Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГБОУ СПО ЛНР
«Стахановский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по учебной дисциплине
«Специальный рисунок»
по теме:
«Подробная прорисовка и
растушевка деталей лица
светом и тенью»
Разработала
преподаватель ДЕЖИНА Л.В.
г.Стаханов
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по учебной дисциплине «Специальный рисунок» по теме «Подробная прорисовка и растушевка деталей лица светом и тенью».
Тип урока – сообщение новых знаний и проводится в форме лекции с элементами беседы. При проведении урока преподаватель реализовывает цель – научить обучающихся понимать закономерности светотеневых градаций и связанных с ними тональных отношений; - изучить три этапа рисования: нанесение точных линий, характеризующих форму лица и его деталей; размещение тонов, как привязки к форме светлых и тёмных участков; - растушёвка- создание переходов тонов вдоль карандашных следов.
На уроке применяются такие формы организации учебной деятельности обучающихся как фронтальная и индивидуальная работа, применяются задания репродуктивного характера. В ходе выполнения самостоятельной работы преподаватель имеет возможность оценить знания обучающихся и их умения применять их при прорисовке и растушевке деталей лица. В ходе закрепления пройденного материала применяются тесты на соответствие, работа с памятками.
В методической разработке представлен план-конспект урока, мультимедийное сопровождение урока и приложения.
.
Эпиграф урока (записан на доске) « Умение- это высшее человеческое
свойство,формирование которого является конечной целью
учебного процесса- его завершением. Знание же являются
информационным обеспечением по отношению к умениям».
(К.К.Платонов)
План-конспект урока
Тема программы: «Основы пропорции головы и лица человека и их свойства».
Тема урока: Подробная прорисовка и растушёвка деталей лица светом и тенью.
Цель урока:
Обучающая: формировать и совершенствовать практические умения и навыки на
основе теоретических знаний в прорисовке и растушёвке деталей
лица светом и тенью;
Развивающая:развивать умения управлять своей познавательной деятельностью,
проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Воспитательная: воспитывать эстетический и художественный вкус,
настойчивость и трудолюбие в достижении результата
деятельности.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Метод проведения : иллюстративно-демонстрационный
Форма проведения: лекция с элементами беседы.
Форма организации обучения: индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение урока:
1.ТСО: мультимедийный проектор, магнитная доска, ноутбук;
2. Принадлежности для рисования: карандаши, бумага, ластики,
акварельные карандаши, пастели, линейки, циркули.
3.Дидактический материал:
4.Раздаточные материалы: «Поэтапное построение деталей лица»;
образцовые работы учащихся; инструкции для выполнения ЛПР.
Межпредметные связи:
1.«Парикмахерское дело», тема: «Разновидности формы головы и лица человека»;
2.«Санитария и гигиена», тема: «Соблюдение норм и правил гигиены
труда»;
3.«Безопасность жизнедеятельности», тема: «Безопасные условия труда при выполнении работ»;
4.«Математика», Тема: «Геометрические тела»;
5.«Профессиональная этика и психология делового общения».
Литература:
1. Л.А.Василевская «Специальное рисование»: Учебное пособие для ПТУ,- М. Высшая школа, 1989- 127 с.;
2. Хогарт Б. «Рисуем голову человека» / Перевод с анг. А. Д. Швед.; 2002 -152 с.;
3. Хэммонд Ли. «Портрет»/ Перевод с англ. А. Ф Зиновьев; Худ. обл. М.В. Драко, - ООО «Попурри», 2000 - 144с.;
ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
1.1 Приветствие.
1.2 Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3 Проверка домашнего задания.
II Сообщение темы и цели урока.
2.1 Запись темы урока в конспект. «Подробная прорисовка и растушёвка деталей лица».
Преподаватель: На сегодняшнем уроке мы должны научиться понимать закономерности светотеневых градаций и связанных с ними тональных отношений; - изучить три этапа рисования: нанесения точных линий, характеризующих форму лица и его деталей; размещения тонов, как привязка к форме светлых и тёмных участков; - растушёвка- создание переходов тонов вдоль карандашных следов;
2.2 Мотивация учебной деятельности.
