Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
МБОУ ЦО «Наследие»
Конспект урока русского языка
Класс 8
Тема: Подготовка к сочинению о Родине.
Форма урока: Творческая мастерская
Разработчик: учитель русского языка и литературы
Вагапова Эльвира Гимрановна
Цель:
актуализировать знания о типе речи рассуждение,
продолжить работу над формированием навыков построения сочинения-рассуждения;
развивать навыки исследования художественного текста.
Личностные УУД: Умение
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
– применять правила делового сотрудничества
Регулятивные УУД: Умение
– удерживать цель деятельности до получения ее результата;
– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
– корректировать деятельность;
– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
– анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные УУД: Умение
– анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать их результаты;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– применять таблицы для получения информации;
– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
Коммуникативные УУД: Умение
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, письменные тексты, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Конструкт урока
№ | Этапы урока (решение учебной задачи) | Совместная деятельность учителя и учащихся | Ведущие УУД | Личностные результаты | Предметные результаты |
1. | Мотивацион- ный постановка проблемы | Индуктор «Ингушская сказка». Работа с ментальной картой. | личностные формирование мотивации | Развитие познавательного интереса | Осознание проблемы: Систематизация знаний по теме урока. |
2. | Принятие цели планирование деятельности | Вспоминаем схему сочинения-рассуждения. | регулятивные целеполагание, действия по образцу | Ответственность, усвоение этических норм | Осознание цели деятельности и планируемого результата: необходимость обобщить и повторить изученное по теме, открытия нового. |
3. | Выбор способов и действий актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний | Работа с художественным текстом, таблицей, слайдами. | коммуникативные работа с информацией, работа в коллективе, в группе | Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали | Осознание потребности в новом способе действий: в обобщении на новом уровне. |
4. | Анализ открытие нового способа действий | | познавательные анализ | Формирование рефлексии | Освоение нового способа деятельности:работа с ментальной картой, оформление тезисов в схему, выход в письменную речь. Анализ ошибок: - затруднения в определении аргументов и иллюстраций, формулировке вывода. |
5. | Творческий этап применение способа к новым ситуациям | Работа с учебным исследованием, стилистический эксперимент, создание собственного текста. | личностные творчество | Развитие креативных способностей | Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое Родина» |
6. | Контроль и оценка решение заданий повышеннной сложности освоения нового способа действий | Рефлексия. Осмысливаем, что нового для себя открыли. Самооценка деятельности на уроке обучающимися и оценка учителя. | регулятивные контроль, коррекция, оценка | Формирование способности к самосовершенствованию | Оценка достижения планируемого результата: - представление группового и индивидуального учебного проекта (тезисов сочинения-рассуждения); - самооценка обучающимися собственной деятельности на уроке; - оценка обучающимися деятельности других на уроке. |
Ход урока
Предъявление индуктора.
Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока.
Учитель здоровается с обучающимися и задает вопрос:
- Ребята, с чего для каждого из вас начинается Родина? (Ответы)
- Давайте проследим и послушаем, как на этот вопрос отвечает выдающийся советский поэт-песенник Михаил Матусовский и певец, актер Марк Бернес, который исполняет эту песню. Марк Бернес пользовался всенародной любовью и благодаря ему сложился золотой фонд отечественной песенной классики. (ТЕКСТ песни на слайде. Воспроизводится песня в исполнении Марка Бернеса).
СЛАЙД №1
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
Учитель:
- Как отвечает Матусовский на вопрос «С чего начинается Родина?». (С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, с той песни, что пела нам мать, с заветной скамьи у ворот, с березки, что во поле растет, с весенней запевки скворца и с дороги проселочной, с окошек, горящих вдали, со старой отцовской буденовки, со стука вагонных колес. ).
- Как понимаете фразу «С картинки в твоем букваре»? (Хорошая книга остается с нами на всю жизнь).
- С помощью какого средства выразительности рисует автор образ родины. Попробуем расшифровать его. ( Метафора, в основе которой лежит синекдоха, благодаря которой элементы типичного ландшафта «родной земли» воплощают для лирического героя всю родную страну. Т.е. Родина начинается с родного дома, родных людей, откуда ощущение родственной близости переносится сначала на родной край и земляков, а затем и на родную страну.)
