СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме Внедрение программного обеспечения компьютерных систем

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: «Внедрение программного обеспечения компьютерных систем»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.  

В методической разработке урока даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.

            На занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.

            При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.

            Методическая разработка практического занятия включает себя:

  • методическую разработку для преподавателя;
  • конспект занятия для студентов;
  • дидактический материал по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме Внедрение программного обеспечения компьютерных систем»



Утверждаю:

Зам. директора по ТО

колледжа «Интеграл»

___________ И.А. Колодко

«____» _________ 2025 г.









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока


по ПМ 04.01 Обеспечение качества функционирования компьютерных систем

по специальности: 09.02.07 Информационные системы и программирование»

Тема «Внедрение программного обеспечения компьютерных систем»

















Пояснительная записка


Методическая разработка урока по теме: «Внедрение программного обеспечения компьютерных систем» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

В методической разработке урока даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.

На занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.

При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.

Методическая разработка практического занятия включает себя:

  • методическую разработку для преподавателя;

  • конспект занятия для студентов;

  • дидактический материал по данной теме.


Организация-разработчик: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»

Разработчики:

Скрыленко Д.Н., преподаватель ГБПОУ КРК «Интеграл»

Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению на заседании Методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл»

Протокол № _______ от _____________________ 2025 г.



Председатель ________________ И.А. Колодко



357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79

kurs_integrall@mail.ru





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



ТЕМА: «Внедрение программного обеспечения компьютерных систем»

Цели занятия:

1. Дидактические:

  • формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с производительностью и эффективностью работы программного обеспечения и вычислительных систем. Научиться улучшать качество предоставляемых услуг и оптимизировать бизнес-процессы;

  • контроль и коррекция знаний по теме «Внедрение программного обеспечения компьютерных систем»;

2. Развивающие:

  • развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности;

  • развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;

  • развивать способность работать в команде;

  • развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.

3. Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;

  • воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студенты должны знать:

  • основные методы и средства эффективного анализа функционирования программного обеспечения;

  • основные виды работ на этапе сопровождения программного обеспечения;

  • основные принципы контроля конфигурации и поддержки целостности конфигурации программного обеспечения;

  • средства защиты программного обеспечения в компьютерных системах


Студенты должны уметь:

  • подбирать и настраивать конфигурацию программного обеспечения компьютерных систем;

  • использовать методы защиты программного обеспечения компьютерных систем;

  • проводить инсталляцию программного обеспечения компьютерных систем;

  • производить настройку отдельных компонентов программного обеспечения компьютерных систем;

  • анализировать риски и характеристики качества программного обеспечения

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: устный журнал с элементами ролевой игры

Методы обучения:

  • словесный (лекция, беседа, фронтальный опрос, сообщения учащихся, словарная работа);

  • репродуктивно–иллюстративный (рассказ учителя и учащихся о программном обеспечении и методах его внедрения на практике с элементами презентации);

  • аналитический (элементы ролевой игры, анализ ПО, сравнение аналогов для различных ОС);

  • частично-поисковый метод (опережающее задание – подготовка ученических сообщений, презентации);

  • наглядный (использование ТСО)



Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос; устный опрос.

Межпредметные связи: Информатика, Информационные технологии, Обеспечение качества функционирования компьютерных систем

Формируемые компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 4.1. Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 4.2. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 4.3. Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения в соответствии с потребностями заказчика.

ПК 4.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Используемая литература:

  • Для студентов: конспект лекций на сайте https://edu.krk-integral.ru

  • Для преподавателей:

Основная литература:

Зверева В. П., Назаров А. В. Сопровождение и обслуживание программного обеспечения Компьютерных систем, Учебное пособие. Москва, Издательский центр «Академия» 2021г. 256 ст.

Федорова Г.И. Разработка, Внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности. Учебное пособие. Изд.: КУРС, Инфра-М. Среднее профессиональное образование. 2022 г. 336 стр.