Мультимедийное сопровождение . Слайд 5-8
Преподаватель: Сегодня на уроке мы сконцентрируем внимание, как с помощью гладких вариаций насыщенности тона, мягко растушёванных зон лицевой поверхности и деталей лица наилучшим образом отобразить живую, тёплую человеческую кожу на бумаге с помощью графики. Далее мы сосредоточимся на освоении трёх главных понятий: форма, свет, тень. Знание этих понятий в дальнейшем нам будут нужны при выполнении более сложных работ: рисование волос, причёсок, учитывая особенности формы головы и типы лица. На экране мы видим типы лица, которые имеют подобие геометрическим формам: ромб, овал, круг, квадрат, прямоугольник и т. д. Если правильно определить форму лица, то легко можно подобрать варианты причёсок, стрижек или макияжа. Таким образом, в процессе освоения темы мы рассмотрим такие вопросы:
1. Общие сведения о светотеневом рисунке.
2. Сущность светотеневых градаций и связанных с ними тональных отношений.
3. Выполнение приёмов растушёвки в создании переходов тонов вдоль карандашных штрихов.
2.3 Целевая ориентация.
Мультимедийное сопровождение. Слайд № 4
Преподаватель: В результате изучения темы: «Подробная прорисовка и
растушёвка деталей лица светом и тенью».
Должны знать: пропорции головы и лица человека; градации светотени и её элементы.
Должны уметь: выполнять рисунки деталей лица и наносить светотени, изображая штриховкой и растушёвкой, придавая обьёмную форму лицу и его деталям.
III. Актуализация опорных знаний.
Преподаватель: Сейчас мы проверим как вы усвоили прошедший материал,
проведем игру « Закончи предложения»:
Преподаватель зачитывает первую часть определения, а обучающиеся дают ответы в устной форме.
1. Самое светлое пятно или полоса на предмете называется …..
2. Отраженный свет от предметов на самой границе светлого и тёмного называется……….
3. Тонкие промежуточные переходы от света к тени называют………..
4.Тень, образующая на поверхности тела называтся …………
5.Тень ,образующаяся от предмета и закрывающая собой часть освещённой поверхности другого предмета называется ………………
IV. Сообщение нового материала.
Преподаватель: Прежде всего, хочу сообщить вам сведения из истории происхождения карандаша.
Слово карандаш «тюркского происхождения » в переводе «кара»- чёрный и «даш» - камень. Современные карандаши имеют грифельные стержни, но до xv в. для рисования применяли свинцовые и серебряные палочки. Первое упоминание о деревяном карандаше начали в Германиив 1683г. Производить графитные карандаши начали в 1719г. в Германии. В 1761г. столяр Каспар Фабер начал своё производство карандашей, основав фирму «Faber - Gastell». В 1790г венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и обжёг в печи. Затем в этом же году он обосновал предприятие по выпуску карандашей. Сегодня карандаш – это обычный предмет обихода.
(Объяснение преподавателя с мультимедийным сопровождением):
Отличительная суть приёма растушёвки карандашных следов заключается в плавном , равномерном «нежном » изменении насыщенности тона от тёмного к светлому изображению. На пути этого перехода между соседними участками контраст должен быть не виден. Гладкость снижения насыщенности обеспечивается нанесением исходных карандашных штрихов с мягким нажимом, все они должны иметь одинаковую ориентацию. Делаем это, как бы , выстраивая фундамент будущего перехода тона размеренно и спокойно так ,чтобы по мере приближения к светлым участкам нажим на карандаш ослабляем. Затем карандаш заменяем инструментом – растушёвка. Аккуратно растушёвываем вдоль, а не поперёк карандашных следов.
Преподаватель: смотрим на экран и изучаем пять ступеней градаций простейшей тоновой шкалы. .
Слайды 9,10,11
Сейчас обратим наше внимание на тоновую шкалу светотеней, которая имеет пять ступеней градации на изображении геометрического тела - шар. Свет падает спереди и чуть-чуть справа.
Итак:
1. падающая тень – на шкале тон 1- чёрный, эта тень падает на поверхность ,служащую ему опорой, она наиболее густа.
2. собственная тень – на шкале тон 2 - тёмно- серый, эта тень лежит на поверхности шара, противоположной источнику света,которая закрыта от нас передним полушарием сферы.
3. полутень- на шкале тон 3 – серый, она даёт нам понятие о подлинном цвете шара , без эффектов, порождённых падением прямого света или темнотой. Он не светлый, а полусветлый и не тёмный, а полутёмный.
4. отражённый свет – на шкале тон 4- светло-серый, на шкале этой градации светотень занимает узкую кромку вдоль видимого контура шара, хорошо различима в области между падающей и собственной тенью. Этот свет обеспечивает нам впечатление выпуклости, обьёмности, солидности обьекта.
