СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике монотипии"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Научиться выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с техникой «монотипия»;
  • создать условия для проявления интереса к окружающей действительности;
  • способствовать формированию навыков и умений передачи цветом того или иного состояния, учить передавать свое настроение с помощью цветовой гаммы;
  • способствовать развитию творческих способностей;

     

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике монотипии"»

Класс 6

Четверть 2 Урок № 13

Тема занятия: «Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике монотипии»

Цель: Научиться выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с техникой «монотипия»;

  • создать условия для проявления интереса к окружающей действительности;

  • способствовать формированию навыков и умений передачи цветом того или иного состояния, учить передавать свое настроение с помощью цветовой гаммы;

  • способствовать развитию творческих способностей;

  • способствовать формированию у школьников навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов;

  • способствовать развитию абстрактного мышления, умение концентрировать внимание;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развитие образно – ассоциативного мышления детей на основе активного восприятия нового материала и овладение техникой;

  • воспитывать у обучающихся чувство прекрасного и развивать художественный вкус.

Тип урока: комбинированный

Образовательная технология: технология проблемного обучения

Организационная форма: индивидуальная, групповая

Методы обучения:

Словесный (рассказ, беседа)

Наглядный (демонстрация работ)

Практический (самостоятельная работа по созданию натюрморта)

Планируемые результаты:

Предметные:

Формирование навыков и умений по созданию натюрморта, выражающего настроение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта, дифференцировать, делать выводы;

- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение вступать в речевое общение.

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе выполнения натюрморта;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

- учить соблюдению норм и правил культуры труда;

-формировать умение взаимодействовать в коллективе для более эффективного достижения поставленных задач;

- формировать умение адекватно оценивать достигнутые результаты.

Личностные:

- формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

- развитие образно – ассоциативного мышления детей на основе активного восприятия нового материала;

- способствовать развитию творческих способностей;

-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время занятия);

- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, соразмерность движений при работе);

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике.

- способствовать формированию понимания бережного отношения к материальным ресурсам.

- способствовать формированию дисциплинированности, аккуратности и собранности.

Межпредметные связи: ИЗО, технология, музыка, литература.

Оборудование занятия (средства обучения):

а) для учителя;

- ноутбук;

- проектор;

- раздаточный материал;

- презентация по теме.

б) для обучающихся.

- бумага;

- краски;

- кисти;

Источники информации:

Литература

а) для учителя:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова.- М., 2008

2. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности/ И.И. Вартанова// Весник Моск. Ун-та. Серия «Психология».- 2000.- №4

3. Воробьёва О.Я.Изобразительное искусство.1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского/ авт. Сост. О.Я. Воробьёва, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко- Волгоград: Учитель, 2010

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В. В. Даыдов.- М.,1996

5. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2006.

6. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов.- М., 1997.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать/ К. Фопель.- М.,1998.

Интернет источники:

https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-uroka-izo-tsvet-v-natiurm.html

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/08/22/tsvet-v-natyurmorte


















Технологическая карта урока


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой на активную деятельность, приветствует школьников:

Ребята, я так рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз


Проверяет готовность к уроку.


Занимают свои места, приветствуют учителя.






Проверяют свою готовность к уроку


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

контроль и коррекция поведения.

2.Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы




Ребята, посмотрите на экран и скажите, что объединяет все эти картины?

(СЛАЙД 1)



Правильно, а как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображаются предметы быта?

Кто скажет что такое натюрморт?






























Что изображается в натюрмортах?





Перед вам художник-живописец!

(СЛАЙД 2)

А теперь скажите мне: чем работают художники-живописцы?

А краски-это что…. Цвет!

А цвет-это душа живописи.

Ребята, эпиграфом нашего урока сегодня станут слова М. Бромлея (СЛАЙД 3)

Скажи, скажи художник, 
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер

Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

Давайте вместе определим тему нашего урока. Сегодня речь пойдет о натюрморте, а конкретнее о цвете в натюрморте.

(СЛАЙД 4)

Цель урока: (СЛАЙД 5)

  • Научиться выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета.



Задачи:

  • Закрепить знания о жанре изобразительного искусства-натюрморт.

  • Систематизировать знания о цвете.

  • Научить выполнять натюрморт в технике «монотипия»


Цвет-это главное выразительное средство в живописи. С его помощью мы можем выразить свое настроение и передать в картине. Натюрморт может быть не только созидательным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок.

Очень любили натюрморт французские художники импрессионисты (от слова «импрессьон»-впечатление). (СЛАЙД 6) Они добивались на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета. Они передавали праздничное настроение. Импрессионизм - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX века, зародившееся в живописи Франции, а затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Посмотрите, перед Вами натюрморт П.Сезанна. С помощью каких цветов художник передает вам праздничное настроение?

Красный и желтый – это какие цвета?

Назовите все основные цвета.

Верно. Давайте вспомним на какие группы делятся все цвета?