Дополнительные источники:

Гвоздева, В. А. Основы построения автоматизированных информационных систем:

учебник / В. Рудаков А. Технология разработки программных продуктов: учебник. Изд.

Academia. Среднее профессиональное образование. 2023 г. 208 стр.

А. Гвоздева, И. Ю. Лаврентьева. -М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2020

Таненбаум Э. Компьютерные сети. - СПб.: Питер, 2023.

Интернет-ресурсы:

Система федеральных образовательных порталов Информационно – коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ict.edu.ru.

Методы и средства инженерии программного обеспечения: Учебник. Автор/создатель Лавришева Е.М., Петрухин В.А. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/699/41699/18857

Жизненный цикл программного обеспечения [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studref.com/642071/informatika/zhiznennyy_tsikl_programmnogo_obespecheniya#763











Ход урока

Этап 1

Организационный момент (1 мин.)

Деятельность учителя

Проверяет готовность учащихся к уроку, записывает отсутствующих, позитивно эмоционально настраивает на урок.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, гостей урока.

Демонстрируют готовность к уроку.

Этап 2

Мотивация обучения. Целевая установка. (5 мин.)

Деятельность учителя

Мотивирует учащихся на изучение темы.

Ставит проблемный вопрос, связанный с внедрением программного обеспечения на производстве; заинтересовывает учащихся, позитивно настраивает на изучение материала.

Деятельность учащихся

Нацеливаются на изучение данной темы.

Формы работы

Рассказ учителя; просмотр видео.

Этап 3

Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Деятельность учителя

1. Актуализирует знания учащихся по изучаемой теме, подводит к изучению новой темы.

2. Организовывает проведение фронтального опроса.

3. Поощряет учащихся за активное участие в опросе.

4. Комментирует ответы учащихся, при необходимости корректирует их ответы.

Деятельность учащихся

1. Отвечают на вопросы фронтального опроса.

2. Дополняют ответы друг друга.

Формы работы

Фронтальный опрос.

Этап 4

Ознакомление учащихся с темой урока. (5 мин.)

Деятельность учителя

1. Сообщает тему урока; знакомит с планом и целями.

2. Представляет участников, выполняющих роль системного администратора, инженера программиста и заказчика.

3. Демонстрирует слайды презентации по изучаемому материалу.

Деятельность учащихся

Записывают в тетрадь тему урока и его план.

Формы работы

Работа в тетрадях; работа с опорными конспектами; просмотр слайдов презентации.

Этап 5

Сообщение новых знаний. Формирование умений и навыков. (60 мин.)

Деятельность учителя

1. Организует деятельность учащихся по участию в рассмотрении изучаемого материала.

2. По ходу урока вместе с учащимися участвует в обсуждении необходимости внедрения ПО, о проблемах связанных с вводом в эксплуатацию программного обеспечения.

3. Демонстрирует учащимся слайды, видео по ходу изучения рассматриваемого материала.

4. Обращает внимание учащихся к демонстрационному программному обеспечению.

5. Привлекает учащихся к выполнению различных заданий.

6. Организовывает проведение мозгового штурма по анализу рынка ПО и его эффективности в работе.

7. Поощряет учащихся за активное участие в работе.

Деятельность учащихся

1. Участвуют в рассмотрении каждого пункта плана урока.

2. Выступают с сообщениями многообразию ПО и результатах его внедрения.

3. Подбирают оптимальные технические характеристики аппаратного обеспечения для стабильной работы внедряемого ПО.

4. Анализируют характеристики и возможности аналогичного программного обеспечения.

5. Принимают участие в различных видах урока:

- работают с опорным конспектом;

- участвуют в ролевой игре (сценке);

- отвечают на вопросы учителя (мозговой штурм)

Формы работы

Рассказ учителя; сообщения учащихся; беседа; ролевая игра; мозговой штурм; работа с опорным конспектом;  просмотр слайдов презентации.

Этап 6

Закрепление изученного материала. (9 мин.)

Деятельность учителя

1. Подводит итог изученного материала.

