СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Общая характеристика рыб"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Общая характеристика рыб". 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Общая характеристика рыб"»

Методическая разработка урока по теме: «Общая характеристика рыб»


Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде; сформировать знания о классификации рыб. Дальнейшее развитие умений наблюдать за живыми объектами, анализировать полученный материал и делать выводы. Продолжить воспитание бережного отношения к живым объектам природы.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: презентация «Классы рыб», модель скелета рыбы.


Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Каких животных относят к типу ходовых?

  2. Перечислите основные признаки хордовых животных.

  3. Почему ланцетник носит такое название?

  4. Назовите особенности строения ланцетника как представителя типа хордовых животных.

  5. Объясните понятия: бесчерепные и черепные; осевой скелет и хорда; двусторонняя симметрия; кровеносная система замкнутая.

Проверка индивидуальных заданий: 3 ученика рассказывают об одном из перечисленных животных: ланцетник, минога, миксина.

Обобщение.

III. Изучение нового материала.

1. Подтип Черепные, или Позвоночные (Vertebrata).

Беседа.

Запись в тетрадь.

Подтип Позвоночные


Классы


Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие

Основные признаки:

  • позвоночник опора тела;

  • ц.н.с. делится на головной и спинной мозг;

  • хорошо развиты органы чувств;

  • наличие черепа – защита мозга;

  • парные конечности, плавники (у рыб), пятипалые конечности (у наземных животных);

  • сердце;

  • почки – органы выделения.


2. Классы рыб. Общая характеристика.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Классы рыб


Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы

(скаты, акулы, химеры) (караси, окуни, лососи и т.д.)

В основе деления – вещество, из которого состоит скелет. Скелет бывает костный и хрящевой, или частично окостеневший (белуга).

Среда обитания – вода.


3. Внешнее строение рыб.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Форма тела – обтекаемая.

Части тела


Голова Туловище Хвост

Рассказ учителя: тело покрыто кожей, в которой располагается чешуя. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая облегчает передвижение в воде. Окраска тела зависит от окружающей среды.

Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).

Запись в тетрадь.

Непарные плавники: спинные – устойчивость при движении и поворотах; хвостовой – движение вперед; анальный – устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.

Парные плавники: грудные и брюшные – при поворотах, медленном движении вперед и сохранения равновесия.

Рассказ учителя: по бокам тела – органы боковой линии. Границы тела: между головой и туловищем – задний край жаберных крышек, между туловищем и хвостом – условно, на уровне анального отверстия.

На голове расположены органы чувств: обоняния – запахи (2 ноздри выше рта), зрения – глаза, слуха – внутреннее ухо внутри черепа; органы дыхания – жабры.


4. Внутреннее строение рыб.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Система внутренних органов


Пищеварительная дыхательная кровеносная выделительная нервная половая опс

  • Опорно – двигательная система.

Представлена скелетом и мускулатурой. Скелет: позвоночник, череп и кости жаберного аппарата.

Роль скелета – опора и защита.

  • Пищеварительная система.

Рот отв. → глотка→ пищевод→ желудок→ кишечник→ анальное отв.

  • Дыхательная система.

Рыба дышит растворенным в воде кислородом. Органы дыхания – жабры. Жабры состоят из жаберной дуги, жаберных лепестков и жаберных тычинок.

  • Кровеносная система.

Замкнутая. Состоит из сердца и сосудов. Сердце – мышечный мешок.

! Сердце – двухкамерное: предсердие и желудочек.

  • Выделительная система.

2 почки → 2 мочеточника→ мочевой пузырь→ мочеиспускательный канал.

  • Нервная система.

Нервная система


Центральная нервная система Периферическая нервная система

Головной мозг Спинной мозг Нервы

  • Половая система.

Раздельнополые. Оплодотворение наружное.

  • Плавательный пузырь. (Только у костных рыб).


IV. Закрепление.

Лабораторная работа.


Лабораторная работа.

«Внешнее строение и передвижение рыб»

Цель: выявить особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде.


Оборудование: аквариумные рыбы, таблица «Класс Рыбы».


Ход работы.

  1. Рассмотрите рыбу. Определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

  2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

  3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах; если она различна, то объясните эти различия.

  4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

  5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

  6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.

  7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке части ее тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.


V. Рефлексия.


VI. Домашнее задание.

§18, подготовить сообщения по темам: 1) Прудовое хозяйство и объекты разведения, 2) Аквариумное рыбоводство, 3) Охрана рыб. Рыбы, занесенные в Красную книгу России, 4) Самые – самые в мире рыб.