Методическая разработка урока русского языка
"Чудо-город на озере Неро "
Школа: МОУ Ишненская средняя общеобразовательная
Район: Ростовский муниципальный
Регион: Ярославская область
Класс: 7 (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной общеобразовательной программе VII вида)
ФИО учителя: Пелевина Татьяна Зиновьевна
Педагогический стаж: 33 года
Квалификационная категория: высшая
Тип урока: развитие речи
Технологии: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и компьютерной презентации.
Аннотация
Работа рассчитана на 1 час.
Данную методическую разработку можно использовать для проведения уроков развития речи в 7-8 классах, а также для проведения классного часа (I часть) о древних русских городах.
Актуальность выбора темы:
В последние годы люди стали забывать свои истоки, мало внимания уделять истории своего родного края. В процессе работы над сочинением учащиеся расширят и углубят свои знания о родном городе.
Данная работа поможет раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Цель для учителя:
создать условия для подготовки к домашнему сочинению на основе увиденного и услышанного;
показать учащимся способы выражения своего отношения к родному городу, предоставив им свободу выбора; создание творческой работы (сочинения, презентации и т.д.), посвящённой Ростову Великому.
Цели урока:
образовательные:
расширить и углубить знания учащихся о родном городе;
продолжить обучению ЗУН, позволяющим составлять план сочинения, анализировать текст, строить связное устное и письменное высказывание, применять орфографические и пунктуационные правила;
развивающие:
развивать речь учащихся и творческие способности;
логически обосновывать высказывания;
делать обобщения и выводы, активизировать позитивную мотивацию к учению, познавательную деятельность;
совершенствовать умение учащихся писать сочинение;
воспитательные:
прививать детям любовь к родному языку, к родному городу, воспитывать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус.
Задачи урока:
- познакомить с историей и архитектурными памятниками г. Ростова;
- формировать активную гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам монументального искусства;
- развивать умение применять полученные знания на практике, способствовать развитию ассоциативно-образного мышления и речи учащихся;
- развивать умение отбирать материал и писать сочинения;
- воспитывать отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве, любовь к родине, краю, родному городу.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы развития темы в тексте; структуру сочинения на основе увиденного
и услышанного; уметь выбирать языковые средства, понимать и воспроизводить (пересказывать) содержание услышанного и прочитанного текста,
уметь излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой творческой работы.
Личностные УУД:
развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
формировать чувство гордости за свой город;
создавать внутреннюю мотивацию к учению;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные УУД:
регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им при подготовке и выполнении творческой работы;
вносить необходимые корректировки в работу;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности при написании сочинения или создании презентации;
познавательные: пользоваться различными приёмами аудирования; осуществлять информационную переработку текста (пересказ, план, ключевые слова), обобщать, делать выводы; излагать в устной и письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста;
коммуникативные: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Коррекционно-развивающие задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
Формирование социально-нравственного поведения детей, веры в успех, осознание необходимости самоконтроля.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, формирование самостоятельности, гибкости мышления.
Развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальная коррекция недостатков при написании сочинения.
Предупреждение психофизических перегрузок; создание климата логического комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися.
Социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование различных умений).
Оборудование и наглядно-демонстрационный материал:
- компьютер;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- презентация учителя «Чудо-город на озере Неро»;
- репродукции картин художников о Ростове Великом;
- отзывы туристов о Ростове;
- грамзапись колокольного звона.
На дом было задано:
прочитать о Ростове Великом;
ответить на вопросы:
- когда и где был впервые упомянут Ростов?
- почему Ростов называют былинным городом? Какой былинный богатырь жил в Ростовской земле?
- Почему Ростов назвали Великим?
3) индивидуальная работа:
- подготовить рассказ легенды о чудесном жезле;
- рассказать о гербе Ростова;
- выразительно прочитать отзывы туристов о Ростове.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
(Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих)
II. Подготовка к творческой работе (4 мин.)
Вступительное слово учителя:
(демонстрируются слайды компьютерной презентации "Чудо-город на озере Неро»"-
№ 1,2)
Проблемная ситуация:
П: - Какой город вы видите на слайдах?
У: - Наш родной город Ростов.
П: - Город наш удивительный!
2). Сообщение темы, цели и задач урока:
П: - Сегодня на уроке развития речи вам предстоит выполнить сложную, но увлекательную работу по теме «Мой родной город». Мы должны подготовиться к творческой работе на основе увиденного и услышанного. Это может быть сочинение, посвященное Ростову Великому. Дадим ему название: " Чудо-город на озере Неро" (слайды №3- 4). Если кто-то захочет, то может создать презентацию о Ростове, написать стихотворение и т.д.
