Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный момент Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Психологическая установка на урок. Цель: создать положительный психологический настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу. | Подготавливает обучающихся к работе на уроке: проверяет наличие необходимых принадлежностей, высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи. | Приветствуют учителя и своих одноклассников, настраиваются на учебную деятельность, желают друг другу удачи (хлопки в ладони с соседом по парте). |
Проверка домашнего задания Определение степени усвоения материала, заданного на дом: с.70 №5. Выяснение типичных недостатков и их ликвидация. Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания обучающимися, обнаружить пробелы в знаниях. | Организует проверку домашнего задания в форме игры «Светофор». В качестве светофора выступают сигнальные карточки красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. - Проверим домашнее задание. Поиграем в игру «Светофор». Давайте вспомним, для чего нужен светофор на дороге? Что обозначают красный и зеленый сигналы светофора? - Мы будем работать по такому же принципу: поднимаем зеленый цвет- «я могу», красный- «затрудняюсь» на протяжении всего урока. - Ребята, кто готов выйти к доске и показать, как вы делали дома вычисления примеров, поднимите зелёный сигнал светофора. Кто не готов – красный сигнал. - У доски работает... - Остальные примеры проверьте самостоятельно. - Какие ошибки вы допустили? - Подведём итог домашней работы. Кто не допустил ошибок в работе, поднимите зелёный сигнал, у кого были ошибки-красный. | Предполагаемые ответы: - Светофор служит для регулирования движения. Красный сигнал светофора – дороги нет, т.е надо стоять, цвет опасности, а зелёный, цвет спокойствия– путь открыт, можно идти. Сообщают учителю о готовности к ответу сигнальными карточками. Два обучающихся поочередно на доске показывают вычисление 2-х первых примеров. Остальные дети осуществляют самопроверку по эталону. Осуществляют самопроверку по эталону (на доске). Сообщают учителю о правильности выполнения задания. Обсуждают ошибки и исправляют их. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Проверка знаний алгоритма сложения двузначных чисел. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы и цели урока. Составление плана урока. Цель: провести актуализацию знаний обучающихся, обеспечить готовность к усвоению нового материала. | - Вспомним алгоритм письменного сложения двузначных чисел. Решим пример 46 + 35 по изученному алгоритму. - У доски работает…, остальные в тетрадях. Вовлекает большое количество обучающихся в работу. После каждого сформулированного обучающимися шага алгоритма выводит этот шаг на экран (см. Презентация: слайд 1). - Следующий пример 68 + 22.У доски работает…, а все в тетрадях. Подводит итог данной работы. Ставит перед обучающимися учебную проблему: - Рассмотрите примеры на доске. Что вы заметили? - Какие ошибки допущены? - Что надо знать, чтобы так не ошибиться при решении? - Сформулируйте тему нашего урока. - Какова будет цель нашего урока? - Давайте с вами составим план нашего урока. На доске: 1.Повторим… 2.Узнаем новое… 3.Закрепим…. 4.Подведём итог… - Как вы думаете, где в жизни нам пригодятся эти знания? - А на каких уроках мы с вами уже изучали алгоритмы? - Какие? | Один обучающийся решает пример у доски, комментируя каждый шаг решения. Остальные дети работают в тетрадях, помогают формулировать алгоритм. Предполагаемые ответы: 1) Записываю числа 46 и 35 – единицы под единицами, десятки под десятками. Ставлю знак +. 2) Складываю единицы: 6 + 5 = 11. 11 – это 1 дес. и 1 ед. 1 ед. пишу под единицами, 1 дес. запоминаю. 3) Складываю десятки: 4 + 3 = 7, да ещё прибавляем 1 дес., получится 8. 4) Читаю ответ: 81. Решают пример, проговаривая шаги алгоритма. Предполагаемые ответы: -Ошибки. -В записи примеров: в I и III примере единицы должны быть записаны под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. В вычислениях примеров: во II примере забыли, что запоминали 1 дес., поэтому получается 9. - Алгоритм сложения трёхзначных чисел. - Алгоритм сложения трёхзначных чисел. - Научиться складывать трёхзначные числа по выработанному алгоритму. Составляют план урока с помощью учителя. Предполагаемые ответы: - В дальнейшем на уроках математики при решении задач и примеров, а также в повседневной жизни, например, узнать стоимость товаров, услуг и т.п. - На уроках русского языка, окружающего мира. - Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, алгоритм разбора слова по составу и т.п. |