5. полный свет- на шкале тон 5- белый. растушёвку окружающих серых участков следует выполнять без резких скачков.
Преподаватель: чтобы изобразить на лицевой поверхности и деталях лица светотени нужно полностью понимать , как лицо освещено, как смешиваются и распределяются на ней свет и тень.
Текущее закрепление материала:
Преподаватель: сейчас мы проведем самостоятельную работу, откройте папки с заданиями самостоятельной работы.
На примере изучения нанесения светотеней на шаре переходим к рассмотрению и соединению всех элементов светотеней на лице , на котором ясно видно все пять градаций тоновой шкалы. Следует заметить, как с их помощью выделены округлости лица , как использованы границы теней и отражённый свет. Источник света расположен спереди. Также хорошо просматриваются фрагменты тех геометрических (основных базовых) форм. Форма шара – в таких деталях лица , как щёки и нос, форма шеи очень близка к цилиндру.
Задание . «Метод сопоставления» - частично- поискового характера.
Определить и обозначить на предложенном элементе лица / глаза,губы, нос/ светотени, сопоставив с элементами светотеней, обозначенными на форме шара.
(см. Приложения 1,2,3)
Учащиеся выполняют задание на местах индивидуально. Преподаватель контролирует выполнение работ учащимися и обращает внимание на ошибки с последующим исправлением их.
Объяснение с мультимедийным сопровождением
Преподаватель: Сейчас мы изучим особенности строения плоскостей лица человека. Слайд 12,13
Лицо не обладает гладкой поверхностью, оно состоит из лицевых плоскостей: лобной, височной, скуловой, плоскости расположения нижних челюстей. Поэтому тени выявляют плоскости лица. Важно знать, что тени на лице возникают в углублениях и выпуклостях лицевой поверхности. Смотрим на экран . Изучаем выпуклости лица: - нижняя часть прямо над глазами:
- скулы прямо под глазами;
- переносица;
- участок над верхней губой;
- угол нижней челюсти;
- подбородок;
углубления лица: - пространство вокруг глаз;
- плоские карманы под скулами;
- участок под носом;
-складки в уголках губ;
- участок прямо над подбородком.
Обучающиеся смотрят на экран и наносят карандашные штрихи на лицевую поверхность (см. Приложения 4,5) .
Преподаватель: Сейчас рассмотрим этапы нанесения светотеней на рисунках деталей лица человека. Слайды 14 - 23.
Этап 1. Нанесение точных линий: - Задать конкретное положение источника света; - тонкими лёгкими штрихами очертить на лице освещение, которое ярче других участков; - найти падающие тени, самую густую светотень – чёрную;
Таким образом вы найдёте оба конца тоновой шкалы – чёрный и белый.
Этап 2. Размещение тонов.
- размещение собственной тени;
- следы карандаша ложим легко и мягко, следуя формам деталей лица;
Этап 3. Растушёвка.
- берём в руки простой бумажный инструмент и начинаем создавать переходы тонов, при этом растушёвываем графит по бумаге не поперёк , а вдоль карандашных следов, следуя формам деталей лица.
V. Закрепление материала.
Практическая работа. ( Самостоятельная работа ).
Задание 1: 1. Выполнить растушёвку плоскостей лица.
2. Выполнить растушёвку деталей лица: глаз, бровей, носа, губ.
5.1 Преподаватель проводит инструктаж по БЖД.
- соблюдение правил санитарии и гигиены, безопасности труда в организации рабочего места;
- соблюдение личной гигиены ;
- соблюдение гигиены рабочего места;
- соблюдать правила пользования инструментами и материалами для рисования;
- не подвергать опасности рядом сидящих учащихся инструментами и принадлежностями для рисования;
- не разбрасывать инструменты и материалы во время работы с рисунком;
- после окончания работы с рисунком убрать рабочее место;
- выполненные задания по рисунку сдать на проверку преподавателю.
5.2 Преподаватель показывает обучающимся инструменты и материалы, которые будут применяться в ходе выполнения практической работы
1. механический карандаш с графитовым стержнем диаметром 0,5 мм, мягкостью от 2 до 8В;
2.Растушёвки – это трубки, свёрнутые из бумажек так, чтобы один конец имел вид спирального конуса;
3.Пластичный ластик, для стирания;
4. Обычный многоцелевой ластик для стирания длинных линий;
5. Трафареты, шаблоны в форме кругов, эллипсов.
