновником Главного управления путей сообщения, но вскоре уходит в отставку. В Петербурге он знакомится с выдающимися людьми того времени: Дельвигом, Жуковским, Грибоедовым и другими. Он автор уже известных пьес и романсов.

Ученик 4. В 1830 году Глинка уезжает в Италию, чтобы совершенствоваться в искусстве. Там он знакомится с певцами и композиторами, часто бывает в опере. Прожив четыре года в Италии, уезжает в Германию. В Берлине Глинка берет уроки у известного теоретика музыки, пишет романсы. Возвратившись на родину, он приступает к работе над оперой «Иван Сусанин». Позднее у оперы будет другое название – «Жизнь за царя».

Ученик 5. В течение трех последующих лет Глинка работает капельмейстером в Придворной певческой капелле. Он начинает сочинять сказочно-эпическую оперу на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Тогда же Михаил Иванович пишет известные романсы: «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», «Ночной смотр» – и «Вальс-фантазию для фортепиано». В 1842 году состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». Последние годы жизни Михаил Иванович Глинка проводил то на родине, то за границей: в Варшаве, Париже, Берлине. Он много работал, сочинял для своей племянницы Оленьки.

Ученик 6. В 1857 году Михаила Ивановича не стало… Но и сейчас, спустя полтора века, мы не перестаем восхищаться, слушая гениальную музыку великого русского композитора, а все ведущие оперные театры мира считают за честь поставить его бессмертные произведения.



  1. Знакомство с новым материалом

Спасибо всем ребятам, которые отвечали. А теперь, я предлагаю вам посмотреть отрывки из фильма о М.И.Глинке (просмотр отрывков: Новоспасское, семья, Благородный пансион, поездки в Европу).

Я назвала урок: «Музыка – душа моя» не случайно. Довольно часто обращаясь изучению жизни и творчества М.И.Глинки вспоминают случай: на уроке рисования, Миша, которому в ту пору было около 9-10 лет, был рассеянным, простые задания не получались, и когда, учитель пожурил его, Миша ответил: «Что ж поделать? Музыка – душа моя!». Это было удивительным, для ребёнка такого возраста, поскольку он высказал в столь раннем возрасте вполне осознанно и отношение к музыке, причём словами уже взрослого и зрелого человека.

Вспоминая о своём детстве, Глинка писал, что его способности к музыке с юных лет выражалась «страстию к колокольному звону». Он жадно вслушивался в него и подражал звонарям, используя вместо колоколов 2 медных таза. Другой страстью мальчика было слушать нежно-русские песни, которые бывало играли в переложении для флейт, кларнетов, валторн и фаготов музыканты из Шмакова. Они нравились ему чрезвычайно. Позднее в своих биографических «Записках» он писал: эти песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал разрабатывать народную русскую музыку!»

М.И.Глинка писал музыку в разных жанрах, популярных в его время. И если обратиться к истории русской музыки: ни один русский композитор не оставлял жанр песни и романса без внимания. Русская музыка шла от души, он по своей природе всегда была в первую очередь вокальной, любую мелодию даже из инструментальной музыки всегда можно было пропеть, а потом лишь сыграть на музыкальном инструменте.

М.И.Глинка написал около 80 песен и романсов, на стихи своих знаменитых современников, среди них Пушкин, Жуковский, Баратынский, Дельвиг, кн. Галицын, Козлов, Кукольник…

В 1840 году М.И.Глинка пишет вокальный цикл «Прощание с Петербургом». В очередной раз он расстаётся с Петербургом и отправляется в странствия. В цикло вошло 12 песен, которые Глинка написал на слова своего друга и поэта Нестора Кукольника.

«Жаворонок» одна из песен цикла, это русская песня – в которой Композитор создаёт лирические образы родной и очень близкой русской природы. Мы послушаем песни в великолепном исполнении: поёт солистка Большого театра, народная артистка России, профессор Московской консерватории, к сожалению, великая русская певица умерла в феврале этого года – Ирина Архипова.

