Разработка урока
«Свойства действий с рациональными числами»
Учитель: Фатахова Надежда Махсудовна, учитель математики МКОУ «Ашагасталказмалярская СОШ»
Предмет: математика
Класс: 6а
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Учебник для ООУ. Мнемозина. Москва 2013
Тема урока: Свойства действий с рациональными числами
Цели урока:
Обучающие: совершенствование навыков выполнения действий с рациональными числами, применение рациональных приемов вычислений.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге.
Планируемый результат:
УУД
Личностные: выполняют действия с рациональными числами, используют свойства сложения, вычитания, умножения и деления, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации применять выполнение действий с рациональными числами.
Регулятивные: самостоятельно формируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог. Уважительное отношение к культуре учебного труда, требовательное отношение к себе и к своей работе.
Тип урока: урок обучения и обобщения знаний и умений.
Методы: словесные, наглядные, интерактивный, активный метод, поисково-активный.
Оборудование: доска, компьютер, экран, проект, презентация, учебник, карточки
План урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3. Практическая работа учащихся. Осуществление коррекции знаний.
4. Подготовка к работе на основном этапе.
5. Определение темы и цели урока.
6. Физминутка.
7. Усвоение м закрепление нового материала.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Подведение итогов занятия и информация о домашнем задании.
10. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие
Выявление отсутствующих учащихся.
Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, дневников, ручек, карандашей
2.Проверка домашнего задания.
Проверить по рядам наличие домашнего задания в тетрадях учащихся. На экране выводятся ответы к домашним заданиям. Учащиеся сверяют ответы. (слайд)
3.Практическая работа учащихся. Осуществление коррекции знаний.
Устный счет.
На доске первое задание для устного счета. Фронтальный опрос начинается со слабых учеников (4 примера). Остальные 4 примера по поднятым рукам.
6:
½* 22Запишите, пожалуйста, домашнее задание, которое высветилось на экране.
Домашнее задание № 1226 (а,б), №1228 и №1230
Разбор домашнего задания (учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь).
22Запишите, пожалуйста, домашнее задание, которое высветилось на экране.
Домашнее задание № 1226 (а,б), №1228 и №1230
Разбор домашнего задания (учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь).
2
-11
-5/6
¾**
-2
+2/3
2/7
+2,5
Второе задание на устный счет. Ученик сам выбирает уравнение.
1) 0:x=0
2) 6:x=6
3) y:0=6
4) y:6=1
5) x-(-5)=5
6) x-0=-5
7) x-(-5)=0
Индивидуальная работа по карточкам (задания выполняются на карточках).
Карточка 1 Карточка 2
Решите уравнение Решите уравнение
X-17=-41 1) x+57=-24
X-12=39 2) X+33=58
X+41=16 3) x-51=-32
32-x=17 4) x-57=39
21-(-x)=47 5) 42-x=-15
47-(-x)=-39 6) 28-(-x)=-51
4. Подготовка к работе на основном этапе.
«Ребята, откройте тетради, запишите число. Ответьте на следующие вопросы».
- Какие числа называются рациональными? (Числа, которые можно записать в виде выражения а/n, где а-целые числа, а n- натуральные).
- Целое число является рациональным? (да, например, 5=5/1)
- Отрицательная дробь является рациональным числом? ( да, например -3/5=-3 /+5)
- Свойства сложения и умножения натуральных чисел, обыкновенных дробей также верны и для рациональных чисел.
Отступите строчку и запишите в тетрадях
Для любых рациональных чисел a,b,c верны следующие свойства:
а) переместительное свойство сложения a+b=b+a
б) сочетательное свойство сложения (а+b)+c=a+(b+c)
в) свойство нуля a+0=0+a=a; a+(-a)=0
г) переместительное свойство умножения a*b=b*a
д) сочетательное свойство умножения (a*b)*c=a*(b*c)
е) свойство нуля a*0=0*a=0
ж) свойство единицы a*1=1*a=a
з) если а не=0 a*1/a=1
и) распределительное свойство умножения относительно сложения
(a+b)*c=a*c+b*c
Как вы считаете, при каких значениях a и b верно равенство a*b=0?
Произведение двух множителей может быть равно нулю лишь в том случае, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
а) если a*b=0, то либо a=0, либо b=0;
б) возможен случай, что a=0 и b=0
5.Определение темы и цели урока.
Итак, ребята, как вы считаете, какая тема у нашего урока («Свойства действий с рациональными числами»). Запишите в тетрадях тему урока. А, как вы думаете, какая цель нашего урока (научиться применять свойства действий с рациональными числами для быстрого решения заданий).
6. Физминутка
Потрудились-отдохнем,
Встанем-глубоко вздохнем
Руки в сторону, вперед, влево, вправо, поворот
Три наклона-прямо встать,
Руки вниз, затем поднять
Руки плавно опустили, всем улыбку подарили.
7. Усвоение и закрепление изученного материала (работа с учебником).
№ 1201 стр. 208
От перестановки слагаемых значение суммы не меняется.
№ 1202 стр.208
Сумма нескольких слагаемых не зависит от порядка действия.
№ 1204 стр.208
Чему равна сумма противоположных чисел? (нулю)
№ 1205 стр.208
Сложите сначала противоположные числа. Что получается при сложении противоположных чисел? (нуль)
Давайте посмотрим, как вы усвоили материал. Вам предлагается выполнить небольшой тест (слайд). Сравните ответы с контрольной таблицей на доске. Если ответ верный, то поставьте знак «+» под соответствующей буквой. Если нет, то «-«. В конце сами оцените свою работу.
8. Включение в систему знаний и повторение.
1.№ 1217 стр.210
- Что называют модулем числа?
- Может ли быть модуль равен отрицательному числу? (нет)
- Модуль какого числа равен нулю? (Нуля)
Ответ: а)5,2; -5,2 б) нет корней в) 0
9. Подведение итогов занятия и информация о домашнем задании
Итак, ребята, давайте подумаем, чему мы сегодня научились? (научились применять свойства действий с рациональными числами для быстрого счета).
А зачем необходимо изучать свойства действий над числами? (для рационального счета).
Какие вопросы у вас возникли по теме?
(оценивание работы учащихся)
Запишите, пожалуйста, домашнее задание, которое высветилось на экране.
Домашнее задание № 1226 (а,б), №1228 и №1230
Разбор домашнего задания (учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь).
10. Рефлексия.
В заключение, ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
Я умею складывать положительные и отрицательные числа.
Я умею вычитать положительные и отрицательные числа.
Я умею умножать и делить положительные и отрицательные числа.
Я знаю свойства рациональных чисел.
SOS-мне нужна помощь.
Спасибо за урок. До свидания!