СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока развития речи (эпистолярный жанр) «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не ради праздного любопытства мы читаем дошедшие до нас

письма. По ним мы учимся любить, ценить дружбу, узнаем историю, знакомимся с жизнью замечательных людей… Как же иначе «сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?»

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи (эпистолярный жанр) «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?»»



Методическая разработка урока развития речи

(эпистолярный жанр)












«Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?»














Работу выполнила

Романова Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории












Тема урока: «Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?»

(по произведениям эпистолярного жанра)


Цели и задачи урока:  

- возрождение традиции эпистолярного жанра;

- знакомство с историей любви известных поэтов и писателей;

- обучение эпистолярному жанру сочинения;

- расширение кругозора, концентрация внимания школьников на ценностях родного языка;

- побуждение учащихся к переписке, к желанию общения посредством письма.



ЭПИГРАФ

Все начинается с любви…

Твердят:

«В начале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..


Р.Рождественский.


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Ученики делятся на несколько рабочих групп (команд). В процессе урока они будут получать карточки с заданием. По ходу урока на экране идет презентация по теме, звучит музыка.

  2. Введение в тему.

Учитель: в наш стремительный век люди разучились писать друг другу письма. В лучшем случае мы можем рассчитывать на СМС. А были времена, когда единственным средством общения между людьми на расстоянии были письма: короткие и длинные, добрые и злые, умные и пустые, которые выражали душу их автора или раскрывали тайну пустой души.

  1. Определяется тема урока.

Могли бы вы предположить, какой будет тема нашего урока? (Ученики называют варианты, учитель обобщает и называет тему урока).

  1. Формулируются цели урока .

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Как вы думаете, почему строки из стихотворения Р. Рождественского сегодня взяты в качестве эпиграфа?

Сформулируйте для себя цели урока (Ученики намечают цели).

Сегодня мы поговорим о письмах, которые предназначались любимым. Эти письма дошли до нас из глубины веков, приоткрыли завесу тайны отношений между людьми, оставившими в истории свой след.

Произведение, выполненное в форме письма, в литературе получило свое название - эпистолярное произведение, в котором через послание к какому-либо лицу автор излагает свои взгляды и мысли. Словом «эпистолярный» мы обязаны грекам.

Истоки эпистолярного жанра уходят еще в древнюю литературу – как составной элемент многих повестей.

В литературе ΧVIII-ΧIΧ в. эпистолярные произведения становятся распространенной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора.

  1. (Записать определение «эпистолярное произведение» в тетрадь)

VI. Учитель: Воспитанные люди не читают чужих писем, но сегодня сделаем исключение, потому что это особенные послания: они являют собой произведения искусства слова. Благодаря им, мы становимся чище, добрей, благородней, образованней.

Сенека и Спиноза, Гете и Гейне, Грозный, Карамзин, Тургенев, Пушкин, Блок, Чехов…Все эти люди писали принципиально разные письма: друзьям, знакомым, любимым. Одни изначально предназначались для публики, другие – для одного единственного лица. Но, как подметил Тынянов, Достоевский к своим письмам «относился как к литературным произведениям». А литератор М.Н.Муравьев считал, что «переписка…это история сердца,

чувствований, заблуждений», роман, в котором авторы были действующими лицами.

Если бы, подобно Библиотеке всемирной литературы, издать Библиотеку литературы эпистолярной, история человеческого духа предстала бы во всем своем величии. Свидетелями каких страстей стали бы мы! Каких трагедий и каких триумфов! Какой преданности идеалам! Какой любви!


VII. Каждой команде выдается набор карточек с отрывками из писем и карточка с заданием. (Блок А,Б и В)

1. Блок «А»

Письмо №1:

« У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет двадцать восьмого февраля 1802 года, я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятьях, благодаря твоей любви, шестнадцатого февраля 1833 года. Первое рождение дало мне жизнь, второе дало мне страсть».


Письмо №2:

«…мой Виктор… Я вижу тебя во всем прекрасном, что меня окружает.…Но ты еще совершеннее …Ты не просто солнечный спектр с семью яркими лучами, ты само солнце, которое освещает, греет и возрождает жизнь».


Письмо №3: «Обожаемый мой, не знаю, где я буду в этот день в следующем году, но я счастлива и горда выразить тебе мою признательность лишь этими словами: Я люблю тебя».

Задание:

1) Прочитайте выразительно отрывок из письма.

2) Найдите в тексте ключевые слова и выпишите их в тетрадь.

3) О чем свидетельствует данный текст?

Опрос 1-ой команды


Заслушиваются ответы учеников.:

Учитель:

Как вы думаете, кому предназначались эти письма? Возможно, вам приходилось уже встречаться с текстами данных посланий?