(После прослушивания музыки анализируем сочинение). Давайте вслушаемся в поэтический текст песни: «Между небом и землей песня раздаётся…Неисходною струёй льётся, льётся льётся…» Какими выразительными средствами композитору удаётся создать такой воздушный колорит, имитацию звенящего в небе голоса жаворонка, поэтического образа связанного с тоской человеческого сердца о верной и нежной любви?

Работа с карточкой «Говорим о музыке»… Какими выразительными средствами пользовался композитор, для создания такого возвышенного образа? Давайте обратим внимание на мелодию, интонации, регистр, фактуру, аккомпанемент… Дети отвечают.)


И ещё одно сочинение из вокального цикла «Прощание с Петербургом» мы послушаем сегодня на уроке. Эта песня явилась отношением композитора к одному важному историческому событию в России. В 1837 в России была открыта первая железная дорога из Петербурга до Павловска чрез Царское село. Исполняет её лауреат всероссийского конкурса вокалистом им. М.И.Глинки, народный артист России, солист Большого театра, профессор Московской консерватории Пётр Глубокий.

Слушаем: «Попутная песня» (Учащиеся узнают музыку и называют её, затем сообща музыка анализируется…)

Некоторые вопросы: почему композитор выбирает такой быстрый темп presto? Какой вид мелодии использует Глинка в песне: А «Дым столбом кипит дымится, пароход…»; В «Нет, тайная дума быстрее летит»? Какие музыкальный образы создаёт музыка? Давайте, вспомним как называется подобный приём развития музыки - контраст).

Выводы урока: М.И.Глинка утвердил новый музыкальный стиль, основанный на русской песенности, как и А.С.Пушкин создавал новый литературный язык на народной основе.


М.И.Глинка явился создателем 2 опер, которые принято считать первыми русскими классическими операми в истории русской музыки. Обратимся к одной из них «Руслан и Людмила», написанную на сюжет романтической поэмы А.С.Пушкина. Говорят, прочитав её, Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку и с большим удовольствием писал музыку и закончил оперу очень быстро. Современники Глинки вспоминали, что артисты, которые репетировали в Большом театре «Руслана и Людмилу», то и дело переставали петь и от восторга хлопали композитору.

 Ребята, давайте вспомним сюжет сказки? … А теперь обратимся к одному из главных персонажей сказки – волшебнику Черномору. Как он выглядел в сказке Пушкина?

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

А каким вы представляете Черномора? Дети отвечают.

 А теперь, каким этот герой получился в опере Глинки? Послушаем марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», центральный эпизод IV действия. (Дети слушают марш).

Марш Черномора – первая пародия на властителей мира. Картина сказочного торжественного шествия. Глинка рисует картину сказочного торжественного шествия. И не смотря на то, что это опера, вы слышали вокальную музыку? (Дети отвечают, что это инструментальная музыка). Глинка, использовал здесь сразу 2 оркестра: симфонический (в оркестровой яме), и духовой (на сцене). Медные инструменты звучат в унисон… (Дети анализируют музыку).

Ребята, Давайте вспомним как называлась вторая опера Глинки? (Дети отвечают).

«Иван Сусанин»

С детства в душе композитора жили впечатления от войны с французами. Он мечтал с помощью музыки рассказать о героизме русского человека и написал оперу «Иван Сусанин».
Представьте, стоит суровая зима 1613 года. По Русской земле идут польские войска. Они решили захватить царя Михаила. Сбившись с пути, поляки стали искать проводника. Иван Сусанин – крестьянин из села Домнино – завел вражеский отряд в непроходимый густой лес. Когда поляки спохватились, было уже поздно: выбраться из лесной глуши им не удалось. Геройски погиб Иван Сусанин, но Родину не предал.

