СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: «Алгоритм сложения трехзначных чисел», 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Алгоритм сложения трехзначных чисел", 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «Алгоритм сложения трехзначных чисел», 3 класс»

Тема: «Алгоритм сложения трехзначных чисел»

ФИО учителя/преподавателя: Масенцова Татьяна Александровна

Класс: 3        

Предмет: математика

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Предметные: знание алгоритма письменного сложения трехзначных чисел; умение выполнять сложение трехзначных чисел в столбик по алгоритму; умение решать задачи.

Метапредметные:

  • регулятивные – умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки.

  • коммуникативные – развитая монологическая и диалогическая речь; умение слушать, умение понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • познавательные – умение воспроизводить известную информацию и анализировать её; умение составлять алгоритм для решения учебной проблемы.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; сформированность познавательного интереса; способность к самооценке.

Средства обучения: сигнальные карточки, карточки со схематическим чертежом, учебник, мультимедийная презентация, интерактивные упражнения: ссылка1 ссылка2, карточки для самостоятельной работы (приложение).

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Характеристика этапов урока: 

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент


Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Психологическая установка на урок.


Цель: создать положительный психологический настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Подготавливает обучающихся к работе на уроке: проверяет наличие необходимых принадлежностей, высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи.

Приветствуют учителя и своих одноклассников, настраиваются на учебную деятельность, желают друг другу удачи (хлопки в ладони с соседом по парте).

Проверка домашнего задания


Определение степени усвоения материала, заданного на дом: с.70 №5. Выяснение типичных недостатков и их ликвидация.


Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания обучающимися, обнаружить пробелы в знаниях.

Организует проверку домашнего задания в форме игры «Светофор». В качестве светофора выступают сигнальные карточки красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой.


- Проверим домашнее задание. Поиграем в игру «Светофор».

Давайте вспомним, для чего нужен светофор на дороге?

Что обозначают красный и зеленый сигналы светофора?


- Мы будем работать по такому же принципу: поднимаем зеленый цвет- «я могу», красный- «затрудняюсь» на протяжении всего урока.


- Ребята, кто готов выйти к доске и показать, как вы делали дома вычисления примеров, поднимите зелёный сигнал светофора. Кто не готов – красный сигнал.


- У доски работает...



- Остальные примеры проверьте самостоятельно.


- Какие ошибки вы допустили?


- Подведём итог домашней работы. Кто не допустил ошибок в работе, поднимите зелёный сигнал, у кого были ошибки-красный.








Предполагаемые ответы:

- Светофор служит для регулирования движения.

Красный сигнал светофора – дороги нет, т.е надо стоять, цвет опасности, а зелёный, цвет спокойствия– путь открыт, можно идти.









Сообщают учителю о готовности к ответу сигнальными карточками.


Два обучающихся поочередно на доске показывают вычисление 2-х первых примеров. Остальные дети осуществляют самопроверку по эталону.

Осуществляют самопроверку по эталону (на доске).


Сообщают учителю о правильности выполнения задания.


Обсуждают ошибки и исправляют их.

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников


Проверка знаний алгоритма сложения двузначных чисел. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы и цели урока. Составление плана урока.


Цель: провести актуализацию знаний обучающихся, обеспечить готовность к усвоению нового материала.

- Вспомним алгоритм письменного сложения двузначных чисел. Решим пример 46 + 35 по изученному алгоритму.

- У доски работает…, остальные в тетрадях.


Вовлекает большое количество обучающихся в работу.

После каждого сформулированного обучающимися шага алгоритма выводит этот шаг на экран (см. Презентация: слайд 1).



- Следующий пример 68 + 22.У доски работает…, а все в тетрадях.


Подводит итог данной работы.


Ставит перед обучающимися учебную проблему:

- Рассмотрите примеры на доске. Что вы заметили?

- Какие ошибки допущены?













- Что надо знать, чтобы так не ошибиться при решении?


- Сформулируйте тему нашего урока.


- Какова будет цель нашего урока?


- Давайте с вами составим план нашего урока.

На доске:

1.Повторим…

2.Узнаем новое…

3.Закрепим….

4.Подведём итог…


- Как вы думаете, где в жизни нам пригодятся эти знания?







- А на каких уроках мы с вами уже изучали алгоритмы?


- Какие?






Один обучающийся решает пример у доски, комментируя каждый шаг решения. Остальные дети работают в тетрадях, помогают формулировать алгоритм.

Предполагаемые ответы:

1) Записываю числа 46 и 35 – единицы под единицами, десятки под десятками. Ставлю знак +.

2) Складываю единицы: 6 + 5 = 11. 11 – это 1 дес. и 1 ед.

1 ед. пишу под единицами, 1 дес. запоминаю.