СЛАЙД №2 Синекдоха – это употребление слова в переносном значении, когда вместо чего-то целого говорят о части. Так применяется название части вместо целого, единичного вместо множественного, а также частного вместо общего. Синекдоха - это вид метонимии, перенесение значения с одного предмета на другой, по признаку количественного между ними соотношения .
Метонимия - замена одного слова другим, сходным по значению, обозначается с помощью других слов или понятий, сохраняя их признаки и связи
Учитель: Автор в стихотворении в понимании Родины следует от малого к большому: в большой родине содержится и родина малая, родной город, и родной дом, и родной очаг и родная колыбель.
А сейчас прочитаем ингушскую притчу, как неизвестный автор отвечает на вопрос «С чего начинается Родина?» СЛАЙД №3
Ингушская притча
Пророк Сулейман, как известно, знал языки людей и всех животных. Однажды он решил очистить место, которое заросло бурьяном. Пророк Сулейман приказал всем проживавшим там тварям покинуть это место, так как он пустит по нему огонь, который всё очистит. Все животные разбежались, и пророк пустил огонь по этой местности.
Когда всё сгорело, Сулейман вдруг услышал жалобные стенания. Глянув на землю, он увидел полуобгоревшую змею.
— Почему ты не покинула это место? Разве ты не слышала моих предупреждений? — спросил пророк.
— Слышала я твои предупреждения, но в этом месте прожили семь колен моих предков. Как же я могла покинуть свою родину? Не смогла я уползти с неё, — ответила змея.
Учитель: Как автор притчи отвечает на вопрос «С чего же начинается Родина?» ( С места проживания предков, рода, которое является малой родиной)
2. Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, а как на этот вопрос отвечает Гадел Кутуй в рассказе «Тоска»? Предлагаю поработать в группах по заданиям с художественным текстом.
(Чтение текста учеником.)
Задание для аналитического чтения для 1-ой группы
Подчеркните повторы. Определите их роль.
Задание для аналитического чтения для 2-ой группы
Найдите противопоставления (антитезы), определите их роль.
(Тексты распечатаны для групповой работы без выделений черным шрифтом ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Удивительные, душистые цветы чужой стороны. Я вдыхаю их аромат. Я вдыхаю, но мне все равно не хватает воздуха - спазмы в горле. Тихий запах полыни с родного поля исцелил бы меня.
Тоскую, сильно тоскую по тебе, Родина моя.
Я из чистых ключей, из глубоких колодцев пью ледяную воду. Я пью, но не могу утолить жажду. По вольной Волге, широкому Дону, быстрой Арагве и светлому Диму я тоскую. Тоскую по их родной воде - только глоток, только глоток из устоявшегося лугового озера я пил бы, как редкое вино.
Я тоскую, сильно тоскую по тебе, Родина далекая.
Я шел через Карпаты. Я у финляндских озер отдыхал, но не видел ничего вдохновеннее Казбека, величественнее Эльбруса, легче белых чаек на родных озерах ничего не встречал.
Разве повторима твоя красота, Родина моя?
Я прохожу через деревни, города чужой стороны. Я иду в Берлин. Букеты цветов несут мне дети. Седые старики прозрачное вино наливают мне. Девушки-чужеземки протягивают из корзин виноград и улыбаются, говоря:
- Ты нас от смерти спас. Иди к нам, красивый парень. Нашим гостем будь. Останься с нами…
Но я не могу улыбаться - их вино не опьяняет меня, их улыбки не согревают меня, и я продолжаю дальше свой путь. Я будто вижу веселые, с рассыпающимся гомоном праздники в далеком доме, когда даже усталые ноги танцевать идут от легкого вина. Я будто вижу тонких девушек, и они согревают меня, смеющиеся дети согревают меня….
… Я пою. Мы выходим на площадь. Девушки польки поздравляют нас, хорошие песни поют нам, но моя душа далеко - я по своей Красной площади тоскую, я из дома присланные письма читаю. Друзья и родные мои спрашивают меня:
- Скучаешь ли?
Сердце сжимается. Я отвечаю:
В большой дороге
К Родине моей
Мне телеграфные столбы
Указали путь.
- Тоскуешь ли? - спрашиваете. Разве можно не тосковать.
