Тема урока: Смысл теории Р. Раскольникова
Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния; определить причины преступления, формулу теории Раскольникова; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.
Задачи урока:
Раскрыть антигуманный смысл идеи Раскольникова и ее связь с современной автору действительностью;
Показать мастерство Ф.М. Достоевского в анализе сложных состояний человеческой души;
Выявить основную идею романа;
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетических усвоения нравственных основ художественной словесности 19 века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;
Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Предметные: способность выявлять в художественных произведениях образы, темы, проблемы и идеи и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
знать содержание романа; комментировать отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя; анализировать социальные и философские истоки бунта Раскольникова, определяя проблемы, поднятые автором в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).
УУД:
Уметь анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств МП2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках
Формирование чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма
Оргмомент. 1-2 минуты
Актуализация знаний.
Слайд 1. Преподаватель. Мы продолжим знакомство с героями романа, будем работать над текстом первой части романа, которую вы внимательно прочитали дома, углубим представления о герое и о мире, в котором зарождаются «безобразные мечты».
Предлагаю вам небольшую проверочную работу по первой части романа. Внимательный ли Вы читатель? (Приём «Верно-неверно»). На ваших столах лежат листочки с заданиями. Номера правильных ответов обводим кружочком. (Индивидуальная работа)- 3-4 минуты
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Внимательный ли Вы читатель?
1. Действие романа «Преступление и наказание» начинается глубокой осенью.
2. Раскольников шёл делать пробу своему предприятию.
3. Уходя от Алёны Ивановны, Раскольников заходит в распивочную и встречает Мармеладова – титулярного советника.
4. Возвратившись домой, Раскольников читает письмо, которое написала ему сестра Авдотья Романовна.
5. Из письма Раскольников узнает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Петра Петровича Лужина по любви.
6. Встретив на улице с пьяную девушку, герой решил помочь ей добраться до дома.
7. До преступления Раскольников видит два сна.
8. Около года назад Родион невольно подслушал разговор студента и офицера в трактире о старухе-процентщице и Лизавете.
9. Раскольников задумал и совершил убийство старухи процентщицы и её сестры Лизаветы.
Слайд 2 – 3 минуты
Проверяем. Показ на слайде неверных ответов, исправление ошибок. Студенты находят в тексте нужные аргументы.
Действие романа «Преступление и наказание» начинается глубокой осенью. (В романе это начало 1-й главы: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»)
Письмо, которое написала ему сестра Авдотья Романовна. (Это 3 глава: «…Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла, он быстро поднес его к губам и поцеловал; потом долго еще вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий и косенький почерк его матери, учившей его когда-то читать и писать…»).
Из письма Раскольников узнает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Петра Петровича Лужина по любви ( «…Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел, и за долг поставит себе составить счастье мужа…», 3 глава).
Второй сон в 6-й главе: «… Пообедав, протянулся он опять на диван, но заснуть уже не мог, а лежал без движения, ничком, уткнув лицо в подушку. Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же всё пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку...»).
Верно, продолжаем работу над произведением. +2 минуты
Вы никогда не задумывались, а зачем человек рождается на свет? Какова цена человеческой жизни? В чем эта истина и где ее искать? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Писатель помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми? Скажите, ребята, по этим вопросам вы уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Слайд 3 Ответы на эти и другие вопросы мы будем искать, анализируя произведение «Преступление и наказание».
Записываем тему урока в тетрадь. Записали? Проверяем ДЗ -3 минуты
Слайд 4
Словарная работа
Лиля
Теория — это внутренне непротиворечивая система представлений, идей или принципов, в обобщённой форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи определённой области действительности, на основе которых достигается её объяснение.
Кузнецов А.
СМЫСЛ, -а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла.
+ 5 минут
Итак, мы разобрались в толковании слов и продолжаем нашу работу.
На эту тему по программе отводится 2 часа. Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на основной формуле теории Раскольникова и причинах преступления. На втором уроке будем работать с текстом произведения, его анализом.