3) Складываю десятки: 4 + 3 = 7, да ещё прибавляем 1 дес., получится 8.

4) Читаю ответ: 81.


Решают пример, проговаривая шаги алгоритма.





Предполагаемые ответы:


-Ошибки.




-В записи примеров: в I и III примере единицы должны быть записаны под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями.

В вычислениях примеров: во II примере забыли, что запоминали 1 дес., поэтому получается 9.


- Алгоритм сложения трёхзначных чисел.


- Алгоритм сложения трёхзначных чисел.


- Научиться складывать трёхзначные числа по выработанному алгоритму.


Составляют план урока с помощью учителя.






Предполагаемые ответы:

- В дальнейшем на уроках математики при решении задач и примеров, а также в повседневной жизни, например, узнать стоимость товаров, услуг и т.п.


- На уроках русского языка, окружающего мира.


- Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, алгоритм разбора слова по составу и т.п.

Изучение новых знаний 


Фронтальная работа по выведению алгоритма. Решение поставленной учебной проблемы.


Цель: создать условия для открытия обучающимися алгоритма сложения трехзначных чисел, выработать умение складывать числа в пределах 1000.

- Итак, работаем по нашему плану. Первый пункт нашего плана «Повторим…». С каким алгоритмом сложения мы уже работали с вами?


-Как вы думаете, алгоритм сложения двузначных чисел и алгоритм сложения трёхзначных чисел будут похожи?


- Вспомним алгоритм сложения двузначных чисел. (презентация: слайд 1)


- Какой шаг в алгоритме сложения трёхзначных чисел надо добавить?


- Почему?



- Переходим ко второму пункту нашего плана «Узнаем новое…». Что нового мы узнаем на нашем уроке?


- Пользуясь данным алгоритмом, составим с вами алгоритм сложения трёхзначных чисел.


Выводит алгоритм на экран (см. Презентация: слайд 2).

- Я предлагаю вернуться к примерам, в которых вы нашли ошибки, и решить их правильно по алгоритму. Я буду работать у доски, а вы мне помогать.

Записывает решение первого примера, привлекая обучающихся к фронтальной работе.


-У доски будут работать…


Комментирует решение 2 и 3 примера обучающимися у доски по алгоритму.




- Итак, ребята, у кого возникли затруднения в этой работе?


Подводит итог данной работы.


- А теперь отдохнём.


Проводит физкультминутку (включает видео, организует внимание обучающихся).

Предполагаемые ответы:

- С алгоритмом сложения двузначных чисел.




Высказывают предположения.






Читают алгоритм.




- «Складываю сотни».




- Потому что добавился разряд сотен.


Предполагаемые ответы:

- Алгоритм письменного сложения трехзначных чисел.



Формулируют алгоритм сложения трехзначных чисел с помощью учителя. Читают алгоритм ещё раз.
















Записывают решение первого примера в тетради.




Второй и третий пример одновременно решают у доски 2 человека с комментированием по алгоритму, остальные работают самостоятельно в тетрадях.









Повторяют движения за персонажем на экране.

Первичная проверка понимания изученного


Работа в парах: объяснение решения примеров по алгоритму с взаимоконтролем.


Цель: установить, усвоен или нет обучающимися алгоритм сложения трехзначных чисел.

- Проверим, как вы сможете объяснить сложение трёхзначных чисел в №1 на с.71 учебника, используя алгоритм.

- У доски…

- Напоминаю вам, что если при сложении есть переход через разряд, то, чтобы не забыть прибавить единицу того или иного разряда, её можно записать сверху.

Показывает запись этого на доске.

- Дальше будем работать в парах.

Организует работу в парах. Слушает объяснения обучающихся.


- Подведем итог работы в парах. У кого не было затруднений - поднимите зелёный сигнал, у кого были ошибки - красный.


- Какие ошибки допустили?









Один ученик комментирует решение первого примера у доски по алгоритму.







Второй и третий пример – объяснение по алгоритму в парах с взаимоконтролем.




Сообщают учителю о правильности выполнения работы и допущенных ошибках сигнальными карточками.


Применение новых знаний, обобщение и систематизация


Работа в группах. Фронтальная работа над задачей. Составление и решение обратной задачи.


Цель: закрепить умение складывать трехзначные числа.

- Перейдём к третьему пункту плана нашего урока. Чем мы будем заниматься сейчас?



- Следующая работа будет групповой.

Организует групповую работу: 6 групп по 4 человека. Предлагает решить примеры (с.71 № 2) по алгоритму и расположить ответы в порядке возрастания.

Организует проверку работы групп с помощью интерактивных упражнений (см. Упражнение 1). При открытии упражнения 1 сначала обсудается правильность записи примеров в столбик.


