Задачи (слайд №5):
- познакомиться с историей и архитектурными памятниками г. Ростова;
- формировать активную гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам монументального искусства;
развивать умение применять полученные знания на практике,
способствовать развитию ассоциативно-образного мышления и речи учащихся;
- воспитывать отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве, любовь к родине, краю, родному городу.
3). Знакомство с планом работы (слайд №6):
1. Проверка домашнего задания.
2. Заочная экскурсия – «История города» (рассказ и презентация учителя).
3. Подготовка к творческой работе.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом.
5. Подведение итогов работы и рефлексия.
6. Оценки за работу на уроке.
7. Задание на дом.
П: - Ребята, по ходу моего рассказа вы можете делать записи (записывать даты, ключевые слова и т.д.).
(Слайды №7-9)
П: - Вечно прекрасный Ростов Великий - один из древнейших русских городов, находится в Ярославской области (в 53-х км от Ярославля и в 202 км от Москвы) и более 11-ти веков красуется на берегу озера Неро. Много лет назад на берегах озера поселились представители угро-финского племени меря. Они носили одежду из плотной шерстяной материи с металлическими украшениями. Ловили рыбу и делали глиняную посуду с помощью гончарного круга.
Вскоре на этих землях появились славяне. И через несколько сот лет на берегу озера уже стоял городок, в котором бок о бок жили меряне и славяне. Они называли его Ростовом. В честь кого – никто точно не знает. Может быть, в честь какого-нибудь князя, который носил имя Роста или Росса.
Самый дальний форпост на северо-востоке Руси, он всегда был экономическим, торговым, религиозным и культурным центром. Здесь формировалась российская государственность, создавались выдающиеся памятники письменности и искусства.
В 1147 году Ростов получил титул «Великого». Он был тогда городом большим и многолюдным. С течением времени Ростов отошёл как бы на задний план, в его истории были счастливые и горестные времена. По теперешним меркам совсем не велик он (население его по переписи 2010 года составляет 31 791 человек, территория – 32 кв. км). Но за древность свою с 1970 г. - город-заповедник.
ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДА
III. Проверка домашнего задания (4 мин.)
Беседа по вопросам
(Слайд №10):
П: - Что вы знаете из истории города?
У: - Впервые Ростов был упомянут в «Повести временных лет» в 862 году. При этом сам город значительно древнее.
П: - Богатыри, защищавшие родную землю от врагов, становились героями русских былин. Почему Ростов называют былинным городом? Какой былинный богатырь жил в Ростовской земле?
У: - Ростовская земля – родина былинного богатыря Алёши Поповича.
П: - Почему Ростов Великим назвали?
У: - До татаро-монгольского нашествия Ростов был одним из самых крупных городов Северо-Восточной Руси, центром культуры, искусства, просвещения и торговли. По праву в годы княжения основателя Москвы Юрия Долгорукого получил прозвище – Великий.
Проверка индивидуальной работы
П: - Расскажите легенду о чудесном жезле.
У: - До конца X века Русь поклонялась языческим богам. В Ростове особым почётом пользовался Велес – «скотий бог» и покровитель богатства.
В 988 году киевский князь Владимир объявил, что все жители Руси должны отказаться от языческих богов и стать христианами. Но в Ростове только часть населения согласилась это сделать.
Легенда рассказывает, что монаху Авраамию, прибывшему из Киева для борьбы с язычеством, ученик Христа вручил чудесный жезл. Авраамий отправился в капище (святилище) Велеса под открытым небом, в центре которого стоял каменный идол бога, и ударил его жезлом. Идол разбился на куски.
Авраамий крестил язычников, а на месте капища заложил монастырь, который назван Авраамиевым.
П: - Что вы знаете про герб Ростова?
(Слайд № 11)
У: - Не ясно происхождение ростовского герба, представляющего собой серебряного оленя с золотыми рогами, копытами и гривой в червленом (красном) поле. На печати Ивана Грозного Ростову соответствует изображение хищной птицы (сокола, кречета). Олень же впервые появляется в 1672 году в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича. В связи с преобразованиями, проводившимися в стране в правление Екатерины II, Ярославское наместничество стало первым, получившим комплекс собственных гербов. Утверждены они были 31 августа 1778 года. При этом лишь несколько городов получили сугубо индивидуальные гербы. Это были Ярославль, Ростов, Углич и Романов.
IV. Заочная экскурсия «История города» (рассказ и презентация учителя- 6 мин.)
(Слайд №12)
П: - Некоторое время Ростов являлся столицей Ростово-Суздальской земли. Когда же князь Андрей Боголюбский сделал столицей своего княжества Владимир, ростовцы обиделись и много лет враждовали с владимирцами. Но в начале XIII века при князе Константине Всеволодовиче Ростов сделался столицей Ростовского княжества.
