1. Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг.
2. Получат возможность научиться называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст исторических источников и ответить на вопросы.
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Фронтальный Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Беседа | 1. Вопросы по §8 - Кто такой вельможа? - Почему о жизни вельможи ученые знают больше, чем о жизни простых египтян? - Какой дом был у вельможи, какая мебель была в нем? - Какую одежду носил вельможа? - Какая пища была у вельможи? - чем занимался вельможа на службе у фараона? 2. Рабочая тетрадь с.22, задание 29 по §9 с использованием учебника | Объясняют значение терминов. | Познавательные: воспроизводят информацию. Регулятивные: Учатся владеть навыками самоконтроля, принятия решения и осознанного выбора Коммуникативные: Развивают умение вести диалог | Беседа по вопросам |
3. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | - Известно, что в Египте в усыпальницу клали статую его хозяина, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. О чем свидетельствуют такие погребения? - Значит, были и религиозные верования. Что такое религия? О религии древних египтян и пойдет разговор сегодня на уроке, запишите тему урока. | - О том, что у египтян существовала вера в загробную жизнь | Регулятивные: принимают учебную задачу, соответствующую этапу обучения | |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Боги и жрецы | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя | Рассказ учителя: Египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Они старались задобрить их подарками, молили о пощаде и милости, потому что думали, что если не угодят богам, то те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Для богов строили жилища – храмы. Из камня они вытесывали большие статуи богов или делали фигурки из бронзы и глины. Для чего? Верили, что бог вселяется в изображение и все слышит. При храмах находились жрецы – служители богов. Египтяне считали, что именно они лучше всех умеют разговаривать с богами, для этого знают молитвы. Внутрь храма, где жил бог, мог входить только главный жрец. Фараоны дарили храмам, а точнее богам сады, пашни, золото, серебро, рабов. А распоряжались этими подарками жрецы. Они были богатыми и могущественными, потому что люди верили, что жрецы говорят от имени богов. | Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта, учатся характеризовать понятия жречество как особого сословия в древнем восточном обществе. Делают записи в тетради | Познавательные: Учатся слушать и воспринимать информацию Регулятивные: Учатся контролировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи Коммуникативные: Развивают умение проникнуть в смысл высказывания, понять тему сообщения, логику развития мысли | Беседа по вопросам |
Египетские боги. Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса | Фронтальный Словесный Наглядный Проблемный Работа с иллюстрацией | Просмотр видео. 1. Всеобщая история 5 класс, Кормилицына Е.Г., 8.05 2. Религия и мифология Древнего Египта. 9.47 до 6.40 Вопросы после просмотра - Что грекам казалось необычным в религии египтян? Египтяне поклонялись животным, у них были зооморфные, звероголовые боги. В Египте сохранилось воспоминание о древней вере – тотемизм. Тотем - существо, предмет или явление (чаще всего животные или растения), являющиеся объектом почитания. Священные птицы и животные у египтян – сокол, ибис, бык, кошка, павиан, крокодил, а также жук-скарабей. Египтяне поклонялись им. Охота на этих птиц была запрещена, а на львов в дни праздника. За убийство провинившемуся полагалась смертная казнь. Египтяне верили, что душа человека после смерти переселяется в чудесную «Страну мертвых». В этой стране человеку необходимо тело, поэтому и заботились о сохранении тела умершего. О бальзамировании мы уже смотрели видео. - Как называлось забальзамированное тело? Мумия. Саркофаг - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати. - Все ли будут жить в Стране мертвых? Как это определяется? Не все, только праведники. На суде Осириса | Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей. Делают записи в тетради. Анализируют мифы. Учатся описывать изображение на рисунке в учебнике | Познавательные: Строят логическую цепь рассуждений, используют доказательство, выдвигают гипотезы и обосновывают их. Осуществляют поиск информации в изобразительном источнике. Развивают умение извлечь нужную информацию. Понимают информацию в форме рисунка, переводят ее в словесную форму Регулятивные: Корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | |
Практическая работа | Фронтальный | Задание: Записать имя бога и какую силу природы он отражал или занятие. Амон-Ра (с головой сокола) - бог солнца Апоп – бог тьмы Геб - бог земли Нут – богиня неба Тот (с головой ибиса) – бог мудрости, бог писцов Бастет (в образе кошки) – покровительница женщин и красоты Апис – священный бык Осирис – владыка «страны мертвых» Сет (с головой осла) – бог пустыни Исида – защитница всех жен и матерей Гор – покровитель земных фараонов Анубис (с головой шакала) – распорядитель в царстве мертвых Себек (с головой крокодила) – бог воды Маат – богиня правды | Называют имена богов и объясняют, какие силы природы и занятия они отражали | Познавательные: Осуществлять поиск информации в текстовом источнике, Систематизируют материал осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебных задач. Коммуникативные: Учатся собирать и систематизировать материал | Беседа по вопросам |
5. Закрепление знаний и способов действий. Причины обожествления сил природы. Роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | - Что такое религия и в чем заключалась ее роль в древнеегипетском обществе? Религия – вера в богов. Жизнь каждого египтянина была тесно связана с верой, будто бы боги принимают непосредственное участие в их судьбе людей. решают их участь. - Какова роль жрецов? Это люди, которые умеют разговаривать с богами, знают специальные молитвы. - Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью? Солнце дает жизнь всему живому - Каких животных египтяне считали священными и поклонялись им? Бык, сокол, ибис, кошка, павиан, крокодил, жук-скарабей. - Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные? Связь с животными была очень тесной. Египтяне верили, что боги могут вселиться в посвященных им животных и оказывать огромное непосредственное влияние на жизнь человека. | Раскрывают причина обожествления сил природы в египетской религии, роль религии в древнеегипетском обществе. Характеризует понятие жречества как особого сословия в древнем восточном обществе | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждения, используя доказательства. Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, допускают существование различных точек зрения | Беседа по вопросам |
6. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Комментирует задание. § 10, термины. Задания 31-33 в рабочей тетради | Воспринимают задания, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з | Задание в рабочей тетради |
| | | | |
| |