2. Историческая справка. (Два ученика рассказывают историю любви В. Гюго и Ж. Друэ.)


Ученик 1:

Гюго, как ему казалось, был счастливым семьянином, отцом пятерых детей. Но многие годы он жил, не зная, что такое любовь, пока не встретил ее…Жюльетту Друэ. Эта встреча, перевернувшая всю жизнь Виктора Гюго, состоялась, когда он был уже известным литератором, автором романа «Собор Парижской Богоматери».

Жюльетта – актриса одного из парижских театров – покорила писателя нежностью и красотой. Несмотря на то, что она была уже далеко не в юном возрасте. Гюго сразу понял, что встретил свою мечту. Он влюбился в ее улыбку. Когда Жюльетта смеялась, то превращалась в ребенка. И в такие моменты она была сама невинность и чистота. В плену этой улыбки оказался Гюго.


Ученик 2:

Союз Виктора Гюго и Жюльетты скрепила тридцатилетняя переписка. Более пятнадцати тысяч писем и посланий отправили они друг другу. Писатель боготворил свою музу. Рядом с Жюльеттой он нашел успокоение, а она ради него покинула театральную сцену, отказалась от светской жизни, превратилась в тень гениального писателя. Летом Гюго соблюдает правила семейного этикета и, как обычно, отдыхает с семьей в провинции. Но Жюльетта рядом, в нескольких километрах. Любовники

продолжают встречаться вдали от всех, старый каштан служит им почтовым ящиком. Эти нежные письма компенсировали их нечастые свидания.


Ученик 1:

Жюльетта была не просто возлюбленной, но и другом, помощницей Гюго. Она разделила все неудачи и триумфы писателя. Их отношения длились долгие годы. Ей исполнилось семьдесят пять лет, и они все это время почти не расставались и сохранили старую привычку писать друг другу. Ее последнее письмо было посвящено Виктору Гюго.


Ученик 2:

В возрасте семидесяти пяти лет она скончалась. А через несколько лет умер и Виктор Гюго, в день именин своей возлюбленной, Жюльетты Друэ. Хочется верить, что их души соединились на небесах.

На слайде открывается первая запись и портреты: В. Гюго и. Ж.Друэ.


3. Карточки блока «Б»

Письмо №1: «Ах, милочка моя! Нет ничего лучше, чем быть вместе! Храни меня в твоем сердце, дитя мое!»


Письмо №2: «…в мыслях у меня только ты один, и потому всякая радость для меня только вполовину, когда тебя нет рядом».



Задание: 1) Прочитайте выразительно отрывок из письма.

2) Найдите в тексте ключевые слова и выпишите их в тетрадь.

3) О чем свидетельствует данный текст?

Опрос 2-ой команды


Ответы учеников:


4. Историческая справка. (Ученики рассказывают о В.Гете и К. Вульпиус.)


Ученик 3:

Юный Гете воспитывался в семье, где царили покой и нежность. Чувства отца – имперского советника – и матери всегда были для него предметом особого восхищения и умиления. С детства он мечтал о настоящей любви.

Сердце, сердце, что случилось,

Что смутило жизнь твою?

Жизнью новой ты забилось,

Я тебя не узнаю…

Беспредельной, мощной силой

Этой юной красоты,

Этой женственностью милой

Пленено до гроба ты…


Ученик 4:

Кристине Вульпиус было двадцать три года, когда они встретились. Писатель особо ценил ее умение быть счастливой.

В те далекие времена, когда весточку в разлуке мог доставить только почтовый голубь на лапке, перелетающий из одного княжества в другое, у окна Кристина терпеливо ждала послания.…Через несколько недель Гете получал ответ. Сила чувств не отпускала Гете, даже когда он был далеко от возлюбленной. Гете обожал Кристину, и каждый день в разлуке писал ей письма.

Душа в огне, нет силы боле,

Скорей в седло и на простор!..

Уж вечер плыл, лаская поле,

Висела ночь у края гор…


Открывается второй слайд с портретами: В.Гете и К. Вульпиус


5. Карточки блока «В».


Письмо №1: «Любовь – это почти всегда могущественная иллюзия, волшебное зеркало! Счастлив тот, кто умеет подчинять и направлять чувства любви, кто никогда не покоряется ее внушениям…В большинстве случаев любовь – источник несчастья».


Письмо №2 «Прощайте, сударыня, будьте счастливы; мне кажется, что для вас это возможно только тогда, когда вы любите. Будьте же счастливы, даже любя другого, а не меня».


Задание: 1) Прочитайте выразительно данный отрывок из письма.

2) О чем свидетельствует данный текст?

3) Найдите в тексте ключевые слова и выпишите их в тетрадь.

