СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Приспособление животных в природе".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Приспособление животных в природе".»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г. ТОМСКА












МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

(ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ)







Составитель:

Ольшанская Т.А.

учитель биологии


















Томск – 2019




Методическая разработка «Урок – проблематизация».

Ф.И.О. учителя: Ольшанская Татьяна Анатольевна.

Предмет: биология.

Класс: 5.

Тема урока: Приспособление животных в природе.

Учебник: Биология: 5 класс/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: Вента-Граф, 2015. -128 с.

Дидактический тип урока: Урок открытия новых знаний.

Методический тип урока: уроки открытия новых знаний, авторитарная модель совместной деятельности.

Оборудование: Живые объекты (аквариумные рыбки, черепахи, попугай, хомяк), картинки животных, листы бумаги, цветные карандаши, рефлексивные карты.

Цель урока: обучение построение причинно - следственных связей между средой обитания и строением организмов.

Задачи: - обучающие:

  • познакомить учащихся с влиянием условий среды на организм растений;

  • показать взаимную приспособленность растений и животных;

  • систематизировать знания учащихся о приспособленности к условиям существования.

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании изучаемого материала;

  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привить навыки самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

- воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру;



Планируемые результатах:

Личностные: 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Метапредметные: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей ; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора школьника; развитие познавательной, эмоциональной сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; формирование у обучающихся способности к систематизации ранее приобретённых знаний.

Предметные: Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Основные понятия: приспособленность, экологические факторы, среды обитания.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Погружение в ПС

Дети сейчас за окном у нас морозная зима.

-Как мы спасаемся от холода, выйдя на улицу?





- А вот представьте, что мы очутились в Таиланде, где сейчас тепло, как нам создать комфорт для себя.

Дети выдвигают предположения, основываясь на свой жизненный опыт.

-чтобы не замерзнуть нужно тепло одеться, для защиты лица люди используют крема, гигиенические помады.

- одеть легкую одежду, головной убор;

- чтоб не получить ожоги использовать солнцезащитный крем.

Формулировка проблемы

-Почему происходят такие изменения с нашим организмом?

-Как мы можем назвать такие изменения?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Ребята посмотрите, кто у вас находится на столах?

-Итак, тема нашего урока «Приспособление животных в природе».

Предлагаю поставить Вам самостоятельно проблему нашего урока.







Проблема: как организмы приспосабливаются к разным условиям существования.

- Среда влияет на организм человека.

- Приспособление, адаптация.

- Как человек приспосабливается в окружающей среде.

- животные в разных средах.

Дети записывают тему урока в тетради.


Формулируют проблему урока в группе.

– как организмы приспосабливаются к разным условиям.

- как организмы адаптируются к разным средам.

Появление и обсуждение предположений по решению проблемы

У вас на партах находятся животные: попугай, аквариумные рыбки, черепахи, хомяк. Представьте, что вы марсиане, и вы не знаете этих животных.

Определите в какой среде обитает ваше животное?

По каким признакам вы так решили?

Дети работают в группах, совместно высказывают свои версии



Решение проблемы путем предъявления наиболее вероятной и грамотной версии

Учитель поправляет, подсказывает






















-В связи, с чем вашим животных нужны такие приспособления?

Представители от каждой группы высказывают свои версии.

1 группа – попугай, наземно – воздушная среда обитания. Приспособления – крылья для полета, оперение.

2 группа – хомяк, наземно – воздушная - передвигаются по почве, дышат атмосферным воздухом; почвенная – роющие лапы.

3,4 группа – черепаха, водная; приспособление, на лапах перепонки, приплюснутый панцирь.

5, 6 группа – аквариумные рыбки – водная среда; приспособление – плавники, жабры.

- Среда обитания влияет на животных.

Проверка решения проблемы

Совместно с учителем определяют приспособленные черты организмов.

-Молодцы, мы увидели, что на живые организмы влияет окружающая среда и для того, чтобы существовать в этой среде им необходимо приспособится.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ  адаптация – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения.

Проверяют свои версии.







Определение учащиеся записывают в тетрадь.

Подтверждение правильности решения

А теперь давайте подумаем, как бы изменились наши животные, если им пришлось бы приспособится к другой среде обитания.

У вас на столах есть рисунки, дорисуйте им изменения, которые помогли бы им приспособится.

Попугай - водная среда

Хомяк – водная среда

Рыбки, черепахи– наземно -воздушная среда



- Дети, какой мы можем сделать вывод нашего урока?

Делают рисунки, в дальнейшем представляют.


Попугай – пингвин

Хомяк – бобёр

Рыбки – летучая рыба

Водная черепаха – сухопутная черепаха.

(сравнение детских рисунков – картинками животных, подготовленных учителем)

- Животные способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.

- Изменения в строение животных происходят под влиянием среды обитания.

Рефлексия деятельности

Письменная рефлексия (приложение 1)

Заполняют рефлексивную карту

Домашнее задание

Параграф 19,

Творческое задание:

  1. сделать рисунки сезонных приспособлений животных.

  2. Написать мини сочинение «Сезонные приспособления животных» (По желанию)
























Приложение 1.

Рефлексивная карта.

Сегодня при работе в группе (Имя члена группы)

Отметка участия СД

(да или нет)

Трудности в действиях

(да или нет)

Самостоятельно высказывал версии



Обсуждал предложенные версии



Выслушивал версии других, обосновывал их



Не смог выдвинуть ни одной версии



Не принимал участия в работе группы, потому что …



Представлял версию группы