ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
Методическая разработка
урока практического обучения по МДК.02.01. Организация и технология проверки электрооборудования.
Профессия 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
Тема: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДРЛ.
Составитель: Ведехин
Алексей Анатольевич
Мастер производственного обучения
Владимир 2023 г.
Аннотация
Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических занятий по предмету «Электротехника» в ФКП образовательных учреждениях. Они содержат рекомендации и задания в соответствии с рабочей программой, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Проблема заключается в сложности понимания обучающимися принципа работы дуговых ртутных люминесцентных ламп.
Кроме того, обучающиеся еще не научились на практике, самостоятельно выявлять и устранять неисправности.
В методической разработке представлен урок практического обучения, задачей которого является ускорить процесс понимания представленной темы.
Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов по профессии
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Содержание
1.Введение
2.Методическое обоснование темы урока
3.Методические рекомендации к проведению урока
4.План урока.
5. Лабораторно-практическая работа.
6. Список литературы.
Введение
Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь преподавателю спец.дисциплин по проведению урока практического обучения по темам, связанными с наладкой и испытанием осветительных электроустановок.
Обучающиеся, в основной массе, не могут долго понять процесс дугового разряда в дуговых ртутных люминесцентных лампах.
Чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию принципа работы и устранению неисправностей в светильниках с дуговыми ртутными люминесцентными лампами мною разработан и предложен урок практического обучения по теме: Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с дуговыми ртутными люминесцентными лампами.
Предложенный урок позволяет обучающимся не только быстрее понять как правильно устранять неисправности, но и в дальнейшем помогает легче и быстрее переходить на новый уровень обучения.
Методическое обоснование темы урока.
Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». В начале уроков практического обучения обучающимся бывает сложно собирать электрические схемы на стендах, пользоваться электроизмерительными приборами, работать самостоятельно в группах.
Тематика и содержание практической работы направлено на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии, так как часто возникает необходимость ремонта и замены дуговых ртутных люминесцентных ламп на производстве.
Мастеру необходимо как можно доходчивее донести до обучающих эти моменты. Задачей данного урока практического обучения является ознакомление с конструкцией светильников с дуговыми ртутными люминесцентными лампами, основными неисправностями и способами их выявления и устранения, научиться рисовать схемы соединения ДРЛ, и знать принцип их работы. Практическое занятие проводится в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата. При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.
Для ускорения понимания этой темы, мною разработан данный урок практического обучения. В процессе урока практического обучения создаются условия для развития познавательной активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.
Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям дисциплин профессионального цикла при подготовке к практическим занятиям.
Методические рекомендации
Проведение практических занятий имеет большое значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
Задачи практических занятий по предмету «Организация и технология проверки электрооборудования»:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие общих и профессиональных компетенций;
- развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;
- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам лабораторных работ и практических занятий, инструкции, таблицы, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.
Лабораторные работы и практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. Выполнению лабораторной работы и практического задания предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению.
Оценка за выполнение лабораторной работы и практического задания выставляется в пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.
В случае пропуска лабораторной работы или практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить их самостоятельно в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.
Выполнение всех лабораторных работ и практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.
План урока теоретического обучения
по предмету: МДК 02.01 «Организация и технология проверки электрооборудования»
Тема 1 Наладка и испытание осветительных электроустановок
Урок 3: Лабораторно-практическая работа №3. Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДРЛ
Количество часов:2
Цели урока:
1. Обучающая – способствовать формированию профессиональных компетенций по изучению конструкции, принципа работы основным неисправностям и способам их устранения в светильниках с лампами ДРЛ.
2.Развивающая - развивать представления о неисправностях в светильниках лампами ДРЛ, формировать умения анализировать и мыслить.
3.Воспитательная -
Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности,
Тип, вид урока: урок овладения обучающимися новыми знаниями
Методы, формы проведения урока: наглядный, лабораторно-практическая работа.
Межпредметная связь: предмет – электротехника. Тема 1.Урок 3 Последовательное, параллельное и смешанное соединение сопротивлений.
предмет - МДК. 01.01. Тема 1.Урок 42. Монтаж схемы управления освещением из двух мест.
Материально-техническое оснащение урока:
1. Стенды с электрооборудованием (12 рабочих мест);
2. Плакаты, схемы;
3. Телевизор.
4. Тетради для конспектов, ручки, карандаши.
