Тема урока | Отношение к природе |
Цель | Развитие уважительного отношения к природе |
Задачи | Актуализировать и углубить представление о бережном отношении к природе; Познакомить детей с отношением буддистов к природе; Мотивировать учащихся на осмысление ими значения любви к природе, к Земле как общему дому; Создать условия для осуществления межмодульных связей |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Оборудование учебно- методическое обеспечение | компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, учебник «Основы буддийской культуры» |
УУД | Учащиеся приобретут новые знания об отношении к природе буддийской культуре; Закрепят и расширят представление о взаимосвязи человека и природы; Познакомятся с ключевыми понятиями урока. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, русский язык |
Формы урока | Беседа, обсуждение, приём «исключение», логическая работа, групповая творческая работа, чтение и анализ учебного текста, мини-исследование. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
I. Организация деятельности учащихся. | Добрый день! - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. | | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | |
II. Актуализация знаний в виде обсуждения домашнего задания | Беседа по вопросам: - Кто беседовал с родителями о милосердии и страдании? - Приведите примеры проявления милосердия. | | Отвечают на вопросы, рассказывают о о милосердии и традиции | |
III.Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности | Ребята, послушайте, пожалуйста, стихи и скажите, чему мы посвятим сегодняшний урок.(читают дети) С. Маршак О том, как хороша природа О том, как хороша природа, Не часто говорит народ Под этой синью небосвода, Над этой бледной синью вод. Не о закате, не о зыби, Что серебрится вдалеке,- Народ беседует о рыбе, О сплаве леса по реке. Но, глядя с берега крутого На розовеющую гладь, Порой одно он скажет слово, И это слово - "Благодать!" О чем мы будем говорить? ( о природе) Посмотрите, пожалуйста, слайд и определите тему нашего урока. | Определяют тему урока. Определяют цели и задачи урока. | Активно сотрудничают с учителем и одноклассниками | Записывают число и тему урока. |
IV.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Что означает для вас природа? Какие ассоциации вызывает? (составление кластера) - Для начала выскажем наши ассоциации. - Попробуем сформулировать понятие. Как человек относиться к природе? | Высказывают предположения | Активно сотрудничают с учителем и одноклассниками | |
V. Первичное закрепление | Прочитайте текст на с.30. И выпишите на лист строки, подтверждающие особое отношение буддистов к природе. (взаимопроверка по методу «Круговорота») | Работа в парах. Каждая пара на местах выписывает тезисы из учебника. | Отмечают фломастером «+» рядом с каждой фразой, если мнения совпадают и «-», если есть несогласие. | Оценивают работу в группах, также каждая группа видит результат своей работы. |
VI.Физкультминутка | - Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – прыгаем; невежливо – приседаем) - Поздороваться при встрече …(вежливо) - Толкнуть и не извиниться …(невежливо) - Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо) - Перебивать старших…(невежливо) - Уступить место пожилому человеку… (вежливо) - Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо) | Вспоминают или узнают правила вежливости | Активно участвуют в игре согласно правилам | Сравнивают свои действия с действиями учителя или одноклассников, регулируют правильное выполнение |
VII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | - Приведите примеры плохого и хорошего отношения к природе из опыта своего и других людей. Работа с буддийской притчей «Бабочка» - Осталась ли бабочка жива? - Что означает выражение «Все в твоих руках.» | В результате обсуждения приходят к выводу, что отношение к природе зависит от внутреннего мира человека, от его нравственности. Если человек плохо относится к природе, значит, он плохо относится к себе, ведь человек часть природы, как учит нас буддийское учение. | Внимательно слушают учителя и высказывания одноклассников, с уважением относятся к чужому мнению, проявляют терпимость к ошибкам других | Оценивают верность собственных выводов, сравнивая их с представленным эталоном |
8. Обобщение усвоенного | -Можно ли сказать, что в буддизме особое отношение к природе? Что в буддизме считается тяжким грехом против природы? •Как вы считаете, связаны ли между собой внутренний и внешний мир человека? Можно ли утверждать, что причиной плохого отношения к природе является плохое отношение человека к самому себе? | Составляют кроссворды | Делятся на группы, согласуют действия в группе, стараются сотрудничать, проявляют терпимость к ошибкам других | |
XI. Подведение итогов урока | - Вы все сегодня замечательно работали. Давайте подведём итоги, ориентируясь на текст | | Отвечают на предложенные вопросы | Анализируют свою деятельность на уроке. |
XII. Домашнее задание | 1. Расскажите родителям, что вы узнали на уроке. 2. Нарисовать мини-плакат в защиту природы Спасибо за работу и внимание! |