Слайд 5
Итак, мы знаем, что главный герой – Р. Раскольников совершил преступление, но сейчас вопрос не о самом преступлении, а о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь. Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню).
Слайд 6 «Он был задавлен бедностью»
Слайд 7
Каково психологическое состояние героя? (Тревога, беспокойство; он сосредоточен на чем-то). «Он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только с квартирной хозяйкой». Герой настолько сосредоточен на каких-то своих мыслях, что все внешнее теряет для него смысл и вызывает раздражение. Он очень слаб: «второй день как уж он почти совсем ничего не ел», «…был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его».
Слайд 8
В.П.: С первых же страниц Достоевский вводит в повествование внутренний монолог героя, приобщая читателя к сокровенным мыслям его.
ИНГА СОКОЛЬНИКОВА:
ЗАЧИТАТЬ!
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он со странною улыбкой.- Гм: да: все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости: это уж аксиома: Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся: А, впрочем, я слишком много болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая: о царе Горохе. Ну, зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»
В.П.: Какие промежуточные выводы можно сделать, ребята?
Выводы:
У Раскольникова противоречивый характер, постоянная борьба двух крайностей в его душе: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, а с другой – холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость.
Коля:
В I части романа мы видели в герое не просто нищего студента, задавленного бедностью, но мыслителя, анализирующего события жизни, социальные отношения и связанные с ними нравственные нормы. Раскольникова мучает не столько бедность и нужда («он менее всего совестился своих лохмотьев»), сколько решение какого-то важного вопроса, «идеи», ставшей основой его жизненного поведения.
В.П.:
Да, Раскольникова мучает не столько бедность и нужда («он менее всего совестился своих лохмотьев»), сколько решение какого-то важного вопроса, «идеи», ставшей основой его жизненного поведения.
Эта теория стала движущей силой романа, т.к. суть конфликта – столкновение этой теории с действительностью и обнаружение ее порочности.
Слайд 9 – формула теории Раскольникова
Задолго до описываемых событий бедный студент Родион Раскольников пишет статью, в которой он доказывает и отстаивает права “высших” людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступления совершаются во имя великой идеи, “спасительной для человечества”.
Слайд 10 – статья Раскольникова «О преступлении»
Вывод: Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. В конце концов, он хотел власти “над всей дрожащей тварью, над всем муравейником”.
Итак, ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА – это… (РАБОТА С ДОСКОЙ) – МОЗГОВОЙ ШТУРМ. ТЕОРИЯ – это…
Слайд 11 – теория Раскольникова
Но возникает вопрос: ПОЧЕМУ УБИЛ?
Слайд 12 – черты людей по разрядам
Слайд 13 (Составляем кластер) – работаем в группе (4 человека)
Представляют КЛАСТЕР. 4 минуты
Слайд 14 КЛАСТЕР
Итак, мы выяснили ПОЧЕМУ УБИЛ Раскольников. Теперь вы самостоятельно систематизируете полученный материал в таблицу. Для успешной работы по заполнению таблицы используйте кластер и текст, из которого вам необходимо извлечь информацию.
На заполнение таблицы -5 минут (работа в парах)
Слайд 15
Крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; душевные муки и поиск выхода из тупика; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре); уязвленная гордость и уверенность в своей исключительности; сострадание к человеческому горю; письмо матери; желание проверить свою теорию; понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников); цель – «свобода и власть»; деление людей на два разряда; разочарования молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий и другие.
ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ |
Социальные | Философские | Психологические | Нравственные |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Слайд 16 – «Я хотел Наполеоном сделаться…» - это тема следующего урока
Вопросы: Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми?
Выводы:
Идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865г. была переведена на русский язык книга Наполеона III; «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница)
Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую читатель, по-моему, затрудняется определить для героев романа.
Слайд 17 – творческое задание.