Ход урока
Элемент структуры урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1.Подготовительный этап(15 мин) 1.1Оргмомент | 1.Приветствует обучающихся 2. Проверка явки 3. Проверка готовности к уроку | 1.Приветствуют 2. Готовятся к уроку урок. | Словесный (беседа) |
1.2 Целевая установка | 1. Сообщает тему, цели занятия | Воспринимают и записывают тему |
1.3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков | 1. Опрашивает учащихся 2. Актуализирует знания и опыт Вопросы: 1.Какой материал используется для изготовления спирали в лампах накаливания? 2.Для чего в схеме включения люминесцентной лампы применяется дроссель? 3. Какой металл заполняет полость колбы люминесцентной лампы ? 4. Чем покрывают внутреннюю полость колбы люминесцентной лампы ? 5.Какой провод размыкают фазный или нулевой в осветительной сети? | Слушают, отвечают на вопросы |
2.Основной этап(60 мин) 2.1.Объяснение нового материала. | Поясняет алгоритм выполнения практической работы и требования к составлению отчета; демонстрирует видеофильм; выдает обучающимся методические указания и материал для письменного инструктирования; организует и управляет деятельностью | 1.Воспринимают, ведут записи в конспектах, 2. Смотрят видеофильм 3. Изучают материал самостоятельно. 4. Выполняют задание 5. Отвечают на вопросы | Проблемно-поисковый Практический |
2.2 Закрепление и применение знаний | Проводит обработку и оценку результатов за каждый этап практической работы, организует защиту работ, формулирует выводы. | Отвечают на вопросы Защищают выполненную работу Осуществляют взаимоконтроль | Диалогово-словесный |
2.3 Выдача домашнего задания | Комментирует домашнее задание | Обсуждают | Диалогово-словесный |
3.Заключительный этап(15 мин) | 1.Подводит итоги, сообщает о достижении поставленных целей 2.Оценивает работу обучающихся и сообщает оценки | Проводят само и взаимоконтроль | Словесный (беседа) |
Лабораторно-практическая работа № 3.
Тема: «Конструкция, принцип работы, основные неисправности и их устранение в светильниках с лампами ДРЛ».
Цель: изучить конструкцию и принцип работы, основные неисправности и способы их устранение в светильниках с лампами ДРЛ.
Уважаемый обучающийся!
1) в результате выполнения этой работы вы научитесь находить и
устранять неисправности в светильниках с лампами ДРЛ.
2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.
Оборудование:
Светильник.
Клещи для снятия изоляции
Отвертка
Бокорезы
5.Пасатижи
6. Провода
7.Индикатор напряжения
8.Указатель напряжения.
9.Лампочки ДРЛ
10.Одноклавишный выключатель
11. Дроссель
Порядок выполнения работ 1
Прочитайте краткие теоретические сведения.
Схема устройства лампы ДРЛ
Состоит такое устройство из трёх основных компонентов:
Цоколь - является основанием и подключается к сети.
Кварцевая горелка - центральный механизм прибора.
Стеклянная колба - основная защитная оболочка из стекла.
Принцип работы такого устройства очень простой, к лампе подходит напряжение от сети. Ток, доходит к промежутку между одной и второй пар электродов, которые размещены на разных концах лампы. Благодаря небольшому расстоянию, газы легко ионизуются. После ионизации в промежутках между дополнительными электродами, ток поступает на основные, после чего лампа начинает светиться.
Б-ДРЛ 1 -разрядная кварцевая труби (у ламп ДНаТ керамическая); 2и5- электроды основной вольфра-
В-ДРИ мовый и дополнительный поджигающий; 3- держатель; 4- лента медной фольги; 6-ограничи-
Г-ДНв'Г тельный резистор; 7- внешняя стеклянная колба (у ламп ДРВЭД из увнолевого стекла); 8- слой
Д-ДКсТВ люминофора; 9- патрубок для охлаждающей воды; 10- вольфрамовая спираль (встроениый
Б-ДРВЭД активный балласт); 11- отражающее покрытие (рефлектор) •
Различные виды газоразрядных ламп
Изучите элементы схем включения лампы ДРЛ.
Ознакомьтесь с монтажной схемой включения лампы, выполните ее чертеж.
Подключение ДРЛ через дроссель
Монтажными проводами соберите схему включения лампы на лабораторном стенде.
После проверки преподавателем схемы, осуществите её включение автоматическим выключателем QF.
6.Измерьте вольтметром напряжение на лампах после их загорания и определите ток, результаты измерений запишите в отчет. 7.После успешно проведенного эксперимента отключите автоматический выключатель QF. Отсоедините монтажные провода от блока зажимов стенда и сдайте их преподавателю. 8.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. В чем принципиальные отличия газоразрядных источников света от ламп накаливания?
2. Каковы функции дросселя, предохранителя?
3.Назовите основные преимущества и недостатки ламп ДРЛ. 4.Перечислите основные неисправности данного типа ламп.
Список литературы.
Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф.образования / В.М.Нестеренко, A.M.Мысьянов, 2-еизд.стер.-М:Издательский центр «Академия»,2005.-592с.
МоскаленкоВ.В Справочник электромонтера: Справочник/Владимир Валентинович Москаленко -2-е изд., стер. -Издательский центр «Академия» 2005-288с.