5.3 Преподаватель знакомит обучающихся с инструкцией по выполнению практической работы
- на выполненных конструктивно- линейных рисунках построения головы и деталей лица человека нанести штрихами участки расположения света и тени;
- следы карандаша ложить на бумагу легко и мягко, следуя формам деталей лица;
- тонкими лёгкими штрихами очертить на лице и его деталях участки, освещённые ярче других;
- выполнить размещение тонов: собственную и падающую тени;
- с помощью бумажного инструмента выполнить растушёвку вдоль карандашных следов, но не поперёк, отмечая округлости лица.
(см. Приложение 6).
Обучающиеся приступают к выполнению практической работы. На партах лежат памятки:
Запомните!
1. Оставляйте место для отражённого света ( рефлекс) – как важный элемент объёмности;
2. Удаляйте контурные линии, так как они делают рисунок плоским;
3. Избавляйтесь от нерегулярносей в растушёванных зонах, используя ластик.
В ходе выполнения практической работы преподаватель контролирует работу обучающихся на рабочих местах:
5.4 Обход № 1. Оказание помощи в организации рабочих мест.
5.5 Обход № 2. Проверка правильности нанесения штриховых линий плоско-
стей лица.
5.6 Обход № 3. Оказания помощи в размещении тонов и в растушёвке деталей лица.
5.7 Обход № 4. Оценивание работ учащихся.
Задание 2.
Преподаватель: вам необходимо выполнить итоговое тестирование по изученному материалу
Найти соответствие: «Вопрос – ответ».
Обучающиеся осуществляют взаимоконтроль, выставляют количество правильных ответов.
(Слайд 25-26)
| Вопрос | Ответ | |
1. | Как называются тонкие промежуточные переходы от света к тени? | Передаёт обьёмную форму изображаемого предмета. | 1 |
2. | Какую роль играет светотень в рисунке? | Собственная | 2 |
3. | Как называется тень, образующая на поверхности предмета? | Полутенями | 3 |
4. | При помощи каких средств передают обьёмность предметов? | Тень , закрывающая собой части освещённой поверхности другого предмета. | 4 |
5. | Какая тень называется падающей? | Светотеней | 5 |
6. | Как называется отражённый от других поверхностей свет? | Блик | 6 |
7. | Как называется яркое светлое пятно на поверхности предмета? | Рефлексом | 7 |
8. | Перечислить элементы светотени. | Показывает подбор тонов: от белого через серый к чёрному. | 8 |
9. | На какие этапы подразделяется процесс рисования предметов? | Нанесение точных линий; Размещение тонов; Растушёвка; | 9 |
10. | Для чего необходима шкала тонов при рисовании предметов? | Свет, блик, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс | 10 |
При проведении оценивания данного тестирования на слайде показаны правильные ответы и обучающиеся проводят взаимоконтроль.
Ответы: 1-3, 2-1, 3-2, 4-5, 5-4, 6-7, 7-6, 8-10, 9 – 9, 10-8.
VI. Подведение итогов урока.
1 Информация о достижении цели урока, возвращаясь к целевой установке.
2. Анализ выполненных работ. Демонстрация лучших работ.
3. Выставление оценок по результатам работы в течении урока.
Преподаватель:Мы сегодня ознакомились с основными законами размещения светотеней и растушёвкой на плоскостях лица и его деталях. Светотени и растушёвка выполнялись на зарисовках головы и лица в анфас. Это только начальные проработки деталей лица на лицевой поверхности с применением освещённости спереди от источника света. Мы научились понимать закономерности светотеневых градаций и связанных с ними тональных отношений, а также ознакомились с растушёвкой деталей лица. Работы всеми учащимися выполнялись. Лучшими оказались работы учащихся (перечисляются ФИО обучающихся)
VII. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме: « Подробная прорисовка и растушёвка деталей лица светом и тенью». Выполнить зарисовки деталей лица с последующей их растушёвкой.
Задание-инструкция
Практическая работа № 6
Тема: Подробная прорисовка и растушёвка деталей лица светом и тенью.
Цель: - Отработать практические приёмы, умения и навыки в прорисовке и
растушёвке деталей лица светом и тенью.
1. Оборудование: 1. механический карандаш с графитовым стержнем диаметром 0,5 мм, мягкостью от 2 до 8В;
2. Растушёвки – это трубки, свёрнутые из бумажек так, чтобы один конец имел вид спирального конуса;
3. Пластичный ластик, для стирания;
4. Обычный многоцелевой ластик для стирания длинных линий;
5. Трафареты, шаблоны в форме кругов, эллипсов;
2. Инструктаж по БЖД.