В нашей школе есть музей, посвящённый творчеству М.И.Глинки. В нём собрана большая коллекция книг о Глинке, много нот, причём в нём хранятся довольно ценный экземпляры антикварныё, есть ноты, которые были напечатаны ещё в XIX веке.

Сейчас я хочу вас познакомить с интересным изданием, этой книге 57 лет, автор Т.Ливанова. Я хочу зачитать вам небольшой фрагмент, здесь описывается один интересный случай из жизни Ф.Шаляпина – удивительного русского певца, лучшего исполнителя партии Ивана Сусанина. Перед тем как исполнять музыку Глинки, Ф.Шаляпин решил съездить на родину Ивана Сусанина в деревню Домнино. Из рассказа 75-летнего жителя деревни: «Сказывали, сильный характером был человек и строгий. Изба его с краю стояла. Враги к нему вперёд и зашли… Сусанин видит – отряд большой, не было бы беды, - ну и решил погубить недругов. Мальчишке своему шепнул скачи к нашим, дай знать… А сам… Вон там болото – туда и повёл. Сначала по лесу долго водил, заплутал, а потом тропкой в болото. Там все и погибли».

Глинка совсем забыл об отдыхе – он сочинял и сочинял музыку оперы «Иван Сусанин».

Оперу назвали героической, так как она прославляла героизм русского народа и его любовь к Отчизне.

Многие современники Глинки обращались в своих сочинениях к героическому подвигу Ивана Сусанина, это поэт-декабрист и друг А.С.Пушкина К.Рылеев, написав поэму «Иван Сусанин», ставились оперы: К.А.Кавос директор императорских театров написал оперу с таким же названием , которая была поставлена в Петербурге 1815 году. Давайте, сравним два эпизода из I действия оперы К.А.Кавоса и М.И.Глинки трио: (демонстрация видеофильмов). Совершенно очевидно, музыка Кавоса напоминала популярные для того времени водевили, где музыка была лишь «гарниром» к сценическому действию, музыка Глинки напоминала по своей природе именно русскую музыку по своей выразительности, мелодическому изложению… Давайте ещё раз послушаем трио «Не томи родимый» из I действия оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки. После премьеры оперы, кн. Виельгорский писал: «Это шедевр,

 Заканчивается опера хоровым исполнением гимна Русской земле: «Славься, славься, Русь моя! Славься ты, Русская наша земля!..»
Ликует и веселится русский народ – празднует победу над польскими захватчиками. Ликование усиливается перезвоном колоколов.

Звучит хор «Славься» из финала оперы «Иван Сусанин». Прослушав музыку, дети описывают ее.

– Торжественный, величественный характер музыки хора «Славься» позволяет назвать его гимном Русской земли. Музыка финального хора «Славься» предлагалась как гимн нашей страны.
Итак, мы познакомились со страницами жизни и творчества великого русского композитора ХIХ века – М.И. Глинки, прослушали отрывки из его произведений.
Теперь я хочу проверить, насколько внимательными вы были.



  1. Экскурсия по экспозиции школьного музея

  2. Закрепление пройденного материала

Примеры некоторых вопросов:

    1. Где родился М.И.Глинка?

    2. Назовите годы жизни М.И.Глинки.

    3. Поясните фотографии, связанные с жизнью композитора.

    4. Какое учебное заведение закончил композитор.

    5. Назовите современников М.И.Глинки.

    6. Какие вы знаете песни и романсы М.И.Глинки?

    7. В исполнении каких певцов мы сегодня слушали песни Глинки?

    8. Сколько опер написал М.И.Глинка? Как они назывались?

    9. По произведению какого автора была написана опера «Руслан и Людмила»?

    10. Назовите персонажей оперы «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» (по иллюстрациям на стендах).

    11. Почему у оперы «Иван Сусанин» было второе название «Жизнь за царя»?

    12.  Каким музыкальным произведением заканчивается опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»?


Домашнее задание:

Рисунок к любому фрагменту музыки М.И.Глинки.