Изучение новых знаний Фронтальная работа по выведению алгоритма. Решение поставленной учебной проблемы. Цель: создать условия для открытия обучающимися алгоритма сложения трехзначных чисел, выработать умение складывать числа в пределах 1000. | - Итак, работаем по нашему плану. Первый пункт нашего плана «Повторим…». С каким алгоритмом сложения мы уже работали с вами? -Как вы думаете, алгоритм сложения двузначных чисел и алгоритм сложения трёхзначных чисел будут похожи? - Вспомним алгоритм сложения двузначных чисел. (презентация: слайд 1) - Какой шаг в алгоритме сложения трёхзначных чисел надо добавить? - Почему? - Переходим ко второму пункту нашего плана «Узнаем новое…». Что нового мы узнаем на нашем уроке? - Пользуясь данным алгоритмом, составим с вами алгоритм сложения трёхзначных чисел. Выводит алгоритм на экран (см. Презентация: слайд 2). - Я предлагаю вернуться к примерам, в которых вы нашли ошибки, и решить их правильно по алгоритму. Я буду работать у доски, а вы мне помогать. Записывает решение первого примера, привлекая обучающихся к фронтальной работе. -У доски будут работать… Комментирует решение 2 и 3 примера обучающимися у доски по алгоритму. - Итак, ребята, у кого возникли затруднения в этой работе? Подводит итог данной работы. - А теперь отдохнём. Проводит физкультминутку (включает видео, организует внимание обучающихся). | Предполагаемые ответы: - С алгоритмом сложения двузначных чисел. Высказывают предположения. Читают алгоритм. - «Складываю сотни». - Потому что добавился разряд сотен. Предполагаемые ответы: - Алгоритм письменного сложения трехзначных чисел. Формулируют алгоритм сложения трехзначных чисел с помощью учителя. Читают алгоритм ещё раз. Записывают решение первого примера в тетради. Второй и третий пример одновременно решают у доски 2 человека с комментированием по алгоритму, остальные работают самостоятельно в тетрадях. Повторяют движения за персонажем на экране. |
Первичная проверка понимания изученного Работа в парах: объяснение решения примеров по алгоритму с взаимоконтролем. Цель: установить, усвоен или нет обучающимися алгоритм сложения трехзначных чисел. | - Проверим, как вы сможете объяснить сложение трёхзначных чисел в №1 на с.71 учебника, используя алгоритм. - У доски… - Напоминаю вам, что если при сложении есть переход через разряд, то, чтобы не забыть прибавить единицу того или иного разряда, её можно записать сверху. Показывает запись этого на доске. - Дальше будем работать в парах. Организует работу в парах. Слушает объяснения обучающихся. - Подведем итог работы в парах. У кого не было затруднений - поднимите зелёный сигнал, у кого были ошибки - красный. - Какие ошибки допустили? | Один ученик комментирует решение первого примера у доски по алгоритму. Второй и третий пример – объяснение по алгоритму в парах с взаимоконтролем. Сообщают учителю о правильности выполнения работы и допущенных ошибках сигнальными карточками. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Работа в группах. Фронтальная работа над задачей. Составление и решение обратной задачи. Цель: закрепить умение складывать трехзначные числа. | - Перейдём к третьему пункту плана нашего урока. Чем мы будем заниматься сейчас? - Следующая работа будет групповой. Организует групповую работу: 6 групп по 4 человека. Предлагает решить примеры (с.71 № 2) по алгоритму и расположить ответы в порядке возрастания. Организует проверку работы групп с помощью интерактивных упражнений (см. Упражнение 1). При открытии упражнения 1 сначала обсудается правильность записи примеров в столбик. - Итак, поднимите зелёный сигнал, у кого эта работа не вызвала затруднений, красный-кто затруднялся. - Какие затруднения были? Организует обсуждение ошибок. - Как вы думаете, какое следующее задание мы будем выполнять? Где можно найти подсказку? С.71 №4. Фронтальная работа. - Составим краткую запись. Выделите главные слова. - Что известно в задаче? - Что значит на 5 спектаклей по 16 билетов? - Каков вопрос задачи? