СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: Религия древних египтян

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: Религия древних египтян»

Религия древних египтян

Учитель истории и обществознания: Александрова Н.Ю.

УМК: Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, рабочая тетрадь к учебнику, атлас с комплектом контурных карт по истории Древнего мира

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта, развитие умений охарактеризовать понятие жречество как особого сословия в древневосточном обществе, содействовать формированию представлений о пантеоне древнегреческих богов

Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений

Планируемые результаты (предметные):

1. Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг.

2. Получат возможность научиться называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст исторических источников и ответить на вопросы.

Личностные результаты: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. 

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позиции партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. 

Регулятивные: составляют план последовательности действий, осуществляют пошаговый контроль, оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной и неуспешной деятельности на уроке.

Основные понятия и термины: Религиозные верования египтян. Общие египетские боги: Амон Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор. Миф об Осирисе. Представления о суде Осириса. Атрибуты богов - священные животные. Место жреческого сословия в древнеегипетском обществе. Жрецы - хранители мудрости и научных знаний. Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия.

Образовательные ресурсы: Учебник. Рабочая тетрадь. Атлас с комплектом контурных карт. Интернет

Формы, методы, методические приемы. Фронтальный - упражнения выполняются одновременно всеми учащимися. Словесный - источником получения знаний является «слово», устное (живое, услышанное по видео) и печатное.



Технологическая карта урока


Этапы урока

Формы, методы, методические приемы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности


Формируемые УУД

1. Организационный момент

Фронтальный Словесный.

Слово учителя


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


2. Проверка домашнего задания

Фронтальная. Словесный.

Беседа


1. Вопросы по §8

- Кто такой вельможа?

- Почему о жизни вельможи ученые знают больше, чем о жизни простых египтян?

- Какой дом был у вельможи, какая мебель была в нем?

- Какую одежду носил вельможа?

- Какая пища была у вельможи?

- чем занимался вельможа на службе у фараона?

2. Рабочая тетрадь с.22, задание 29 по §9

с использованием учебника

Объясняют значение терминов.

Познавательные: 

воспроизводят информацию.

Регулятивные:

Учатся владеть навыками самоконтроля, принятия решения и осознанного выбора

Коммуникативные: Развивают умение вести диалог

Беседа по вопросам

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.


- Известно, что в Египте в усыпальницу клали статую его хозяина, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. О чем свидетельствуют такие погребения?

- Значит, были и религиозные верования. Что такое религия?

О религии древних египтян и пойдет разговор сегодня на уроке, запишите тему урока.

- О том, что у египтян существовала вера в загробную жизнь

Регулятивные:

принимают учебную задачу, соответствующую этапу обучения


4. Усвоение новых знаний и способов действий.


Боги и жрецы


Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный.

Рассказ учителя

Рассказ учителя:

Египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Они старались задобрить их подарками, молили о пощаде и милости, потому что думали, что если не угодят богам, то те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну.

Для богов строили жилища – храмы.

Из камня они вытесывали большие статуи богов или делали фигурки из бронзы и глины. Для чего? Верили, что бог вселяется в изображение и все слышит.

При храмах находились жрецы – служители богов.

Египтяне считали, что именно они лучше всех умеют разговаривать с богами, для этого знают молитвы. Внутрь храма, где жил бог, мог входить только главный жрец.

Фараоны дарили храмам, а точнее богам сады, пашни, золото, серебро, рабов. А распоряжались этими подарками жрецы. Они были богатыми и могущественными, потому что люди верили, что жрецы говорят от имени богов.

Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта, учатся характеризовать понятия жречество как особого сословия в древнем восточном обществе.

Делают записи в тетради

Познавательные:

Учатся слушать и воспринимать

информацию

Регулятивные:

Учатся контролировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи

Коммуникативные:

Развивают умение проникнуть в смысл высказывания, понять тему сообщения, логику развития мысли


Беседа по вопросам

Египетские боги.

Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса

Фронтальный

Словесный

Наглядный

Проблемный

Работа с иллюстрацией

Просмотр видео.

1. Всеобщая история 5 класс, Кормилицына Е.Г., 8.05

2. Религия и мифология Древнего Египта. 9.47 до 6.40

Вопросы после просмотра

- Что грекам казалось необычным в религии египтян?

Египтяне поклонялись животным, у них были зооморфные, звероголовые боги.

В Египте сохранилось воспоминание о древней вере – тотемизм. Тотем - существо, предмет или явление (чаще всего животные или растения), являющиеся объектом почитания.

Священные птицы и животные у египтян – сокол, ибис, бык, кошка, павиан, крокодил, а также жук-скарабей.

Египтяне поклонялись им. Охота на этих птиц была запрещена, а на львов в дни праздника. За убийство провинившемуся полагалась смертная казнь.

Египтяне верили, что душа человека после смерти переселяется в чудесную «Страну мертвых». В этой стране человеку необходимо тело, поэтому и заботились о сохранении тела умершего. О бальзамировании мы уже смотрели видео.

- Как называлось забальзамированное тело? Мумия.

Саркофаг - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати.

- Все ли будут жить в Стране мертвых? Как это определяется?

Не все, только праведники. На суде Осириса

Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей.

Делают записи в тетради.

Анализируют мифы. Учатся описывать изображение на рисунке в учебнике

Познавательные:

Строят логическую цепь рассуждений, используют доказательство, выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Осуществляют поиск информации в изобразительном источнике. Развивают умение извлечь нужную информацию.

Понимают информацию в форме рисунка, переводят ее в словесную форму

Регулятивные:

Корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других


Практическая работа

Фронтальный

Задание: Записать имя бога и какую силу природы он отражал или занятие.

Амон-Ра (с головой сокола) - бог солнца

Апоп – бог тьмы

Геб - бог земли

Нут – богиня неба

Тот (с головой ибиса) – бог мудрости, бог писцов

Бастет (в образе кошки) – покровительница женщин и красоты

Апис – священный бык

Осирис – владыка «страны мертвых»

Сет (с головой осла) – бог пустыни

Исида – защитница всех жен и матерей

Гор – покровитель земных фараонов

Анубис (с головой шакала) – распорядитель в царстве мертвых

Себек (с головой крокодила) – бог воды

Маат – богиня правды

Называют имена богов и объясняют, какие силы природы и занятия они отражали

Познавательные:

Осуществлять поиск информации в текстовом источнике,

Систематизируют материал

осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. 

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебных задач. 

Коммуникативные:

Учатся собирать и систематизировать материал

Беседа по вопросам

5. Закрепление знаний и способов действий.

Причины обожествления сил природы. Роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе


Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

- Что такое религия и в чем заключалась ее роль в древнеегипетском обществе?

Религия – вера в богов. Жизнь каждого египтянина была тесно связана с верой, будто бы боги принимают непосредственное участие в их судьбе людей. решают их участь.

- Какова роль жрецов?

Это люди, которые умеют разговаривать с богами, знают специальные молитвы.

- Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью?

Солнце дает жизнь всему живому

- Каких животных египтяне считали священными и поклонялись им?

Бык, сокол, ибис, кошка, павиан, крокодил, жук-скарабей.

- Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные?

Связь с животными была очень тесной. Египтяне верили, что боги могут вселиться в посвященных им животных и оказывать огромное непосредственное влияние на жизнь человека.


Раскрывают причина обожествления сил природы в египетской религии, роль религии в древнеегипетском обществе. Характеризует понятие жречества как особого сословия в древнем восточном обществе

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждения, используя доказательства. 

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. 

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, допускают существование различных точек зрения

Беседа по вопросам

6. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

§ 10, термины. Задания 31-33 в рабочей тетради


Воспринимают задания, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з


Задание в рабочей тетради









5