2. Демонстрирует слайды презентации по изучаемой теме.

3. Организовывает проведение практической работы по вводу в эксплуатацию программного обеспечения.

4. Контролирует правильность установки и настройки программного обеспечения.

Деятельность учащихся

1. Воспринимают рассказ учителя.

2. Выполняют самостоятельную работу.

3. Знакомятся с аналогичным программным обеспечением, эффективно работающим на производстве и в компаниях.

Формы работы

Рассказ учителя; самостоятельная работа; просмотр слайдов презентации.

Этап 7

Подведение итогов. (4 мин.)

Деятельность учителя

1. Подводит итог всего урока.

2. Комментирует и оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал.

Деятельность учащихся

1. Воспринимают слово учителя.

Этап 8

Домашнее задание (1 мин.)

Содержание домашнего задания

Разработать план внедрения специализированного программного обеспечения для решения конкретно поставленных задач, дать сравнительную характеристику по качеству работы компании до внедрения и после.





Приложение 1 

В современном мире, где технологии развиваются с неимоверной скоростью, предприятия сталкиваются с необходимостью внедрения нового программного обеспечения (ПО) для повышения своей конкурентоспособности и оптимизации бизнес-процессов. Эффективность такого внедрения может существенно повлиять на общую производительность, качество услуг и удовлетворенность клиентов. В данном докладе мы рассмотрим ключевые аспекты, связанные с эффективностью внедрения нового ПО на предприятии.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (5 мин.)

Фронтальный опрос

Учитель: Давайте ответим на несколько вопросов

  1. Программное обеспечение (ПО) это... (Алгоритм действий на машинном языке)

  2. Что входит в системное ПО? (Операционная система, Драйвер устройства)

  3. Какие программы обеспечивают взаимодействие всех программ с программами базового уровня и непосредственно с аппаратным обеспечением, отвечают за взаимодействие с пользователем? (Системные программы)

  4. Относится ли Браузер к прикладным программам? (да)

  5. Какое из предложенных программ являются инструментальным? (Qt, компилятор, САПР, СУБД, Visual Code Studio, отладчик кода, Visual Studio)



  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ТЕМОЙ УРОКА (5 мин.)

Внедрение программного обеспечения — это процесс интеграции нового ПО в существующие бизнес-процессы и системы работы организации. Это может быть установка нового ПО или различных автоматизированных систем, а также адаптация существующей системы под нужды компании.

Основной целью внедрения — обеспечить максимальную производительность и эффективность работы, улучшить качество предоставляемых услуг и оптимизировать бизнес-процессы.

  1. СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ. (60 мин)

Учитель

Тема нашего урока: «Внедрение программного обеспечения компьютерных систем»

1. Причины внедрения нового программного обеспечения

1.1. Оптимизация бизнес-процессов

Одной из основных причин внедрения нового ПО является необходимость оптимизации существующих бизнес-процессов. Современные решения позволяют автоматизировать рутинные задачи, что освобождает время сотрудников для более важных задач.

1.2. Повышение качества услуг

Новые технологии могут значительно улучшить качество предоставляемых услуг или товаров. Например, системы управления качеством (СМК) помогают отслеживать и контролировать все этапы производства.

1.3. Увеличение конкурентоспособности

Внедрение инновационных решений позволяет предприятиям оставаться конкурентоспособными на рынке, предлагая клиентам более современные и удобные услуги.

2. Оценка эффективности внедрения ПО

2.1. Ключевые показатели эффективности (KPI)

Для оценки эффективности внедрения нового ПО необходимо определить ключевые показатели эффективности (KPI). Это могут быть:

  • Увеличение производительности труда.

  • Сокращение времени выполнения задач.

  • Уменьшение количества ошибок.

  • Повышение уровня удовлетворенности клиентов.

2.2. Анализ затрат и выгод

Важно провести анализ затрат на внедрение ПО и сопоставить их с ожидаемыми выгодами. Это включает в себя не только финансовые затраты, но и временные ресурсы, а также возможные риски.

