СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме «Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира» в курсе географии 7 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира» в курсе географии 7 класса.»

Методическая разработка урока по теме «Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира» в курсе географии 7 класса.


Учитель: Гипикова Кристина Константиновна

Цель урока: формировании представлений о народе как совокупности людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке, создание условий для самостоятельного овладения материалом, построении логических цепочек, анализа информации, воспитывать географическую культуру учащихся, интерес и эрудицию школьника.

Планируемые результаты.

- Предметные: читать и анализировать тематические карты по данной теме; называть основные человеческие расы, места их проживания; выявлять признаки людей различных рас; анализировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды.

- Метапредметные: уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

- Личностные: уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов; уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общие решения.

Ключевые понятия новой темы: этнос, языковая семья, распространённые и международные языки, основные религии мира.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, мультимедиа.

Тип урока: комбинированный.

Для достижения поставленных целей урока и планируемых образовательных результатов обучающимся и учителю необходимо пройти определённые этапы.

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

  2. Мотивационный момент. Для самостоятельного определения темы урока предлагаем обучающимся отгадать загадки народов мира: «Что имеет горло, но не имеет головы? (Бутылка, Английская). Пока не ударишь по голове, не слушается. (Гвоздь, Японская). На всём теле только одно ухо – что это такое? (Иголка, Корейская)».

  3. Проверка домашнего задания. С помощью учебника ученики отвечают на вопросы: «Что такое картографическая проекция? Какие картографические проекции вы знаете? Каким способом отображают информацию на картах?».

  4. Содержательный этап. Предлагаем учащимся проанализировать и дать определение понятию «этнос». Определение записывается учителем на доске, а обучающиеся записывают определение в тетрадь. Далее выясняем, чем народы отличаются друг от друга и предлагаем учащимся обсудить информацию и зарисовать схему.













Рисунок 1 – Различия народов мира

Комментируем схему, акцентируя внимание обучающихся на том, что в мире проживает очень много народов, но численность их различна. Самый малочисленный народ на планете – кереки (самоназвание «анкалгакку», что означает приморские люди). В 2010 г. их численность составляла всего 4 человека. Расселены они по чукотскому побережью Берингова моря. Второй малочисленный народ мира – питкэрнцы, проживающий на острове Питкэрн в Океании. В настоящее время их насчитывается около 60 человек. Третий малочисленный народ мира – водь. В 2010 г. их численность составляла 64 человека. Проживают они на севере Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. На четвёртом месте – ливы. На данный момент их осталось всего 180 человек, все они проживают в Латвии. На пятом месте находятся энцы, проживающие на севере Красноярского края. Численность их около 200 человек. На шестом месте – тазы. Их сейчас насчитывается примерно 276 человек. Большинство представителей этого народа проживают в Приморье.

После этого, работая с 12 страницей учебника, ученики выписывают в тетрадь самые многочисленные народы.

Большинство народов мира имеют определённую территорию проживания. Некоторые народы, например цыгане, курды, не имеют своего государства и разбросаны по разным странам.

Народы различаются особенностями культуры. Вместе с учащимися даем определение понятию «культура». Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, соблюдение норм поведения в группах людей (профессиональных коллективах, общественных организациях, семье и т. д.).

Важным отличием народа является его этническое самосознание, т. е. то, кем народ себя ощущает. Этническое самосознание во многом зависит от истории становления народа, от его религии, традиций, обычаев, особенностей воспитания.

Далее речь идёт о языковых семьях. Начинаем своё объяснение с констатации того, что народы чаще всего классифицируют по их языкам. На Земле насчитывается от 2 до 5 тысяч языков, которые объединены по их происхождению в языковые семьи и группы. Хотя, например, на английском языке говорят не только жители Великобритании, но и США, Австралии. Сегодня многие жители планеты владеют английским языком.

Большинство народов говорит на языках индоевропейской и китайско-тибетской семьи. Даём ученикам задание: проанализировать рисунок.























Рисунок 2 – Происхождение ряда индоевропейских языков [2]



А также ответить на вопросы: «Какие группы языков индоевропейской семьи представлены на рисунке? Какие языки входят в каждую группу? В какую группу входит русский язык?». После этого предлагаем обучающимся прослушать как звучат различные языки мира.

Далее устанавливаем, какие на Земле существуют религии. Обучающиеся на основе текста параграфа на страницах 14-15 составляют схему.



















Рисунок 3 – Религии [16]



Затем обучающиеся обращаются к карте «Распространение основных религий мира» на 14 странице учебника и выявляют их географию. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: «Какая религия самая распространённая в мире? Какие религии представлены в России?». Обращаем внимание учеников на то, что, несмотря на многообразие народов, языков, религий, все они представляют собой величайшую ценность, которую люди должны достойно принимать и быть толерантны к представителям любых конфессий.

  1. Закрепление знаний. Ученикам предлагается построить таблицу по языковым семьям, группам и народам, образец которой находится на стр. 15 учебника. По карте «Народы и плотность населения мира» обучающимся необходимо выяснить, какие существуют языковые семьи и группы, какие народы к ним относятся и заполнить таблицу.

Таблица 1 – Языковые семьи, группы и народ

Языковая семья

Языковая группа

Народ






  1. Рефлексия. В конце урока раздаем ученикам небольшую анкету в виде таблицы, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Таблица 2 – Рефлексия

  1. На уроке я работал

активно / пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким / длинным

  1. За урок я

не устал / устал

  1. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

  1. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



  1. Домашнее задание. Работая с учебником А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.И. Липкина «География. 7 класс» изучить §4, а также ответить на вопросы 1-5 на стр. 15 учебника.

По завершению урока обучающиеся укрепят и проработают умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения, анализировать карты и условные знаки, умение анализировать учебный материал, анализ картографических схем. Улучшат умение применять знания, полученные на уроках истории и обществознания, умения оценивать свою работу на уроке, а также выработают личную толерантность.

В данной главе нами были изучены методические аспекты организации уроков в курсе географии 7 класса. Рассмотренная информация позволяет нам сделать вывод, что изучение темы «Население Земли» представляет собой важный аспект формирования личности обучающихся и их мировоззренческих взглядов. Помимо этого на уроках учащиеся учатся работать со статистическим материалом, тематическими картами, активно развивают навыки использования уже имеющихся знаний, коммуникации и аналитических способностей.