- Итак, поднимите зелёный сигнал, у кого эта работа не вызвала затруднений, красный-кто затруднялся.


- Какие затруднения были?


Организует обсуждение ошибок.


- Как вы думаете, какое следующее задание мы будем выполнять? Где можно найти подсказку?


С.71 №4. Фронтальная работа.

- Составим краткую запись. Выделите главные слова.



- Что известно в задаче?





- Что значит на 5 спектаклей по 16 билетов?




- Каков вопрос задачи?


- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Каким действием это узнать?


- Запишите решение любым способом и ответ задачи самостоятельно.


- Кому нужна «подсказка» для решения?


На карточках схематический чертёж:

- Ребята, кто решит задачу и останется время до проверки, вы сможете выполнить задания на полях этой же странице учебника.


- Проверьте решение задачи по эталону.


-Какие ошибки допустили?


Организует обсуждение решения задачи, исправление ошибок, подводит итог работы над задачей.


- Составим и решим обратную задачу. Как поменяются данные в задаче?



- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.


- Проверим решение.




- Для чего мы составляли и решали обратную задачу?



- Какой сделаем вывод?


Подводит итог работы над обратной задачей.

Предполагаемые ответы:

- Закрепим наши знания алгоритма сложения трехзначных чисел.


Работают над решением примеров на сложение по алгоритму в группе.


Располагают ответы в порядке возрастания.







По одному человеку из каждой группы объясняют решение примера на сложение по алгоритму на интерактивной доске (см. Упражнение 1).


Располагают ответы в порядке возрастания на интерактивной доске (см. Упражнение 2). Читают получившееся слово – ЗАДАЧА.





Предполагаемые ответы:

- Мы будем решать задачу. Это слово мы собрали в предыдущем упражнении.



Читают условие задачи.




Составляют краткую запись:

Было – 480 б.

Продал – ?, 5 с. по 16 б.

Осталось – ?б.


- Было 480 билетов. Кассир продал билеты на 5 спектаклей, по 16 билетов на каждый.


- Это значит, что он продал на один (каждый) спектакль 16 билетов.


- Сколько билетов осталось в кассе?


- Нет, мы не знаем, сколько билетов продано.

- Умножением: 16*5.


Записывают решение любым способом: по действиям или выражением.

















480 – 16*5 = 400 (б.)

1) 16 * 5 = 80 (б.) – продал

2) 480 – 80 = 400 (б.) – осталось.

Ответ:400 билетов осталось.






Предполагаемые ответы:

Было – ?б.

Продал – ?, по 16 б. на 5 с.

Осталось – 400 б.


Записывают решение любым способом и ответ.



400 + 16*5 = 480 (б.)

1) 16 * 5 = 80 (б.) – продал

2) 480 +80 = 480 (б.) – было.

Ответ: было 480 билетов.

- Для того чтобы проверить правильность решения исходной задачи.


- Задача и обратная к ней решены верно.

Контроль и самоконтроль, коррекция


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель: проверить знание алгоритма сложения трехзначных чисел.

- Проверим, как вы научились складывать трехзначные числа по алгоритму.


Организует самостоятельную работу обучающихся по вариантам (см. Приложение) и самопроверку по эталону (эталон на доске).


- Проверьте по эталону свою работу.


- Кто в этой работе затруднялся, поднимите красный сигнал светофора.





Выполняют самостоятельную работу и самопроверку по эталону.






Подведение итогов урока, рефлексия


Беседа с обучающимися по итогам урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания.


Цель: подвести итоги работы обучающихся урока.

- Подведём итог нашего урока - это последний пункт нашего плана урока. Поможет нам в этом «Светофор». Поднимите зелёный сигнал светофора, кто не допускал ошибок на уроке, а кто допускал – красный сигнал.


- В чем были ваши ошибки?

- Выполнили ли мы с вами план урока?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? Почему?

- За что вы можете себя похвалить?

- Какую оценку вы бы себе поставили?

- Вспомним, какова была цель нашего урока?

- Кто может сказать, что он научился сегодня на уроке складывать трёхзначные числа по алгоритму, тот приготовит свои ладошки и обведет их контур на половине доски, где написано «ДА», кто еще сомневается тот, где написано «СОМНЕВАЮСЬ».


- У нас есть ещё ребята, которые затрудняются в сложении трёхзначных чисел по алгоритму, значит, чем мы займемся с вами на следующем уроке математики?


- Дома вы решите по выбору №3 на с.71 или №6 на с.72

Разъясняет методику его выполнения.


- Спасибо за урок!

Сообщают учителю о работе на уроке сигнальными карточками.






Отвечают на вопросы учителя.











Выполняют рефлексию.









Предполагаемые ответы:

- Будем продолжать складывать трёхзначные числа по алгоритму.





Задают вопросы по домашнему заданию.