3. Проблемы при внедрении нового ПО

3.1. Сопротивление изменениям

Одной из главных проблем является сопротивление сотрудников изменениям. Необходима работа по обучению персонала и объяснению преимуществ нового ПО.

3.2. Технические сложности

Внедрение может столкнуться с техническими проблемами, такими как несовместимость с существующими системами или недостаточная инфраструктура.

3.3. Неправильный выбор ПО

Выбор неподходящего программного обеспечения может привести к значительным потерям времени и ресурсов, поэтому важно проводить тщательный анализ перед покупкой.

4. Рекомендации по успешному внедрению ПО

4.1. Проведение предварительного анализа потребностей

Перед выбором ПО необходимо провести детальный анализ потребностей предприятия и определить, какие функции являются критически важными.

4.2. Обучение персонала

Обучение сотрудников работе с новым ПО является ключевым фактором успешного внедрения.

4.3. Постоянный мониторинг и оценка результатов

После внедрения важно регулярно отслеживать результаты и вносить коррективы в процесс работы с новым программным обеспечением.





Заключение

Внедрение нового программного обеспечения на предприятии — это сложный, но необходимый процесс для повышения его эффективности и конкурентоспособности на рынке. Правильный подход к выбору, обучению персонала и оценке результатов позволит минимизировать риски и достичь значительных улучшений в работе компании.

Эффективность внедрения нового ПО зависит от множества факторов, включая готовность сотрудников к изменениям, техническую подготовленность предприятия и правильный выбор решений под конкретные задачи бизнеса.







  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (9 мин.)

Слово учителя

Внедрение программного обеспечения — это сложный и многогранный процесс, который требует тщательного планирования, координации и активного участия всех заинтересованных сторон. Успешное внедрение ПО может значительно повысить эффективность бизнес-процессов, улучшить качество услуг и снизить затраты.

Ключевыми аспектами, которые необходимо учитывать при внедрении ПО, являются:

Анализ потребностей: Четкое понимание целей и задач внедрения позволяет выбрать наиболее подходящее решение.

Выбор программного обеспечения: Оценка различных решений на рынке помогает избежать ошибок при выборе.

Планирование и обучение: Разработка детального плана действий и обучение сотрудников критически важны для успешной интеграции нового ПО.

Тестирование и запуск: Проведение тестирования перед полным запуском системы позволяет выявить и устранить возможные проблемы.

Мониторинг результатов: Регулярная оценка эффективности работы нового ПО помогает вносить необходимые коррективы и улучшения.

Несмотря на возможные трудности, такие как сопротивление изменениям или технические сложности, правильный подход к внедрению может минимизировать риски и обеспечить успешную реализацию проекта.

Закрепление изученного материала по данной теме позволяет лучше подготовиться к практическому применению знаний и навыков в области внедрения программного обеспечения, что является важным шагом для достижения стратегических целей организации.




  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (4 МИН.)

(Комментирование ответов учащихся, выставление оценок)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 МИН.)

В виде презентации разработать план внедрения специализированного программного обеспечения для решения конкретно поставленных задач, дать сравнительную характеристику по качеству работы компании до внедрения и после.





Приложение 2



Опорный конспект

на тему: «Внедрение программного обеспечения компьютерных систем»

Понятие внедрения.

Внедрение программного обеспечения — процесс настройки программного обеспечения под определенные условия использования, а также обучения пользователей работе с программным продуктом.

При внедрении программного обеспечения требуется действие в трех следующих плоскостях работ.

Первая из них — это выделение критических, с точки зрения общего результата, процедур в деятельности организации. Когда набор таких процедур определен, необходимо в первую очередь использовать ИТ-решение для автоматизации операций внутри именно этих процедур. Таким образом, разработанное ИТ-решение автоматически становится жизненно важным и востребованным для организации, а также будет обеспечена публичность процесса внедрения.