В 1238 г. полчища Батыя подошли к русским границам. Русское войско было разбито на реке Сить. Во главе ростовцев стоял молодой князь Василько. Он был тяжело ранен и захвачен в плен. Хан Батый предложил ему служить татарам, но Василько отказался, предпочтя смерть позору. Летопись оставила о нём такие строки: «Красен (красив) лицом, глазами светел и грозен, хоробр (храбр) паче (больше) меры, сердцем легок, в бою храбр, в советах мудр, разумен в делах».
Его жена Мария постриглась в монахини и стала единственной в то время женщиной-летописцем.
После установления на Руси татаро-монгольского ига Ростов стал хранителем русской культуры. В одном из его монастырей – Григорьевском затворе – учёные монахи переписывали книги, занимались иконописью, вели летописание.
(Слайд №13-14)
Здесь же одно время жил Сергий Радонежский – тот самый, который в 1380 г. благословит русское воинство на Куликовскую битву. Сергий родился и провел детство близ Ростова, в Варницкой слободе. Сейчас на его родине основан Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь.
Со второй половины XVI века город входит в Московское государство. В это время и обретал он тот неповторимый облик, что и поныне берёт за душу каждого, кому удастся здесь побывать.
(Слайды №15-16)
Гордость и украшение Ростова – православные храмы и монастыри. Среди них - Спасо-Яковлевский монастырь, в стенах которого сейчас находится святой источник и духовное училище. Обращает на себя внимание церковь Иоанна Богослова на Ишне, построенная без единого гвоздя.
(Слайд №17)
Визитная карточка города – знаменитый Ростовский кремль, основанный в XVII веке. Сердце его - знаменитый на весь свет Успенский собор с отдельно стоящей звонницей. В стенах Кремля можно осмотреть выставки иконописи, ростовской финифти, живописи, фарфора. А еще полюбоваться на местную достопримечательность и гордость звонницы – колокол «Сысой» весом 32 тонны, послушать, затаив дыхание, колокольные звоны, которые слышны за много километров вокруг (грамзапись колокольных звонов).
(Слайд №18)
Так и дожил Ростов Великий до наших дней – чудесным городом с истинно русским обликом. Но все-таки не стоит считать его лишь заповедником для туристов. Ростов – это не только древний Кремль. Есть ещё местные промыслы и ремесла и, конечно же, прекрасное озеро Неро. Оно богато рыбой и удивительными пейзажами. Со стороны озера открывается величественная панорама города. В городе работают заводы, фабрики, издавна славятся окрестности огородничеством.
П: - Скажите, какой самый знаменитый ростовский промысел?
У: - Ростовская финифть.
(Слайд №19)
П: - Да, самый знаменитый городской промысел связан со стариной – это ростовская финифть: миниатюрная живопись по эмали. Вот уже два века передают мастера из поколения в поколение своё мастерство. Их работы знамениты на весь мир.
Многовековая история города, его красота и очарование не раз вдохновляли художников, которые запечатлели Ростов в своих полотнах (показ репродукций картин художников).
V. Дальнейшая подготовка к творческой работе
1. Отзывы туристов
(3 мин.)
П: - Мы с вами совершили заочную экскурсию по нашему древнему красивому городу, а сейчас я предлагаю вам создать своё произведение.
Повторяю еще раз, итог наших уроков - создание творческой работы на тему "Мой родной город". Это может быть стихотворение, художественная проза, сочинение, презентация. Я вам предлагаю сейчас написать сочинение, а если кто-то захочет, то можно дома создать еще и презентацию, сочинить стихотворение и т.д.
Прежде, чем писать, давайте прочитаем отзывы туристов, возможно, они помогут вам при выполнении творческой работы (учитель и заранее подготовленные ученики читают отзывы).
… Ростов является одним из древнейших российских городов, его еще часто называют Ростовом Великий, чтобы не путать с Ростовом на Дону. Этот город находится на расстоянии чуть более 200 км от Москвы в Ярославской области. Однако по количеству исторических памятников и памятников архитектуры этот совсем небольшой город (население чуть более 31 тысячи человек) не уступит ни одному мегаполису.
Попав в город, складывается впечатление, что туристов в этом городе гораздо больше, нежели местных жителей. И это неудивительно, ведь здесь по сей день проходят различные археологические раскопки, в результате которых находятся ценности, пролежавшие в земле не одну сотню лет.