Опрос 2-ой команды


Ответы учащихся:


Учитель:

Можете вы назвать имя человека, которому любимая так и не ответила взаимностью?


6. Историческая справка. (Ученик рассказывает о О. Стендале и М. Дембовской).

Ученик5:

Чтобы любить, надо уметь восхищаться. В 1818 году в жизнь Стендаля вошла великая любовь к Матильде Висконтини, в замужестве  Матильде Дембовской. Что же так привлекло Стендаля в этой женщине? Загадка. Матильда не любила его, и его неразделенная любовь к ней была сильнейшим счастьем и одновременно несчастьем его жизни. О чем свидетельствуют его письма? «Будьте счастливы, даже любя другого, а не меня». Какое благородство! Какая любовь! Когда они познакомились в Милане, г-же Дембовской было двадцать восемь, она растила двух сыновей и уже развелась с мужем, который, устав от горячей во всех смыслах слова Италии, укатил на родину, в свою благочестиво-холодную Польшу. Ей было двадцать восемь, но бывший офицер наполеоновской армии Анри Бейль, готов был поклясться, что ей никак не больше двадцати лет. Метильда, утверждает Стендаль, превосходила других благородными испанскими чувствами.

Ученик6:

Вот только беда: с женщинами, "которых слишком любил", Он был, по собственному его признанию, "молчаливым, неподвижным, глупым, неприветливым и иногда даже оскорбительным вследствие глубокой привязанности к ним и стушевания своего "я"... «Мое самолюбие - моя выгода, мое "я" исчезали в присутствии любимого лица», - писал он. Письма его к Метильде Дембовской - а их сохранилось с полдюжины - подтверждают это. "Верно, я кажусь вам смешным, - пишет он ей в мае 1819 года, - моя робость и молчаливость наскучили вам, а мой приход для вас - настоящее бедствие. Я ненавижу себя. Не будь я последним из людей, я должен был бы вчера, перед вашим отъездом, добиться решительного объяснения; тогда бы я ясно видел, на что мне надеяться".


Открывается третий слайд с портретами и записью: О. Стендаль и М.Дембовская


IХ. Карточки блока «С». (Письма №1-5) Каждой команде выдается по одной карточке с письмами №1 и №2 и №3 и заданием.

Карточки читать поочередно.


  1. Письмо №1: «…первый раз в жизни я был робок, а робость в человеке моих лет никак не может понравиться молодой девушке в возрасте вашей дочери. Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем ее привязанность, но ничем не могу ей понравиться: если она согласится отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца»

Задание:

1.Прочитайте выразительно письмо. 2.О чем свидетельствует данный текст?

3.Что вы можете сказать об авторе данного письма?

4.Что вы можете сказать об избраннице?

Ответы учеников.


Учитель:

Верно, это письмо свидетельствует о большой любви человека, который на тот момент уже имел жизненный и духовный опыт. Он влюбился в юную красавицу, которая была почти вдвое младше него и пока не отвечала взаимностью. Он это понимал, но принимал, потому что любил. Единственное, что давало ему шанс: девушка была бесприданницей.

  1. Письмо №2: «Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, - я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, устроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать. Быть может, она права, а неправ был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае, вы совершенно свободны;

что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь»


Задание:

1) Прочитайте выразительно текст.

2) Найдите ключевые слова, выпишите их в тетрадь

3) О чем свидетельствует это письмо?

4) Каковы интонации данного текста?

Ответы учеников:


Учитель обобщает:

Из письма мы понимаем, что наш герой в отчаянии. Но никаких упреков и высокопарных слов. Благородство, воля, любовь, которая не навязывается, но и не самоустраняется. И мудрость: женщина вознесена, но и поставлена на место.

Девушка была юна, проста. Расставшись с ней, он писал ей письма, приучая к себе, стараясь понравиться. Письма коротки. В них – внимание, остроумные подробности его жизни, веселые сплетни о знакомых. О любви говорится мало, но как говорит он о любви: «Целую кончики ваших крыльев…» О своем чувстве он говорит, не раздражая ее какими-то претензиями и не унижая себя.


  1. Письмо №3: « Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей».

Задание:

1) Выразительно прочитайте текст.

  1. Выпишите ключевые слова.

  2. Что можно сказать об авторе этого текста?

  3. Предположите, какой была реакция девушки, получившей это письмо?

Ответы учеников:

Учитель:

Сколько терпения, благородства и надежды, на то, что со временем ему улыбнется счастье в лице белокурой красавицы.