Вторая плоскость работ — это по своей сути расширение нормативной базы организации путем включения в неё регламентов, описывающих порядок выполнения процедур автоматизируемых процессов. В противном случае есть опасность возникновения рассогласования между автоматизированными процедурами и остальными процессами организации.

Третья — это выполнение работ по общей стандартизации существующей деятельности организации, когда выделяются лучшие практики выполнения процедур и включаются в ИТ-решение по принципу наибольшей полезности для большинства участников. Процент таких процедур относительно общего объема автоматизации может быть невелик, но это придает процессу построения решения вес в организации за счет увеличения его «полезности»

Внедрение программного продукта состоялось в том случае, если программный продукт выполняет поставленную задачу, а сотрудники компании полностью перешли на работу с новым продуктом.

Основные задачи и цели внедрения.

Любая компьютерная система – это средство для управления и достижения целей предприятия. Любое предприятие является уникальным и, в силу этой уникальности, требует уникального подхода к построению методик управления.

Главной и основной целью предприятия, в области внедрения ИТ, должно быть создание полного электронного макета изделия, т.к. именно создание трехмерных электронных моделей, адекватных реально проектируемому изделию, обеспечивает создание более качественной продукции и в более сжатые сроки. Изменение системы обмена информации и путей информационных потоков при создании нового изделия приводит к необходимости принципиального изменения существующей структуры предприятия. Только в этом случае можно ожидать существенного сокращения сроков создания изделий, снижения затрат на весь жизненный цикл изделия и повышение качества выпускаемой продукции.

При внедрении программного обеспечения срабатывает тот же принцип. Вы один раз обозначили цель, а далее концентрируетесь на действиях, на каждом из этапов работы. И если вы правильно выполните каждое из действий, вы обязательно достигнете поставленной цели. Концентрируйтесь преимущественно не на том, что вы пытаетесь реализовать, а на том, как вы это делаете. Внимательно относитесь к каждому процессу, создавайте все условия для его реализации. И тогда вы действительно сможете прийти к цели.


Цели и задачи внедрения. Зачем мы что-то внедряем?

Какие цели мы ставим перед собой перед внедрением какой-либо программной системы, будь то от компании IBM, Microsoft, HP или других компаний, которые предоставляют примерно похожие решения для автоматизации процессов разработки и сопровождения ПО? Чего мы хотим достичь, внедряя новые технологии? Результатом проекта внедрения должен быть прозрачный, четко регламентированный, документированный и автоматизированный процесс разработки и сопровождения. Прежде всего можно выделить следующие цели.

    • Обеспечение стабильной повторяемости результатов с заданным качеством, что достигается за счет стандартизации, модификации, регламентации и документирования процессов.

    • Снижение квалификационных требований к участникам IT-проектов. Процесс должен быть настолько прозрачен и понятен, чтобы обеспечить вливание в него новых сотрудников за минимальный срок, несмотря на их практический опыт – это студент или профессионал.

    • Сокращение сроков выполнения IT-проектов. Каждый выполненный проект становится частью одной большой базы практик компании, которую могут использовать управленцы организации в своей дальнейшей работе. Управление каждым новым проектом базируется на основе статистических данных и типовых шаблонов прошлых проектов.


Задачи рабочих групп на этапе внедрения.

Основными действующими лицами проекта являются:

    • Менеджер (руководитель) проекта (Project Manager) — лицо, отвечающее за управление проектом;

    • Спонсор (куратор) проекта (Project Sponsor) — лицо, обеспечивающее ресурсы проекта и любую административную поддержку; определяет приоритеты, обеспечивает взаимодействие с функциональными подразделениями, утверждает изменения; во внутренних проектах обычно несет ответственность за результаты проекта;

    • Заказчик (потребитель) проекта (Project Customer) — лицо внутри или вне организации, которое будет использовать результаты проекта;

    • Руководитель функционального подразделения — направляет ресурсы в утвержденные проекты;

    • Функциональный лидер проекта — объединяет усилия участников проекта в рамках функции или подразделения (именно с ним взаимодействует менеджер проекта);

    • Лидер пакета работ — объединяет усилия отдельных лиц в рамках пакета работ.