-------------------
…Сразу скажу, что обойти за день все памятники архитектуры просто невозможно. В путеводителе по Ростову значится 94 памятника архитектуры, поэтому начинать можно с любого места. Однако среди всех памятников особого внимания заслуживает Ростовский кремль. Именно здесь проходят все основные экскурсии, он является визитной карточкой города. Ростовский кремль – это целый архитектурный комплекс, который начал строится еще в 17 веке и включает в себя несколько церквей, соборов, палат и т. д. Кстати, именно на территории Ростовского кремля снимался всем известный фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
На территории города достаточно много сувенирных лавок и магазинчиков, где можно купить самые различные сувениры себе на память.
--------------------
… Путешествуя по «Золотому кольцу» России, хочется рассказать о Ростове Великом, который является одним из древнейших городов. Он старше Москвы на 300 лет. Главной достопримечательностью города является Ростовский кремль, который был построен в 17 веке и служил резиденцией архиереев Ростовско-Ярославской епархии. Ростовский кремль располагает уникальной коллекцией икон, выставкой древнерусского лицевого шитья, произведений живописи и графики VIII-XX в. Кремль окружен каменными стенами, во дворе его есть маленький прудик. В 1995 году город был включён в список особо ценных объектов культурного наследия России. Особое значение имеет ростовская финифть: традиционная роспись по эмали, которая делается вручную. У стен кремля есть небольшой рынок, где продают эту красоту. Ростов Великий известен во всем мире, там очень много туристов из разных стран, которые любуются нашей красотой. Я просто в восторге от этого города.
П: - Сделайте вывод: каким видят туристы наш город?
У: - Уникальным, любуются и восторгаются его красотой.
Физкультминутка (дети делают упражнения под грамзапись песни местного барда Нечаева «Мой Ростов»)
(1 мин.)
2. Работа с текстом (12 мин.)
(Слайд №20)
Задание: прочитайте текст (демонстрируется на слайде), объясните орфограммы и пунктограммы.
На берегу синего(синего) озера раскинулся уд…вительно красивый город. Именует(ь?)ся озеро Неро (?) а город на е…о берегу – Ростов Великий. По т…перешним меркам совсем не велик он (?) но все знают (?) что Ростов (?) один из самых древних и самых знаменитых ро…ийских городов.
Взм…тнулись в небо ….журные купола с….боров с з….лотыми кр….стами (?) и ни один храм не похо… на другой. А ….кружают всё вел….колепие мощ(ь?)ные крепос…ные стены. Так и кажется (?) что сейчас пройдет по ним дозор суровых воинов в к…льчугах и шлемах.
В летоп…сях первое упоминание о городе относит(ь?)ся к 862 году. Уже в X веке он был одним из самых больших городов древне(русского) г…сударства, а при Юрии Долгоруком стал гордо именоват(ь?)ся Ростов…м Великим. С т…чением времени город отош…л как (бы) на задний план (?) В его истори… были счас…ливые и горес…ные врем…на.
П: - Спишите текст, вы можете использовать его в своем сочинении, презентации.
3. Составление примерного плана творческой работы («О чем будем писать»):
(5 мин.)
(сначала идет устная работа, затем учитель демонстрирует слайд №21. Дети записывают план.)
I. Вступление:
Ростов Великий – один из древнейших русских городов.
II. Основная часть:
Мой родной город.
Прошлое города.
Гордость и украшение Ростова – православные храмы и монастыри.
Визитная карточка города – знаменитый Ростовский кремль.
Настоящее города.
III. Заключение:
За что я люблю свой город.
4. Составление устного сочинения (6 мин.) - коллективная работа.
5. Итоги урока и рефлексия (1 мин.)
(Слайд №22)
О чём на уроке мы сегодня говорили, что делали?
Что вы можете сказать об уроке:
- Сегодня на уроке:
1) Я узнал, что….
2) Было интересно (неинтересно)…
3) Мы вспомнили…
4) Я научился…
5) Было трудно…
6. Оценки за работу на уроке (1 мин.)
7. Домашнее задание (по выбору): написать сочинение «Чудо-город на озере Неро» или создать презентацию о Ростове Великом, сочинить стихотворение и т.д. (1 мин.)
Список использованной литературы:
Кириков Б.М Ростов. Памятники городов России. Л., Художники России, 1984.
Роньшин В. Ростов Великий – город былинный. - Миша. – 2008, №11
Ростов. Памятники архитектуры и искусства. М., Советская Россия, 1988.
Тюника М. Ростов. Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1979
http://www.trip-guide.ru/page_251.htm
http://www.explorado.ru/towns/rostovvelikiy
http://www.privetstrana.ru/Foto/foto-goroda-rostov-velikij.html