- Правильно, давайте убедимся на опыте. Трубка Ньютона. Обратите внимание в стеклянной трубке (она называется трубкой Ньютона) находится стальная пластинка, и перышко. Пронаблюдаем за движением тел в трубке (Переворачиваю трубку). -Что мы видим? Вывод: Видим, чтоV1 больше V2, потому, что масса m1 больше m2. - Как вы думаете, что произойдет, если из трубки откачать воздух? Ваши предположения? - Ребята, кто из вас занимается спортом, кто из вас самый смелый? Мне нужен помощник. Откачиваем воздух с помощью насоса Камовского. И наблюдаем (переворачиваем трубку), что тела падают одновременно. Давайте сформулируем вывод? Вывод: если не будет воздуха (говорят сопротивления воздуха нет), то тела будут падать одновременно, с одинаковой скоростью. Вторая гипотеза верна. Ученик получает индивидуальной задание (о Ньютоне), а мы с вами должны ответить на вопрос: В чем же причина наблюдаемых явлений? Дело в том, что на все тела действует сила притяжения к Земле. Поэтому тела падаю на Землю. Слайд 4. Существует притяжение не только между Землей и телами, находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу. В свою очередь, и Земля притягивается к этим телам. Например, притяжение Земли к Луне вызывает приливы и отливы воды. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на несколько метров. (10-12 метров) Слайд 5 (картинка приливы и отливы) Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, притягиваясь к нему и друг к другу. Слайд 6 Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Слайд 7 -Первым доказал и установил закон всемирного тяготения Исаак Ньютон. Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними. Слайд 8 Давайте послушаем ученика, послушаем информацию об великом человеке -о Ньютоне. Его портрет вы видите на экране ( В это время идет показ фотографий И.Ньютона) Слайд 9 - Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Слайд 10 Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз к центру Земли. Слайд 11 Рассмотрим алгоритм построения силы тяжести на чертеже слайд 12 Сила тяжести обозначается Fтяж (со стрелкой). Направление силы тяжести вы видите на слайде (слайд 13) - Ребята, давайте наведем порядок в определениях, в своих опорных конспектах. Для этого обратимся к учебнику к параграфу 24 на страницу 57 (Слайд 14) и запишем в своих опорных конспектах недостающие слова для определения силы тяжести, её обозначение и определение явления всемирного тяготения. Проведем физминутку. Давайте пронаблюдаем действие силы тяжести на наше тело. Встаньте и подпрыгните вверх. Вы все ощутили притяжение к Земле. Садитесь. -Ребята, как вы думаете, есть ли зависимость между силой тяжести и массой? -А какая? Сделаем вывод: Тело с большей массой тяжелее, падает быстрее, чем тело с меньшей массой, значит сила тяжести действует больше на тело, которое имеет большую массу. Если массы тел были бы одинаковые, то и действие силы тяжести было бы тоже одинаковым. Вывод: ребята, если при увеличении одной величины в несколько раз, увеличивается вторая величина во столько же раз, такая зависимость называется прямо пропорциональной. -Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. Слайд 15 ( Подчеркните это выражение в своих опорных конспектах). Например, Если масса тела увеличивается в 2 раза, то и действие силы тяжести увеличивается в 2 раза. |