План компетентностно-ориентированного занятия
Дисциплина: История
Тема занятия: Секреты внешней торговли в годы Холодной войны.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: лекция.
Технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Цель занятия: определить влияние «холодной войны» на международные торговые отношения и выявить последствия развития торговли для экономики Советского Союза.
Образовательные:
Закрепить и проверить ранее полученные знания по теме «Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг.»
Вспомнить ключевые понятия: импорт, экспорт, страны социалистического блока, развивающиеся страны третьего мира, капиталистические страны.
Изучить влияние развития внешней торговли на экономику СССР.
Развивающие:
Развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
Работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания.
Воспитательные:
Содействовать созданию благоприятного микроклимата, деловой обстановки на занятии.
Формировать потребность в информационной культуре при минимизации времени на поиск новой информации.
Воспитать у обучающихся активную жизненную позицию, умение слушать собеседника и считаться с мнениями других.
Осуществлять профессиональное воспитание обучающихся, повышать интерес к специальности через призму исторических событий.
Здоровьесберегающая:
Соблюдать санитарные нормы при работе с проектором, учитывая оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на занятии.
Методы и приемы:
методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: лекция со стопами);
методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной ситуации.);
методы контроля (приемы: проверочная работа, фронтальный опрос).
Межпредметные связи: экономика, обществознание.
Материально- техническое оснащение:
Дидактическое:
практическая работа «Внешняя политика СССР 1985 – 1991 гг.»
исторический текст (раздаточный материал)
макет таблицы «Развитие внешней торговли в послевоенный период».
Техническое:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран.
Обеспечение к ТСО:
Формируемые компетенции:
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы. Рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их. А так же рынки ресурсов;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Технологическая карта занятия (90 минут)
№ | Этап занятия | Методы приёмы | Хронометраж | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационная часть |
1 | Организационный Задача: обеспечить рабочую обстановку на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию | техническая минутка | 5 минут | Приветствие; проверка готовности студентов к занятию; сообщение о теме, задачах и порядке работы. | приветствие преподавателя; готовятся к занятию. |
2. Основная часть |
2 | Проверочная работа «Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг.» Задача: Проверка полученных знаний. | Работа с рабочим листом | 40 минут | Инструктаж обучающихся по выполнению проверочной работы. | выполняют проверочную работу. |
3 | Введение в тему Задача: Заинтересовать обучающихся новой темой через актуализацию ранее полученных знаний. | Фронтальный опрос | 3 мин. | Демонстрирует учебную презентацию. Задает вопросы обучающимся. Озвучивает тему и цель занятия. | Отвечают на вопросы. Записывают тему занятия. |
4 | Изучение нового материала Задача: познакомиться с ключевыми понятиями; изучить влияние внешней политики на развитие торговых отношений СССР. | Проблемное обучение Лекция со стопами | 10 мин. | Ставит перед обучающимися проблемный вопрос; раскрывает специфику основных понятий; ведет лекцию с демонстрацией презентации; по ходу лекции задает вопросы обучающимся по теме занятия. | знакомятся с информацией преподавателя; просмотр слайдов; отвечают на вопросы преподавателя. Составляют конспект по ходу объяснения темы. |
5 | Изучение особенностей товарооборота СССР с тремя группами стран. Работа с текстом. Задача: приобрести навыки анализа текста и выделения главной информации. | Проблемный метод (работа с текстом. Определение группы товаров импорта и экспорта СССР со странами социалистического, капиталистического блока и развивающимися странами). | 15 мин. | Объясняет задание. Знакомит с последовательностью выполнения задания. Организует самопроверку задания. Комментирует и визуализирует выполненное задание. | Слушают преподавателя. Выполняют задание. Сверяют выполненное задание с таблицей на презентации. |
6 | Закрепление изученного материала. Задача: на основе приобретенных знаний сформировать умение анализировать информацию, применять ее при ответе на проблемный вопрос. | Обобщение материала Проблемное обучение | 10 мин. | Демонстрирует плюсы и минусы внешней торговли СССР в период «Холодной войны» (подводит итоги занятия). Организует обсуждение проблемного вопроса, поставленного в начале занятия. | Слушают преподавателя. Записывают в тетрадь выводы занятия. Отвечают на проблемный вопрос. |
3. Заключительная часть |
7 | Подведение итогов занятия (рефлексия) Задача: подвести итоги; определить уровень удовлетворенности занятием и результатами работы. | Метод незаконченного предложения. Определение домашнего задания | 7 минут | - подводит итоги занятия; - дает оценку работы студентов; - озвучивает домашнее задание | - слушают преподавателя; -осмысливают и анализируют замечания преподавателя; - отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
Дополнительные источники
Россия в глобальной политике. Статья 8.12.2017 Виталий Шлыков «назад в будущее, или Экономические уроки холодной войны» №6 2017 Ноябрь/Декабрь Электронный ресурс https://globalaffairs.ru/articles/nazad-v-budushhee-ili-ekonomicheskie-uroki-holodnoj-vojny-2/?ysclid=lu0gyiqlmz793695130
Хабаровский край в торгово-экономическом сотрудничестве СССР с Северо-Восточным Китаем (1953—1966) Илья Артурович Гудков Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/habarovskiy-kray-v-torgovo-ekonomicheskom-sotrudnichestve-sssr-s-severo-vostochnym-kitaem-1953-1966
Дударь Л.А. Коммерческая и образцово–показательная торговля на советском Дальнем Востоке в 1930–1940-е гг.
СССР. Внешняя торговля и внешние экономические связи Электронный ресурс https://gufo.me/dict/bse/СССР_Внешняя_торговля_и_внешние_экономические_связи
4