Дисциплина: ОДБ.01 Русский язык
специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация
Курс: 1
Занятие №16
Раздел 5: Морфемика. Словообразование. Орфография.
Тема 5.2: Правописание сложных слов
Тип занятия: систематизация знаний, повторение изученного материала.
Форма проведения: практика
Продолжительность: 90 минут.
Цели:
Образовательная:
систематизировать знания о правописании сложных слов;
повторить и закрепить правила слитного и дефисного написания сложных слов;
формировать умение применять на практике знания по орфографии;
совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
применять на практике изученные правила правописания;
проводить словообразовательный анализ сложных слов;
отличать сложные имена прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний;
делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания;
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Развивающая:
развивать умение применять новые знания;
развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
развивать внимание, память, познавательные способности, умение связно и грамотно излагать свои мысли.
Воспитательная:
содействовать воспитанию любви, уважительного отношения и интереса к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время.
Методическая:
стимулирование познавательной и творческой активности;
усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;
создание условий для усвоения материала;
реализация технологии личностно-ориентированного обучения и здоровьесберегающей технологии.
Оборудование: классная доска, мел.
Оснащение:
Методическое оснащения занятия:
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык
Тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык
Методическое пособие для преподавателя по теме «Правописание сложных слов»
Дидактическое оснащение занятия:
1. Русский язык и литература. Русский язык: для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1/Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 4-е изд. – М.,: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 336 с. – (Инновационная школа).
2. Таблица № ______
3. Раздаточный материал.
Виды самостоятельной работы:
аудиторная: определение условий правописания сложных слов и выполнение заданий и упражнений.
внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.
План занятия:
1. Организационный момент 1-2 мин
- проверка посещаемости и готовности студентов к занятию
2. Объявление темы и ее мотивация 2-3 мин
3. Повторение изученного и проверка домашнего задания 15-20 мин
- фронтальный опрос
- проверка домашнего задания
4. Целеполагание и задачи занятия 5-7 мин
- словарная разминка
5. Совершенствование знаний по теме 20-25 мин
- работа с теоретическим материалом
6. Практическая часть 15-20 мин
- выполнение упражнений
7. Контроль уровня усвоения материала 8-10 мин
- самостоятельная работа.
8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин
9. Домашнее задание 2 мин
Ход занятия:
1. Организационный момент
- проверка посещаемости и готовности студентов к занятию
2. Объявление темы и ее мотивация
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
"Переверни и ты узнаешь что-то новое”. Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?"
- И мне хочется, чтобы вы использовали ваши знания, полученные ранее, и закрепили их на сегодняшнем занятии.
- Тема нашего занятия «Правописание сложных слов».
3. Контроль уровня знаний 13-15 мин
1) фронтальный опрос
- Перечислите морфемы и назовите их особенности
Префикс (приставка – образуются слова той же части речи)
Суффикс (образуются новые слова, но разные части речи чернота-черный)
Префиксально-суффиксальный (одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса)
Сложение (соединение основ или слов овощехранилище)
- Какая часть слова называется основой?
- Какая основа называется производной?
- Какая основа называется непроизводной?
- Как определить, является ли основа простой или сложной?
- Чем различаются процессы словообразования и формообразования?
- Назовите основные виды словообразовательных словарей. (…..)
2) проверка домашнего задания упр. 85
4. Целеполагание и задачи занятия
- На сегодняшнем занятии мы вспомним и повторим правила написания сложных слов; повторим правила слитного и дефисного написание сложных слов, будем совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.
Словарная разминка (работа у доски)
1-вариант
Легк..растворимый, сам..вар, мног..слойный, земл..ройка, тяжел..раненый, верт..лет, жив..родящий, лес..заготовка, мед..сестра, бел..снежная, сердц..иение, кров..точащий, полу()правда, врем..препровождение.
2-вариант
кров..обращение, лед..ход, глубок…расположенный, каш..вар, слеп..рожденный, пчел..вод, нов..рожденный, стекл..рез, полу()мрак, взаим..помощь, глаз..мер, мыш..ловка, микр..волны, тепл..отдача, пол...чайной ложки.
(проверка по вариантам)
- А теперь вместе с вами давайте попробуем сформулировать цели и задачи сегодняшнего занятия.
5. Совершенствование знаний по теме (работа с теоретическим материалом)
1. В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: тепловоз. После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, зверолов.
В отдельных словах в первой части сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, времяпровождение.
2. Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметровый (пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).
Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.
Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласныхо, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.
Примечание. Слова на –ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.
3. Сложные слова могут быть образованы соединением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол- дефис ставится перед гласными, всеми прописными буквами, а также перед согласной л, например: пол-острова, пол-Москвы, пол-лимона. Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседьмого.
Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувековой, полуостров.
6. Практическая часть
- выполнение упражнений
Задание №1
Спишите. Подчеркните пропущенные буквы О и Е.
Пут…шественник, восьм…гранник, ча…питие, кров…носный, двенадцат…метровый, сорок…литровый, сорок…ножка, ст…миллионный, солн…цепёк, элетр…двигатель, электр…фикация, газ…фикация.
Задание №2
Распределительный диктант
пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, полставки, пол-лагеря, пол-огурца, полубокс, полуостров, полцены, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, пол-очка, пол-игры, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды,
Слитно: полбанки, полгода, полминуты, полставки, полубокс, полуостров, полцены, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды, полкирпича, поллитровка.
Через -: пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, пол-лагеря, пол-огурца, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, пол-очка, пол-игры, пол-лавки, пол- Тобола, пол-ложки.
Задание № 3
Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.
Образец:Тот, кто возит воду - водовоз.
Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.
7. Контроль уровня усвоения материала
- самостоятельная работа.
1 вариант
1. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;
2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;
3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;
4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.
2.В каком ряду нет сложного слова?
1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.
2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.
3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.
4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.
3. В каком слове используется соединительная гласная О?
1) птиц…ферма 3) пут…шествие.
2) жертв…приношение. 4) овц…водство.
Какое слово не является сложным?
1) газификация. 3) чаепитие.
2) поллитровка. 4) газопровод.
5. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;
2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;
3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);
4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.
6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (пол)мира, (пол)апельсина, (пол)Днепра;
2) (пол)огурца, (полу)остров, (полминуты;
3) (полу)шубок, (пол)метра, (пол)восьмого;
4) (пол)лимона, (пол)оврага, (пол)Одессы.
2 вариант
1. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;
2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;
3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);
4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.
2.В каком ряду есть только сложные слова?
1)глубокомысленный, приглушённый, изголодавшийся, непригодный
2)скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.
3)Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.
4) неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.
3. В каком слове пишется буква И?
1)стал…литейный. 3)двенадцат…метровый.
2)нефт…добывающий. 4)кон…водство.
4. Какое слово пишется слитно?
1) пол(Костаная). 3)пол(яблока)
2) пол(неба). 4)чёрно(белый).
5. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;
2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;
3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;
4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.
6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) где(нибудь), (литературно)художественный, (по)новому;
2) (во)едино, (без)толку, (пласт)масса;
3) (англо)японский, (зам)декана; (по)больше;
4) (с)начала, (с)начала года, (бутылочно)зелёный.
1-ВАРИАНТ
2,4,2,1,5,4
2-ВАРИАНТ
1,2,3,2,2,1
8. Рефлексия. Подведение итогов
Отчего зависит выбор написания о-е в сложных словах?
Как могут писаться сложные слова?
В каких случаях уместно слитное написание?
Когда пишутся сложные слова через дефис?
9. Домашнее задание упр 86. подготовить СВР сообщение «Правописание сложных слов (сущ-ое, прилаг-ое)»