Учитель: Знаком ли вам текст, автор? (Это перевод рассказа «Сагыну» Гаделя Кутуя). Можно прочитать отрывок, если помните наизусть.
Работа с заданиями.
Учитель: Определим тему отрывка. ( Герой тоскует по Родине, страстно желает вернуться домой)
Подчеркните повторы. (Учащиеся называют повторы).
Обратите внимание, как много здесь повторов. В сочинении и изложении повторы являются ошибкой, но не в данном случае. Проведем стилистический эксперимент: уберем повторы и прочитаем отрывок без повторов (Чтение отрывка без повторов).
Определим их роль. (Лексические повторы являются стилистическим приёмом, усиливающим выразительность речи. Они помогают автору выделить важное в тексте понятие (слово). В данном тексте повторы слов помогают понять душевное состояние героя, выразить чувство любви к Родине).
Найдите противопоставления, определите их роль. (Учащиеся называют противопоставления. Противопоставления помогают понять мысли героя, его внутреннее состояние, отношение к жизни и к своей родине. Придают высказыванию особую внутреннюю энергию, эмоциональность, подчеркивают несоответствие положения героя и его мыслей, желаний.)
3. Противопоставления мы еще называем антитезой. Вспомним определение антитезы. (Антитеза - это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой внутренним смыслом ).
Учитель: Находясь на чужбине, герой мечтает вернуться на родину. Он вдыхает тот же воздух, из чистых ключей пьет воду, отдыхает у финляндских озер. Героя принимают, встречают на чужбине как победителя. На чужбине все точно так же, но человек воспринимает как чужое, неродное. Давайте подумаем, все ли везде одинаково или есть на нашей родине что-нибудь уникальное, что будет притягивать нас всегда?
(-Природный парк «Оленьи ручьи», река Уфа, гора «Тау борын», пещера Аракаевская, Кунгурская пещера, близость Башкирии и Татарстана;
- родной язык диалектный, культура, обычаи, традиции татарского народа, красивый национальный костюм, национальные праздники;
- культурные проекты и объекты: фестивали, конкурсы, Ельцин-центр, театры, памятник Салавату Юлаеву, театр Галиаскара Камала в Казани и т.д.)
Учитель: Как автор текста Гадел Кутуй отвечает на вопрос, с чего начинается Родина? (Полынь с родного поля, вольная Волга, широкий Дон, быстрая Арагва, Светлый Дим, Казбек, Эльбрус, белые чайки, луговое озеро, праздники в далеком доме, Красная площадь, письма из дома)
Учитель: Т.е. это самые простые вещи, но родные, связанные с событиями из жизни героя.
Мысль о любви ко всему родному подтверждают и пословицы. Чей голос звучит в пословицах и поговорках? (Народа, это произведения устного народного товрчества. Какие пословицы о Родине знаете, назовите их?
(Пословицы в помощь учащимся на слайде) СЛАЙД №4
На чужой стороне и весна не красна.
Чужая сторона - мачеха.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Учитель: Знаете ли татарские эквиваленты этих пословиц? Вспомните пословицы о Родине на родном языке, объясните смысл.
Учащиеся называют пословицы и объясняют их смысл.
(Илен саткан башын саткан.
Илен сөйгән мәңге яшәр, илен саткан бер көн яшәр.
Үз халкын сөймәгән башка халыкны да сөймәс)
Учитель: Ребята, а как бы вы ответили на вопрос «С чего для меня начинается Родина?» или «Что мне особенно дорого в этой жизни». Ответ на этот вопрос может ассоциироваться с предметами, которые находятся на столе, или с иллюстрациями на слайде (СЛАЙД 5). Пожалуйста, посмотрите и попытайтесь аргументировано ответить. (На столе горсть земли в фольге и элементы национального татарского костюма: женский головной убор «калфак» и мужской головной убор «тюбетей», вышитый тамбурной вышивкой фартук, «ичиги»- национальная кожаная обувь, «сагалдирик» - нагрудное украшение молодой девушки)
Учитель: Ребята, в своих ответах вы сейчас сформулировали тезис к сочинению о Родине. Сегодня мы работали над сбором материала к сочинению о Родине. Что-то новое открыли для себя на уроке? (Ответы учащихся)
Учитель: Домашнее задание «Написать сочинение о Родине, взяв за основу сформулированный тезис»