Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Политехнический техникум»
Методическая разработка урока:
«Соблюдение условий труда и ТБ
на станции приготовления бурового раствора»
Преподаватель спецдисциплин Манджиев В.Х.
Дата проведения: 06.12. 2018
группа №35 специальность 21.01.03. «Бурение эксплуатационных и разведочных скважин на нефть и газ».
Тема: «Соблюдение условий труда и ТБ на станции приготовления бурового раствора.»
Цель:Создание стимулирующих учебно-педагогических условий, направленных на:
- усвоение умений по безопасному приготовлению бурового раствора.
- формирование профессиональной компетенции выбирать рациональные и безопасные способы и технологические режимы приготовления буровых растворов.
- формирование общей компетенции организовывать собственную деятельность
Инструменты и приспособления:
мерные стаканы, весы, приборы.
Наглядные пособия:
технологические карты и инструкции.
Тип урока:
комбинированный.
Межпредметные связи:
• технология приготовления промывочных жидкостей, взаимосвязь геологии и промывки скважин, материаловедение, оборудование.
Место проведения:
• кабинет №42.
Ход урока: 1. Организационная часть: (5 мин).
Преподаватель: Здравствуйте, садитесь. Проверим наличие обучающихся и подготовку к уроку.
Староста группы дает информацию о количестве присутствующих обучающихся на уроке.
Тема урока «Соблюдение условий труда и ТБ на станции приготовления бурового раствора». Откройте тетради и запишите дату, тему урока.
2.Вводный инструктаж и проверка знаний обучающихся – (10 мин)
Преподаватель: Повторим тему прошлого урока.
• Назовите оборудование станции приготовления бурового раствора?
Ответ: вибросита, глиномешалки, насосы ,электронные весы, манифольды.
поненты бурового раствора, размешивают их растворомешалке, с помощью приборов определяют плотность, вязкость, при необходимости их корректи-
руют с добавлением тех или иных компонентов, затем из накопителя закачивают насосами буровой раствор в скважину.
Ответ: после выхода на поверхность отработанная промывочная жидкость по
желобам направляется на вибросита, где отделяется от шлама, который
отправляется в шламовую яму.
Ответ: затем по приборам определяют качество бурового раствора,
добавляют недостающие компоненты и с помощью насосов, на-
гнетательного трубопровода(манифольды) и бурового шланга
закачивают в циркуляционную систему.
Преподаватель: Сегодня в нашей работе мы рассмотрим вопросы со-
блюдения условий труда и ТБ на станции приготовления бурового раствора.
3.Изучение нового материала-(18 мин.)
Преподаватель: Соблюдение условий труда и ТБ на станции приготовления бурового раствора- это необходимое условие безаварийной работы буровой, сохранения жизни и здоровья людей,
работающих на станции приготовления бурового раствора.
Формирование основ деятельности практическим методом, методом демонстрации слайдов и наглядных пособий:
Показ и объяснение учебного материала:
бурового раствора персоналом. (слайд 2);
В соответствии с инструкциями проверить наличие спецодежды, противогазов, защитных масок. (слайд 3);
Проверить исправность защитных приспособлений и приборов контроля.(слайд 4);
Проверить исправность защитного заземления электрооборудования (слайд 5);
Проверить исправность газового сепаратора. (слайд 6);
Отработать процесс дегазации промывочных жидкостей. (слайд 7);
Изучить особенности вакуумного дегазатора. (слайд 8);
Особенности дегазации промывочной жидкости при наличии в нем
токсичных газов(слайд 9) ;
Изучить технологическую цепочку прохождения промывочной жидкости. (слайд 11);
Влияние газирования промывочной жидкости на нормальный процесс бурения (слайд 12);
Соблюдение условий труда и ТБ при работе с газированными промывочными жидкостями (слайд 13);
4. Закрепление изученного материала (10 мин).
Преподаватель:
• Скажите, как влияет газирование промывочной жидкости на процесс очистки бурового раствора от шлама?
Ответ: Возникает опасность взрыва или отравления ядовитыми пластовыми газами, например сероводородом, а пузырьки газа препятствуют удалению шлама из раствора, поэтому оборудование для очистки от шлама работает неэффективно.
• Опишите технологическую цепочку прохождения промывочной жидкости?
Ответ: скважина- газовый сепаратор-блок грубой очистки от шлама (вибросито)- дегазатор-блок тонкой очистки от шлама(песко и илоотделители, сепаратор)-блок регулирования содержания и состава твердой фазы(центрифуга, гидроциклонный глиноотделитель) – буровые насосы – скважина.;
Ответ: Немедленно обесточить электроустановки, одеть противогазы и вывести персонал из опасной зоны. Затем вызвать аварийные службы и обеспечить охрану буровой от проникновения посторонних лиц.
Уборка рабочих мест – 2 мин.
Преподаватель: урок закончен.