ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Методическая разработка
урока практического обучения
Профессия 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
Тема урока: законы последовательного соединения проводников
Составитель: Ведехин
Алексей Анатольевич
Мастер производственного обучения
Владимир 2023
Аннотация
Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении лабораторных работ и практических занятий по предмету «Электротехника» в ФКП образовательных учреждениях.
Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Проблема заключается в сложности понимания обучающимися разницы между последовательным и параллельным соединением проводников. Кроме того, обучающиеся еще не научились читать электрические схемы и не понимают принципа работы элементов схем.
Им еще трудно понять в чем разница между последовательным и параллельным соединением проводников.
В связи с этим увеличивается время на процесс понимания разницы между последовательным и параллельным соединением проводников.
В методической разработке представлен урок практического обучения, задачей которого является ускорить процесс понимания принципа последовательного соединения проводников.
Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов по профессии
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Содержание
1.Введение
2.Методическое обоснование темы урока
3.Методические рекомендации к проведению урока
4.План лабораторной работы
5. Список литературы.
Введение
Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь преподавателю спец. дисциплин по проведению урока практического обучения по темам, связанным с последовательным и параллельным соединением проводников.
Обучающиеся, в основной массе, не могут долго понять, каким образом изменяется напряжение и сила тока при последовательном и параллельном соединением проводников.
Чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию принципа работы электрооборудования при последовательном и параллельном соединением проводников мною разработан и предложен урок практического обучения по теме: «последовательное соединение проводников».
Предложенный урок позволяет обучающимся не только быстрее понять изменение напряжения и тока при последовательном соединении,
но и в дальнейшем помогает легче и быстрее переходить на новый уровень обучения.
Методическое обоснование темы урока.
В начале уроков теоретического обучения обучающимся бывает сложно разобраться с принципами изменения напряжения и тока при последовательном соединении приемников электрической энергии.
Преподавателю необходимо как можно доходчивее донести до обучающих эти моменты. Задачей данного урока практического обучения является наглядно показать с помощью приборов и ламп изменение напряжения и тока при последовательном соединении приемников электрической энергии.
Познакомить обучающихся с последовательным соединением, развить представления о токе и напряжении, сформировать умения анализировать и мыслить.
Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности.
Для ускорения понимания изменений напряжения и тока при последовательном соединении, мною разработан данный урок практического обучения , позволяющий ускорить обучение и подтвердить эксперементальным путем законы последовательного соединения.
В процессе начале урока практического обучения создаются условия для развития познавательной активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.
Методические рекомендации
Проведение лабораторных работ и практических занятий имеет большое значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
Цель практических занятий по предмету «Электротехника»:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие общих и профессиональных компетенций;
- развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;
выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам лабораторных работ и практических занятий, инструкции, таблицы, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.
Лабораторные работы и практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. Выполнению лабораторной работы и практического задания предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению.
Оценка за выполнение лабораторной работы и практического задания выставляется в пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.
В случае пропуска лабораторной работы или практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить их самостоятельно в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.
Выполнение всех лабораторных работ и практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.
План лабораторной работы
Тема: Проверка законов последовательного соединения проводников
Цель: проверить экспериментально справедливость законов последовательного соединения проводников
Уважаемые обучающиеся!
В результате выполнения этой работы вы научитесь:
- собирать схему для проверки законов последовательного соединения проводников, результаты измерений заносить в таблицу;
- экспериментально подтвердить законы последовательного соединения проводников;
- сделать выводы о проделанной работе и ответить на поставленные вопросы.
Теоретическая часть:
Законы последовательного соединения проводников.
Uоб = U1+U2+U3
«При последовательном соединении общее напряжение цепи равно сумме напряжений на отдельных участках».
Rоб = R1+R2+R3
«При последовательном соединении общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных её участков».
Iоб = I1 = I2= I3
«При последовательном соединении сила тока везде одинаковая»
Приборы и оборудование:
1. Вольтметр на (100 В).
2. Амперметр на 5 А.
3. Лампы на 36 В (3 шт).
4. Источник тока на 36 В.
Порядок выполнения работы:
1. Собрать схему с тремя последовательно соединенными лампами.
2.Провести измерения
2.1.Измеряется вольтметром падение напряжения на каждой лампочке.
2.2.Измеряется вольтметром напряжение источника тока
2.3.Падения напряжения на каждой лампочке складываются и сравниваются с напряжением источника тока.
2.4.Измеряется сила тока в разных участках цепи. Сравниваем эти значения между собой
2.5.Измеряем тестером величину сопротивления каждой лампочки
3. Показания приборов и расчётов записать в таблицу.
Uоб.= | U1= | U2= | U3= |
Iоб.= | I1 = | I2 = | I3= |
Rоб.= | R1= | R2= | R3= |
| | | |
| | | |
Убедится, что: Uоб.= U1+U2+U3
Rоб.=R1+R2+R3
Iоб.=I1=I2=I3=
4. Сделать выводы о проделанной работе.
5.Ответить на вопросы:
Чему равно общее сопротивление и напряжение при последовательном соединении проводников?
Чему равна сила тока на отдельных участках цепи при последовательном соединении проводников?
Как распределяется напряжение на отдельных участках цепи в зависимости от величины сопротивления отдельных участков?
Список литературы:
В.М. Прошин, Электротехника, учебник, М., Академия, 2014 г.
В.А. Кацман, Лабораторные работы по электротехнике, М., Академия,
Новиков П.Н. Задачник по электротехнике : практикум для учреждений нач. проф. образования / П.Н. Новиков, О.В. Толчеев. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие для учреждений нач.проф.образования/В.М.Прошин -7-еизд.стер.-М,:Издательский центр «Академия»,2013.-208 с.