Конспект урока по географии
Тема урока: Ориентирование.
Предмет: география
Класс: 5
Цель урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся со способами ориентирования в пространстве;
- показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества;
2. Развивающие:
- развивать умения работать с компасом; ориентироваться на местности;
- развивать мышление, воображение, способности к самостоятельному решению задач;
3. Воспитательные:
- способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта
Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, работать с компасом.
коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока.
1. Организационный момент
Учитель приветствует детей
2. Актуализация знаний, целеполагание
Учитель: Перед Вами на слайде фрагмент картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье». У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу.
У вас на партах лежит прибор. Назовите его и определите, для чего он необходим. (ответы детей).
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока (Ответы детей)
Учитель: Правильно, тема урока - Ориентирование
Зачем человеку уметь ориентироваться? Запишите в карте урока свою учебную цель.
1. Выяснить, какими способами можно ориентироваться в пространстве.
2. Научиться ориентироваться в пространстве.
3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.
3. Изучение нового материала
А) Учитель: Вспомните, что такое горизонт? Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?
Слово ориентирование происходит от латинского oriens - восток. В глубокой древности люди не знали сторон горизонта и ориентировались относительно знакомых предметов. С помощью условных знаков они создавали планы местности.
Обучающиеся составляют Кластер по теме урока.
С
Ориентирование
оставление Кластера.
находить дорогу
Стороны горизонта
определять ориентиры
помогает не заблудиться
Б) Учитель: Вспомните, пожалуйста, что такое горизонт.
- Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?
Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта, и вызывает одного учащегося к доске.
- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
- А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.
Задания для формирования естественнонаучной грамотности
Задание 1.
Содержание: Явления природы.
Вид деятельности: рассуждение 1.
Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.
Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь детям во время прогулки по лесу определить стороны горизонта. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.
Вася рассказал детям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?
Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.
Кора у березы чище и белее с северной стороны.
Муравейник с северной стороны относительно дерева.
Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева.
Ответ: 1,4
В) Учитель предлагает детям выполнить Задание 2 (применение читательской грамотности).
Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.
Учитель: - Правильно ли направление пути туриста? (ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)
Г) Учитель: - Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.
Учитель: - Вы обозначены крестиком на плане железнодорожной станции через хвойный пойдете? (На северо-восток).
и вам предстоит дойти до лес. В каком направлении вы
Учитель: - Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.
Учитель: – но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.15, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)
- Покажите на схеме, где азимут.
- Определите значение азимута с помощью транспортира.
- Выполните задание на определение азимута (рис. 8, стр. 15).
- На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности -компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.
Нахождение азимута по плану:
а). Определите направление на север.
б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
Д) Определение направлений по плану:
При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг) (смотрим форзац 1).
Работаем с форзацем 1. Зная, как изображаются направления, можно определить направления на предметы, показанные на плане. Например, в каком направлении от посёлка Елагино находится деревянный мост через овраг? Для выполнения этого задания надо найти центр поселка. Мост расположен снизу от центра, то есть к югу от посёлка Елагино.
Е) Задание по топографическому плану
- Вы шли по направлению с азимутом 30, по какому азимуту вы будете возвращаться? (210).
- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу 1).
- Определите азимут до колодца. (учебник стр. 16).
- И так, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса.
Физкультминутка.
Учитель: Прошу детей встать из-за парт.
Говорю слова и показываю движения:
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь. Север, запад, восток, юг
Выпрямляйся, милый друг.
Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!
Учитель: Все тихо сели на свои места.
Ж) Учитель предлагает детям загадку
Он родился в Китае, а сейчас он повсюду и разный: магнитный, механический (радио, геологический, астрономический и др. Он установлен в самолетах, на кораблях, он есть в ваших гаджетах. Он необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий..
О каком приборе я говорю? (компас)
У вас на партах лежит прибор. Назовите его и определите для чего он необходим.
Знакомство с компасом
- Выступает заранее подготовленный ученик:
Компас это прибор, указывающие направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём « на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы.
Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели. В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
- Познакомимся с правилами работы с компасом:
1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
З) В группах выполняют практическую работу на карточках.
Устанавите компас по направлению север – юг. Пользуясь компасом определите: |
В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса; | |
Направление, в котором находится дверь класса; | |
В каком направлении находится стол учителя; | |
4. Рефлексия.
Вопросы:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему вы научились на уроке?
-Все ли цели урока мы выполнили?
Для рефлексии дети берут по смайлику.
Красный – мне все было понятно и комфортно на уроке.
Синий – мне было не комфортно, я ничего не понял на уроке.
5. Домашнее задание.
Запись домашнего задания в дневники.
1. Изучить параграф
2. Выполнить задания в тетради.
Выставляем оценки за урок (учащемуся, подготовившему сообщение о компасе, учащимся определявшим азимут в классе)
Если осталось время Составление синквейна.