Методическая разработка урока по теме: «Роль различных видов сказуемого в художественном тексе».
Цель урока: развивать и углублять представление об изобразительно-выразительной роли изучаемых синтаксических конструкций, творческие способности и художественный вкус учащихся.
- развивать интерес к поэзии
Ход урока:
1. Записать тест под диктовку. Произвести синтаксический и пунктуационный разбор.
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники и воды как металл,
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках – намёки и фигуры…
Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,
Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам,
Чей согнутый хребет порос, как шерстью чобром?
Кто этих мест жилец: чудовище, титан?
Здесь душно в темноте… а там – простор, свобода,
Там дышит тяжело усталый Океан (М Волошин)
2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу у казать вид сказуемых.
Вода в бухте отр…жала скалы. Цвет их был суров, (не)однообразен. Скалы были ч…рные, красные и ж…лтые как охра. Изре…ка их перер…залип л…сты белых и с…неватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойстве(н,нн)ый окалине. Очевидно, это были сл…ды к…смического огня и пепла. З…леноватый сумрачный воздух наполне(н,нн) солнечным дымом и ж…лтыми отсв…тами скал струился над нами. Б…молвие каме(н,нн)ого хаоса скрывало см…ртельные опас…ности обвалов.не было слов, чтобы передать и…гибы бухт, затенё(н,нн)ые углы,гроты, выстла(н,нн)ые ч…рным блеском и светлой подводной травой. (К.Паустовский)
3. Сравнительный анализ текстов.
Что общего между этими текстами?
Каким настроением они проникнуты?
При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение?
Какими красками написаны оба пейзажа? Выпишите слова и выражения, передающие цвет. Какие синтаксические конструкции использованы для передачи цвета?
Почему в последней строфе стихотворения не развёрнута антитеза?
Назовите сравнения. Какова их роль в текстах?
Предположим, что в стихотворении присвязочный член как металл заменён синонимичным прилагательным или причастием. Как изменится смысл предложения?
Есть ли антитеза в прозаичном отрывке?
Попытайтесь объяснить, почему в стихотворении так много предложений без сказуемого, а в прозе преобладают простые глагольные сказуемые. Как это «работает» на идею каждого текста?
Домашнее задание: Самостоятельная работа. Попытайтесь зарифмовать