Модель рабочей группы — это роли и задачи участников проекта создания информационной системы. В модель рабочей группы включаются:

Заказчик - будущий владелец или пользователь информационной системы. Обычно в качестве заказчика информационной системы выступает предприятие в лице ее руководителя. Если рассматривается проблема автоматизации отдельного рабочего места, то в роли заказчика может выступать будущий пользователь системы.

Аналитик (разработчик) системы - специалист, который анализирует деловые задачи и проблемы предприятия, формирует требования к информационной системе, готовит на их основе решения и контролирует реализацию этих решений в готовой системе. Именно на аналитиках системы лежит вся ответственность на стадии формирования и анализа требований, на стадии формирования технического задания.

Пользователь - работник, который осуществляет взаимодействие с информационной системой на своем рабочем месте в рамках своих функциональных обязанностей.


Организация управления процессом внедрения на основе создания совместных рабочих групп

Как и любой проект, проект по внедрению нуждается в собственной организационной структуре, в которой должны найти свое отражение объем и сложность задач по внедрению. В такой структуре должны быть объединены специальные знания сотрудников функциональных подразделений организации, знания по управлению проектами и методологии внедрения программного продукта.

При создании организационной структуры проекта внедрения разрабатываются квалификационные требования к участникам, оцениваются трудозатраты по каждому этапу внедрения и определяется необходимое число участников, проводится спецификация ролей и областей ответственности каждого члена команды, осуществляется отбор персонала и его обучение методологии внедрения и применяемому инструментарию.

Примером организационной структуры проекта внедрения ERP-системы на крупном промышленном предприятии может служить следующая организационная структура:

    • координационный комитет, в состав которого входят руководство предприятия и менеджеры высшего звена, в том числе главный менеджер проекта, а также назначенный управляющим директором, ведущий консультант;

    • руководитель проекта и группа проекта внедрения, в состав которой входят техническая команда, представители ключевых пользователей, консультанты, представители высшего звена руководства.

Организационная структура проекта может включать в свой состав различные совместные рабочие группы, которым поручаются отдельные задачи внутри проекта. Это подразумевает назначение различных членов рабочих групп, назначение их руководителей и создание структуры отчетности для составления отчетов о результатах деятельности каждой рабочей группы, которые затем консолидируются в общий отчет о выполнении проекта.

Методологии внедрения ведущих разработчиков программных средств предусматривают определенные организационные структуры проектов внедрения и четкое распределение ролей с соответствующими требованиями к их навыкам и знаниям, закрепленное в документации. Примером является документация по методологии внедрения AcceleratedSAP, в которой подробно определены роли всех участников организационной структуры проекта, в т.ч. и консультанта по приложениям.

Следует отметить, что в состав организационной структуры проекта внедрения обязательно входят продуктовые ИТ- консультанты. Так, в организационную структуру проекта SAP включают лидеров по модулям (Module Leaders), которые несут ответственность за каждый из базовых модулей, планируемых к внедрению.

Продуктовые ИТ-консультанты участвуют в работах по разработке стратегии внедрения в составе основной организационной структуры, а также выполняют определенные задачи на отдельных этапах внедрения в составе совместных рабочих групп и выполняют следующие основные обязанности:

    • обучение членов рабочей группы методологии внедрения, применяемой в данном проекте;

    • обучение пользователей работе с программным продуктом;

    • подготовка учебных материалов;

    • ответственность за соблюдением сроков внедрения конкретных модулей программного продукта;

    • разработка необходимой документации;

    • помощь в процессе настройки программного продукта на сформулированные требования;

    • разработка методики испытаний и управление рабочей группой во время проведения испытаний;

    • мониторинг результатов внедрения и внесение необходимых модификаций;

    • обсуждение замечаний пользователей и выявленных узких мест проекта;

консультации пользователей

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5

Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8