Соблюдение правил санитарии и гигиены, безопасности труда:
- соблюдение личной гигиены ;
- соблюдение гигиены рабочего места;
- соблюдать правила пользования инструментами и материалами для рисования;
- не подвергать опасности рядом сидящих учащихся инструментами и принадлежностями для рисования;
- не разбрасывать инструменты и материалы во время работы с рисунком;
- после окончания работы, убрать рабочее место;
- выполненные задания по рисунку сдать на проверку преподавателю
3. Выполнение практической работы:
- на выполненных конструктивно- линейных рисунках построения головы и деталей лица человека нанести штрихами участки расположения света и тени;
- следы карандаша ложить на бумагу легко и мягко, следуя формам деталей лица;
- тонкими лёгкими штрихами очертить на лице и его деталях участки, освещённые ярче других;
- лёгкой светотенью отделить всю лицевую поверхность . Граница лицевой поверхности проходит по вискам, скуловым частям и подбородку.
- намечаем детали лица , показывая обобщённую форму носа на боковых поверхностях, крыльях и ноздрях, оформляем глаза, брови,губы карандашными штрихами.
- выполнить размещение тонов: - собственную и падающую тени;
- с помощью бумажного инструмента выполнить растушёвку вдоль карандашных следов, но не поперёк, а вдоль , отмечая округлости лица.
ПАМЯТКА
РАСТУШЁВКА ГЛАЗА
1.Радужная оболочка и зрачок в глазах человека – это идеальные круги природного происхождения.
2.Расстояние между внутренними уголками глаз, измеренное по прямой линии через переносицу, равно горизонтальной ширине глаза.
3.Всегда отслеживайте толщину нижнего века.
4. Всегда сокращайте количество наблюдаемых в глазу бликов до одного.
5. Размещайте блик наполовину на зрачке и на половину на радужной оболочке.
6. Для оценки выбранного тона используйте пятиступенчатую тоновую шкалу, отыскивайте в рисунке основную базовую форму: шар, эллипс.
ЗАДАНИЕ №1.
Сопоставьте изображение глазного яблока анфас и шара того же диаметра.
Обозначьте светотени на радужной оболочке глазного яблока.
Определите, какая тень отсутствует на радужной оболочке в сопоставлении с шаром?
Памятка
РАСТУШЁВКА НОСА
Начало растушёвки начинают с нанесения точных линий.
Определяйте положение источника света и размещение теней.
Выбирайте тон, ссылаясь на пятиступенчатую шкалу.
Отслеживайте плавность растушёвки во всех зона, не очерчивая контуры форм.
Зоны отражённого света /4/ находятся вдоль кромки изображения ноздрей.
ЗАДАНИЕ №2.
На данном рисунке носа определить и обозначить светотени разных градаций, сопоставляя с пятиступенчатой шкалой и используя базовую форму шара.
ПАМЯТКА
РАСТУШЁВКА ГУБ
Никогда не очерчивайте контуром форму рта.
Изображение губ создаётся правильными тонированными формами.
Верхняя губа всегда темнее, чем нижняя.
Под нижней губой нет густой сильной тени, как падающей /1/, но она есть в уголках губ.
Под нижними обводками полутень/3/.
Зона полного света /5/ самая яркая на нижней губе.
Зона отражённого света /4/-это узкая полоска вдоль линии смыкания губ.
ЗАДАНИЕ №3.
На данном рисунке губ определить и обозначить светотени разных градаций, сопоставив с пятиступенчатой шкалой, используя базовую форму шара.
Как называется зона отражённого света вдоль линии смыкания губ.
ПАМЯТКА
РАСТУШЁВКА ЛИЦЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ
1.Исследуйте рисунок , где размещены пропорции и детали лица.
2.Самый первый этап – это нанесение точных линий.
3.В начале работа с глазами:
-растушёвываем радужную оболочку ;
-на видимых элементах глазного яблока наносим также тени, включая белки по обе стороны радужки;
- ресницы растут «кустиком»
3. Наложение тонов, помнить границы зон со светотенями различных градаций.
4. Начинать растушёвку зон лицевой поверхности с более тёмной стороны и постепенно переходя к светлым. Переходы должны быть очень гладкими.,спокойными и мягкими.