Методическая разработка урока по теме: «Общая характеристика рыб»
Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде; сформировать знания о классификации рыб. Дальнейшее развитие умений наблюдать за живыми объектами, анализировать полученный материал и делать выводы. Продолжить воспитание бережного отношения к живым объектам природы.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация «Классы рыб», модель скелета рыбы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
Каких животных относят к типу ходовых?
Перечислите основные признаки хордовых животных.
Почему ланцетник носит такое название?
Назовите особенности строения ланцетника как представителя типа хордовых животных.
Объясните понятия: бесчерепные и черепные; осевой скелет и хорда; двусторонняя симметрия; кровеносная система замкнутая.
Проверка индивидуальных заданий: 3 ученика рассказывают об одном из перечисленных животных: ланцетник, минога, миксина.
Обобщение.
III. Изучение нового материала.
1. Подтип Черепные, или Позвоночные (Vertebrata).
Беседа.
Запись в тетрадь.
Подтип Позвоночные
Классы
Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Основные признаки:
позвоночник опора тела;
ц.н.с. делится на головной и спинной мозг;
хорошо развиты органы чувств;
наличие черепа – защита мозга;
парные конечности, плавники (у рыб), пятипалые конечности (у наземных животных);
сердце;
почки – органы выделения.
2. Классы рыб. Общая характеристика.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Классы рыб
Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
(скаты, акулы, химеры) (караси, окуни, лососи и т.д.)
В основе деления – вещество, из которого состоит скелет. Скелет бывает костный и хрящевой, или частично окостеневший (белуга).
Среда обитания – вода.
3. Внешнее строение рыб.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Форма тела – обтекаемая.
Части тела
Голова Туловище Хвост
Рассказ учителя: тело покрыто кожей, в которой располагается чешуя. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая облегчает передвижение в воде. Окраска тела зависит от окружающей среды.
Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).
Запись в тетрадь.
Непарные плавники: спинные – устойчивость при движении и поворотах; хвостовой – движение вперед; анальный – устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.
Парные плавники: грудные и брюшные – при поворотах, медленном движении вперед и сохранения равновесия.
Рассказ учителя: по бокам тела – органы боковой линии. Границы тела: между головой и туловищем – задний край жаберных крышек, между туловищем и хвостом – условно, на уровне анального отверстия.
На голове расположены органы чувств: обоняния – запахи (2 ноздри выше рта), зрения – глаза, слуха – внутреннее ухо внутри черепа; органы дыхания – жабры.
4. Внутреннее строение рыб.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Система внутренних органов
Пищеварительная дыхательная кровеносная выделительная нервная половая опс
Представлена скелетом и мускулатурой. Скелет: позвоночник, череп и кости жаберного аппарата.
Роль скелета – опора и защита.
Рот отв. → глотка→ пищевод→ желудок→ кишечник→ анальное отв.
Рыба дышит растворенным в воде кислородом. Органы дыхания – жабры. Жабры состоят из жаберной дуги, жаберных лепестков и жаберных тычинок.
Замкнутая. Состоит из сердца и сосудов. Сердце – мышечный мешок.
! Сердце – двухкамерное: предсердие и желудочек.
2 почки → 2 мочеточника→ мочевой пузырь→ мочеиспускательный канал.
Нервная система
Центральная нервная система Периферическая нервная система
Головной мозг Спинной мозг Нервы
Раздельнополые. Оплодотворение наружное.
IV. Закрепление.
Лабораторная работа.
Лабораторная работа.
«Внешнее строение и передвижение рыб»
Цель: выявить особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде.
Оборудование: аквариумные рыбы, таблица «Класс Рыбы».
Ход работы.
Рассмотрите рыбу. Определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах; если она различна, то объясните эти различия.
Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке части ее тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
§18, подготовить сообщения по темам: 1) Прудовое хозяйство и объекты разведения, 2) Аквариумное рыбоводство, 3) Охрана рыб. Рыбы, занесенные в Красную книгу России, 4) Самые – самые в мире рыб.