Учитель:

Слово! Оно способно убить и воскресить, подарить и отнять надежду, разлучить и воссоединить…

С помощью слова наш герой пробудил в душе своей избранницы добрые чувства к себе. Не обременяя возлюбленную ни своими страданиями, ни сомнениями, ни тяжестью страсти, он получил шанс на взаимность. Переписка помогла преодолеть тот эмоциональный барьер, который существовал в начале их знакомства.

Они поженились. Муж осторожно и настойчиво воспитывал из девушки женщину, которая умела бы его понимать. Его обращение с ней неизменно заботливо, внимательно, но и снисходительно, как старшего с младшим. Он входит во все обстоятельства ее жизни, советует, подсказывает, где грань опасности.


  1. Письмо №4: Выдается всем командам.


«Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не comme il faut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».


Задание:

  1. Прочитать выразительно текст.

  2. Какие интонации в голосе автора вы слышите?

Ответы учеников:


Учитель:

Для него не было открытием, что он любил больше, чем его, но был терпеливым и избегал занудства, старался ни в коем случае не отдаваться во власть эмоций и впадать в зависимость от того, кого любишь, ибо тот, кто не знает любви, не простит и слабости.

Как ему это удавалось? Если бы до нас не дошли бесценные произведения искусства – письма, многое в отношениях этой пары осталось бы для потомков за семью печатями.

Года через 2 после свадьбы тон писем нашего героя изменился. Теперь письма серьезней, доверительней, все более на равных, видимо она восприняла уроки. И, самое главное, теперь она его ревнует, и он отвечает на ее упреки.


Х. Письмо №5 (выдается всем командам).

Задание:

В тексте пропущены некоторые слова. Командам предстоит их вставить. Кто окажется ближе к оригиналу?


«Получил я, ангел … и красоты! письмо твое, где изволишь ты, … поводья, … милыми и стройными … Надеюсь, что теперь ты устала и ... Жду от тебя писем … , где бы я слышал тебя и твой голос – а не … , мною вовсе не заслуженную, … я веду себя как …».

Задание:

  1. Прочитайте восстановленный вами текст.

  2. Давайте сравним его с оригиналом и посмотрим, кто из вас был ближе к образцу.

  3. Как вы думаете, обиделась жена на мужа, получив это письмо?

3.Какое чувство она испытала?


Образец:

«Получил я, ангел кротости и красоты! письмо твое, где изволишь ты, закусив поводья, лягаться милыми и стройными копытцами Надеюсь, что теперь ты устала и присмирела. Жду от тебя писем порядочных, где бы я слышал тебя и твой голос – а не брань, мною вовсе не заслуженную, ибо я веду себя как красная девица».


Учитель:

В письмах, конечно, только часть их отношений. Но приведенные примеры демонстрируют нам, как важно в общении выбирать слова, способные растопить лед или остудить пламя. Могла ли она устоять, если жизнь ее была наполнена любовью, если для него она была ангелом, царицей»…будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна».


Любви нельзя требовать. Ее можно пытаться вызвать, укрепить, уберечь. Это очень трудно, но можно. Наш герой в безнадежной для себя ситуации сумел зажечь в холодном сердце искру приязни, удержать ее, превратить в любовь, в тепло семейного очага. И слова ему тут очень помогли.

Пришло время назвать имена этой таинственной пары. Ваши предложения…


На слайде открывается 4-ая запись и портреты : А. Пушкин и Н. Гончарова



ХI. Блиц-опрос.


Ведущие №1 и №2:

  1. Согласны вы с тем, что и в наше время есть необходимость в письмах?

  2. Почему, на ваш взгляд, эпистолярный жанр изживает себя?

  3. В чем преимущество письма перед телефонным звонком?

  4. Легко ли писать письма?

  5. Можно ли провести знак равенства между почтовыми и Интернет письмами?

  6. Что будет, если письма в конвертах совсем прекратят свое существование?

  7. Правы ли мы, что читаем сегодня чужие письма?



Учитель:

Любовь является тайной двух сердец. И эта тайна велика. Она живет в письмах к невестам, женам. Читая письма выдающихся людей к невестам, испытываешь особое волнение, потому что нам известно то, что было им неведомо, когда они писали. Нам известно, что будет потом и с ними, и с их любимыми. Не ради праздного любопытства мы читаем дошедшие до нас

письма. По ним мы учимся любить, ценить дружбу, узнаем историю, знакомимся с жизнью замечательных людей… Как же иначе «сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?»


ХII.. Рефлексия. Что нового для себя вы узнали на нашем уроке? Что запомнили? Какой сделали вывод? Достигли ли мы намеченных целей?


ХIII. Д/з: Напишите письмо своему другу, подруге, родителям, своему сверстнику в будущее или прошлое… Подумайте, что вы хотели бы рассказать, чем поделиться, о чем посоветоваться и т. д. Тему придумайте сами.



2