СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова"(3 класс УМК "Школа России")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема "Правоприсание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова"(3 класс УМК "Школа России")»

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

Цели:  познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова, и с правилами проверки слов в которых нет непроизносимого согласного; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; формирование навыков самоконтроля, самооценки  и саморефлексии.

Ход урока:

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

- Тихо сели.

-  Я предлагаю вам открыть тетрадь и записать число.

(Комментированная запись числа.)

- Девизом нашего урока станут слова:

«Ужа?но интере?но всё то, что неизве??но».

- Ребята, что вас удивило в этой надписи?


II. Актуализация знаний учащихся.

а) Главная часть слова. (Корень)

б) Опасное место в слове. (Орфограмма)

в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)

г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Стечение согласных)

д) Третья буква русского алфавита. (Буква в)

е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. (Буква д)

ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л)

ж) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. (Буква т)

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

- На какие 2 группы их можно разделить?( парные и непарные, звон.-глух.)

-Эти 4 буквы будут хозяевами нашего урока. Чуть позже мы узнаем почему.


Работа в группах.

- Прочитайте предложения. Что вы прочитали? Объясните, почему так говорят? (Ответы детей)

  • I группа – Зимой …… светит, но не греет. (Солнце)

  • II группа – В большом …… и далёкое близко. (Сердце)

  • III группа – Тот, кто …….. , приносит счастье другим. (Счастлив)

- Исследуйте выделенное слово по следующему алгоритму:

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

(Выступления групп по алгоритму и вывод).

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сколько всего непроизносимых согласных звуков мы выделили? (4)

- Какими буквами на письме они обозначаются

- Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных)

- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему?

- В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.

- Ребята, я скажу вам по секрету, что слова, о которых мы говорим, называют «хитрыми». Звук не произносится, а буква пишется.

- А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

- Дело в том, что три или даже 4 согласные подряд бывает очень трудно произнести, и мы упрощаем таким образом их произношение.

  • Учитель выставляет на доску карточки буквосочетаниями 

ЗДН [зн], СТЛ [сл], ВСТВ [ств], РДЦ [рц], ЛНЦ [нц], СТН [сн]



- Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверять непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.



  1. Физкультурная минутка. ( С использованием ИКТ)

VI. Закрепление знаний учащихся.

а) Самостоятельная работа.

- Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (1 мин.).

У каждого словосочетания я убираю первое слово. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчеркните непроизносимые согласные.

  • честный ответ

  • радостный взгляд

  • поздний час

  • известный спортсмен

  • устный рассказ

- А что объединяет записанные вами слова? (Слова-признаки, они отвечают на вопрос -  какой?)

б) Индивидуальная работа по карточкам над орфограммой.

Свис…нул, грус…но, ненас…ный, хрус…нула, окрес…ность.

  1. Игра “Хлопай-топай”.

- Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!

Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный.



VII. Итог урока.

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне?

- Теперь мы сможем вставить пропущенные буквы в наш девиз урока? ( Да. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно!»

VIII. Рефлексия деятельности.

- Ребята, давайте послушаем стихотворение, и проверим как вы поняли сегодняшнюю тему:

Будьте, ребята, красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

- В этом пожелании есть слова на наше правило? Подберите проверочные слова.



Рефлексия. Ребята, у вас партах лежат звёздочки.

Кому было легко и интересно на уроке – покажите зелёную звёздочку.

- Кому интересно, но трудновато – жёлтую.

- Кому неинтересно и трудно – красную.

- Спасибо, дети, за урок!