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Каким действием это узнать? - Запишите решение любым способом и ответ задачи самостоятельно. - Кому нужна «подсказка» для решения? На карточках схематический чертёж: - Ребята, кто решит задачу и останется время до проверки, вы сможете выполнить задания на полях этой же странице учебника. - Проверьте решение задачи по эталону. -Какие ошибки допустили? Организует обсуждение решения задачи, исправление ошибок, подводит итог работы над задачей. - Составим и решим обратную задачу. Как поменяются данные в задаче? - Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. - Проверим решение. - Для чего мы составляли и решали обратную задачу? - Какой сделаем вывод? Подводит итог работы над обратной задачей. | Предполагаемые ответы: - Закрепим наши знания алгоритма сложения трехзначных чисел. Работают над решением примеров на сложение по алгоритму в группе. Располагают ответы в порядке возрастания. По одному человеку из каждой группы объясняют решение примера на сложение по алгоритму на интерактивной доске (см. Упражнение 1). Располагают ответы в порядке возрастания на интерактивной доске (см. Упражнение 2). Читают получившееся слово – ЗАДАЧА. Предполагаемые ответы: - Мы будем решать задачу. Это слово мы собрали в предыдущем упражнении. Читают условие задачи. Составляют краткую запись: Было – 480 б. Продал – ?, 5 с. по 16 б. Осталось – ?б. - Было 480 билетов. Кассир продал билеты на 5 спектаклей, по 16 билетов на каждый. - Это значит, что он продал на один (каждый) спектакль 16 билетов. - Сколько билетов осталось в кассе? - Нет, мы не знаем, сколько билетов продано. - Умножением: 16*5. Записывают решение любым способом: по действиям или выражением. 480 – 16*5 = 400 (б.) 1) 16 * 5 = 80 (б.) – продал 2) 480 – 80 = 400 (б.) – осталось. Ответ:400 билетов осталось. Предполагаемые ответы: Было – ?б. Продал – ?, по 16 б. на 5 с. Осталось – 400 б. Записывают решение любым способом и ответ. 400 + 16*5 = 480 (б.) 1) 16 * 5 = 80 (б.) – продал 2) 480 +80 = 480 (б.) – было. Ответ: было 480 билетов. - Для того чтобы проверить правильность решения исходной задачи. - Задача и обратная к ней решены верно. |
Контроль и самоконтроль, коррекция Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: проверить знание алгоритма сложения трехзначных чисел. | - Проверим, как вы научились складывать трехзначные числа по алгоритму. Организует самостоятельную работу обучающихся по вариантам (см. Приложение) и самопроверку по эталону (эталон на доске). - Проверьте по эталону свою работу. - Кто в этой работе затруднялся, поднимите красный сигнал светофора. | Выполняют самостоятельную работу и самопроверку по эталону. |
Подведение итогов урока, рефлексия Беседа с обучающимися по итогам урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания. Цель: подвести итоги работы обучающихся урока. | - Подведём итог нашего урока - это последний пункт нашего плана урока. Поможет нам в этом «Светофор». Поднимите зелёный сигнал светофора, кто не допускал ошибок на уроке, а кто допускал – красный сигнал. - В чем были ваши ошибки? - Выполнили ли мы с вами план урока? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Почему? - За что вы можете себя похвалить? - Какую оценку вы бы себе поставили? - Вспомним, какова была цель нашего урока? - Кто может сказать, что он научился сегодня на уроке складывать трёхзначные числа по алгоритму, тот приготовит свои ладошки и обведет их контур на половине доски, где написано «ДА», кто еще сомневается тот, где написано «СОМНЕВАЮСЬ». - У нас есть ещё ребята, которые затрудняются в сложении трёхзначных чисел по алгоритму, значит, чем мы займемся с вами на следующем уроке математики? - Дома вы решите по выбору №3 на с.71 или №6 на с.72 Разъясняет методику его выполнения. - Спасибо за урок! | Сообщают учителю о работе на уроке сигнальными карточками. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют рефлексию. Предполагаемые ответы: - Будем продолжать складывать трёхзначные числа по алгоритму. Задают вопросы по домашнему заданию. |