Хроматические цвета – это…

Ахроматические – это…

Все хроматические цвета, в свою очередь, делятся на цветовые гаммы, это…

Но для создания хорошего натюрморта важно помнить и об общем колорите рисунка.

Колоритозначает сочетание, соотношение цветов, создающих единство замысла, идеи художника. Колорит может быть теплым или холодным, светлым или темным, импульсивным и спокойным.

А теперь посмотрите на натюрморт В.Ван Гога «Подсолнухи», все цвета в этом натюрморте сближенные, не контрастные. (СЛАЙД 7).

Какой контраст дополнительных цветов вы наблюдаете на картине А. Матисс «Красные рыбки»? (СЛАЙД 8)

А сейчас перед вами стоит задача: правильно составить натюрморт. У каждого из вас есть фигуры предметов, по очереди вы подходите к доске и крепите фигуру к листу бумаги, так, чтобы у вас получился натюрморт с правильной композицией.

Самое важное значение для цвета в живописи имеет освещение. Известно, что каждый предмет имеет определённый природный цвет(собственный цвет): лимон жёлтый, морковь оранжевая, огурец зелёный. Такой ярко выраженный цвет предмета называется локальный. А цвет в картине называется обусловленный

В живописи под цветом предмета понимают не локальный его цвет, а видимый в определённый момент в конкретной среде. (время суток).

При сильном освещении локальные цвета предметов становятся более светлыми, их насыщенность уменьшается, они как бы выцветают.

При среднем освещении (полутень) все локальные цвета имеют наибольшую насыщенность.

Такие наблюдения за изменением локального цвета предмета и помогают создавать иллюзию объёма на плоскости.

Чтобы поднять настроение мы с вами немного подвигаемся.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Плавно руки опустили,

всем улыбки подарили.

Сели тихо и опять

Будем с вами рисовать!

Рассматривают изображение, анализируют.

На всех картинах изображены предметы быта

Натюрморт


Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются неодушевленные предметы, композиция из которых имеет композиционный центр.

С французского языка слово «натюрморт» переводится «мертвая природа»

Вазы, цветы, предметы быта, снедь.

Красками















Тема урока: «Цвет в натюрморте»

Внимательно слушают учителя, формулируют цели и задачи урока.













Внимательно слушают учителя



























Рассматривают изображения




Красного, желтого



Основные.


Красный, желтый , синий.

На хроматические и ахроматические.


Все цвета цветового круга

Черный, белый, все оттенки серого.

Теплая и холодная гамма цветов.













Красный и зеленый



Дети выполняют задание



























Дети выполняют движения





Регулятивные:

целепологание, контроль и коррекция поведения.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.


Познавательные: выдвижение гипотезы и построение логической цепи рассуждений.








Регулятивные:

Целеполагание, саморегуляция.



Коммуникатив

ные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.



Коммуникатив

ные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.










Личностные: осознание своих возможностей











Регулятивные: умение регулировать свои действия.


Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.





Познавательные: построение логической цепи рассуждений.


Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.


Коммуникатив

ные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Регулятивные: контроль и коррекция поведения.


Личностные: самоопределение.








Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.




Познавательные: умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности.


Личностные: развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного восприятия нового материала.


Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Личностные: развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного восприятия нового материала.



3.Поиск практического разрешения проблемы

Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и изобразить цветочный натюрморт .А выполнять задание будем в технике монотипии.

«моно» — один

«типия» — отпечаток.

Постарайтесь определёнными цветами выразить своё эмоциональное состояние. Как можно ярче отразить характер предметов.

Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим – яркий теплый, или мягкий красный, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон.


Учитель работает одновременно с учащимися на мольберте, а также делает целевые обходы.

  • контроль организации рабочего места;

  • контроль правильности выполнения приёмов работы;

  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  • контроль объёма и качества выполненного задания



Внимательно слушают учителя



Учащиеся настраиваются на работу. Осмысливают поставленные задачи практической работы.






Дети выполняют композицию по собственному замыслу.

Учащиеся выполняют творческое задание.


Регулятивные: планирование и прогнозирование результатов деятельности.


Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Личностные: самоопределение, осознание своих возможностей.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания, умение выбирать задание по силам.

Познавательные: применять полученные знания на практике.

4.Обсуждение результатов

Экспресс – выставка работ учащихся и учителя, обсуждение результатов.

- Кто желает показать свой натюрморт на выставке?

-Какое настроение вы хотели передать в своей работе?

- Чьи работы особенно выразительно передают художественный образ?


Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью, умение оценивать свой результат творческой деятельности. Коммуникатив

ные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: смыслообразова

ние.

5.Комментарии и обощения учителя

Работы получились разнообразными, каждый выразил в натюрморте своё видение, настроение. Молодцы! Учитель озвучивает оценки обучающимся.



Регулятивные: саморегуляция.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

6.Окончание занятия

Урок подошел к концу. Приведите в порядок свои рабочие места. До свидания.

Дети приводят в порядок свои рабочие места.