СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Путешествие в мир покрытосеменных растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Путешествие в мир покрытосеменных растений"»

Обобщающий урок-игра

«Путешествие в мир покрытосеменных растений»


УМК: «Биология» под редакцией В. В. Пасечника.

Предмет (направленность): естественно - научное направление, биология.

Возраст детей: 7 классы

Место проведения: кабинет биологии

Тип урока: урок обобщения знаний

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: обобщение полученных знаний, развитие научного мышления и умения работать в группах.

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

УУД

Личностные:

  1. Формирование ответственного отношения к учению

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики



Познавательные

  1. Умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую

  2. Сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения

Регулятивные: 

  1. Умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: 

  1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «однодольные и двудольные растения»

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая


Ход урока

  1. Вхождение и погружение в тему

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

  1. Сообщение темы урока, плана работы на уроке, определение цели путешествия

Все обучающиеся класса делятся на 2 группы, они придумывают названия команды и выбирают капитана.

  1. Путешествие по станциям (за каждое правильно выполненное задание выдаётся лепесток ромашки, все заработанные лепестки приклеиваются к середине цветка)

Станция 1 «Классификация покрытосеменных» - каждой команде выдается конверт с заданием, в котором нужно сложить схему классификации покрытосеменных.

Станция 2 «Признаки однодольных и двудольных растений» - каждой команде выдаётся конверт, на отдельных листах написаны признаки однодольных и двудольных растений, нужно определить какие признаки относятся к однодольным и двудольным растениям

Станция 3 «Где какое растение» - каждой команде выдается конверт с заданием, в конверте написаны названия растений их нужно распределить в 2 группы – однодольные и двудольные.

Растения:

  1. Ландыш

  2. Дурман

  3. Кукуруза

  4. Тюльпан

  5. Картофель

  6. Капуста

  7. Помидор

  8. Чеснок

  9. Пшеница

  10. Лук

  11. Шиповник

  12. Лилия

  13. Подсолнечник

  14. Горох

  15. Баклажан

Ответ:

Класс однодольные – 1, 3, 4, 8, 9, 10, 12

Класс двудольные – 2, 5, 6, 7, 11, 13, 14, 15

Станция 4 «Золушка» - командам предлагается разобрать предложенные семена по классам однодольные и двудольные в разные контейнеры

Станция 5 «Признаки семейств растений» - каждой команде выдаётся конверт с заданием и таблицей в которую нужно вписать цифры с правильными ответами

1. Плод — зерновка.

2. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок одинаковой
величины.

3. В цветке — один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.

5. Плод—ягода или коробочка.

6.Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

9. Плод — стручок или стручочек.

10. Стебель—соломина с узлами.

11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

13. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

14. Соцветие—кисть.

15. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

16. Мелкие цветки собраны в соцветия—колоски, которые, в свою
очередь, соединяются в более сложные соцветия.

17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех
лепестков.

18. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные
с прилистниками.

19. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.

20. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

21. Тычинок в цветке много, а число пестиков может быть от одного до нескольких десятков.

Ответ:

крестоцветные

розоцветные

пасленовые

злаковые

бобовые

лилейные

3, 9, 14, 17


12, 15, 21

5, 8, 13, 20

1, 6, 10, 11, 16

7, 18

2, 4, 19

Станция 6 «Сравнение голосеменных и покрытосеменных растений» - даются задание в конверте признаки сравнения растений, нужно разобрать признаки по группам

Ответ:

Признак

сравнения

Голосеменные растения

Покрытосеменные

растения

Наличие цвет­ков и плодов



Не имеют цветков и пло­дов

Образуют цветки и плоды

Способ опыле­ния

Опыление производится ветром

Опыление может про­исходить при участии воды, ветра, животных, а также путем самоопы­ления

Жизненные формы растений

Имеются только древес­ные формы

Присутствуют как дре­весные, так и травяни­стые формы (однолетние и многолетние)

Оплодотворение

Одинарное

Двойное

Образование

семян

Образование семян про­исходит очень медленно, до 1,5—2 лет. Интер­вал между опылением и оплодотворением мо­жет достигать 13 месяцев

Образование семян происходит достаточно быстро (в течение одного вегетационного периода)



  1. Подведение итогов урока – каждой команде нужно сосчитать количество лепестков в получившейся ромашке, у кого больше та команда и победила.

  2. Рефлексия

Оцените свой вклад в работу команды.

Зеленый – сделал все что мог

Желтый – мог бы лучше

Красный – не доволен.

  1. Домашнее задание.

  1. Повторить семейства покрытосеменных растений

  2. Написать в тетрадь интересные загадки о растениях.

Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично 
И УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!















Приложение 1


ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ



КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ



КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ



СЕМЕЙСТВО ЗЛАКОВЫЕ



СЕМЕЙСТВО ЛИЛЕЙНЫЕ



СЕМЕЙСТВО КРЕСТОЦВЕТНЫЕ



СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ



СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ





СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ



СЕМЕЙСТВО ПАСЛЁНОВЫЕ



Две семядоли в семени



Одна семядоля в семени



Сетчатое или пальчатое жилкование



Параллельное или дуговое жилкование



Корневая система стержневая



Корневая система мочковатая



Число частей цветка обычно кратно 4 или 5





Число частей цветка обычно кратно 3




Растения:

  1. Ландыш

  2. Дурман

  3. Кукуруза

  4. Тюльпан

  5. Картофель

  6. Капуста

  7. Помидор

  8. Чеснок

  9. Пшеница

  10. Лук

  11. Шиповник

  12. Лилия

  13. Подсолнечник

  14. Горох

  15. Баклажан

Ответ:

Класс однодольные –

Класс двудольные –









1. Плод — зерновка.

2. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок одинаковой
величины.

3. В цветке — один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.

5. Плод—ягода или коробочка.

6.Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

9. Плод — стручок или стручочек.

10. Стебель—соломина с узлами.

11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

13. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

14. Соцветие—кисть.

15. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

16. Мелкие цветки собраны в соцветия—колоски, которые, в свою
очередь, соединяются в более сложные соцветия.

17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех
лепестков.

18. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные
с прилистниками.

19. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.

20. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

21. Тычинок в цветке много, а число пестиков может быть от одного до нескольких десятков.

Ответ:

крестоцветные

розоцветные

пасленовые

злаковые

бобовые

лилейные




Голосеменные растения

Покрытосеменные

растения

Не имеют цветков и пло­дов






Образуют цветки и плоды

Опыление производится ветром


Опыление может про­исходить при участии воды, ветра, животных, а также путем самоопы­ления

Имеются только древес­ные формы

Присутствуют как дре­весные, так и травяни­стые формы (однолетние и многолетние)

Одинарное оплодотворение

Двойное оплодотворение

Образование семян про­исходит очень медленно, до 1,5—2 лет. Интер­вал между опылением и оплодотворением мо­жет достигать 13 месяцев

Образование семян происходит достаточно быстро (в течение одного вегетационного периода)

Голосеменные растения

Покрытосеменные

растения

Не имеют цветков и пло­дов






Образуют цветки и плоды

Опыление производится ветром


Опыление может про­исходить при участии воды, ветра, животных, а также путем самоопы­ления

Имеются только древес­ные формы

Присутствуют как дре­весные, так и травяни­стые формы (однолетние и многолетние)

Одинарное оплодотворение

Двойное оплодотворение

Образование семян про­исходит очень медленно, до 1,5—2 лет. Интер­вал между опылением и оплодотворением мо­жет достигать 13 месяцев

Образование семян происходит достаточно быстро (в течение одного вегетационного периода)