СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока учебной практики «Работа релейной защиты и автоматики».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока учебной практики «Работа релейной защиты и автоматики».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока учебной практики «Работа релейной защиты и автоматики».»

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

(филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги)












Методическая разработка урока учебной практики



Тема:

«Работа релейной защиты и автоматики».

профессия:

15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

профессиональный модуль:

ПМ 02. «Выполнение электромонтажных работ

с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики»




Разработал: мастер производственного обучения Вобликов Денис Валерьевич


Тема программы: «Работа релейной защиты и автоматики».


МДК.02.01. Технология электромонтажных работ

Тема урока: «Работа релейной защиты и автоматики».

Вид урока: практическое обучение (учебная практика).

Тип урока: комбинированный (выполнение трудовых приёмов и операций).

План содержания:

иметь практический опыт:

  1. выполнения электромонтажных работ

уметь:

  1. экономно расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием;

  2. соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

знать:

  1. основные виды, операции, назначение, инстумент, оборудование и материалы, применяемые при электромонтажных работах;

  2. требования безопасности труда;

  3. нормы и правила электробезопасности;

  4. меры и средства защиты от поражения электрическим током.


Цели урока:

1. Обучающая: обучить трудовым действиям и приемам; сформировать у студентов профессиональные компетенции; научить производить, осуществлять и закреплять ранее изученные материалы.

ПК 2.2. Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж;

ПК 2.3. Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.

2. Развивающая: формировать умения: осуществлять планирования своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетаниес учетом вида работы, производственной ситуации, научить применять теоретические знания на практике.

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы.  

ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

3. Воспитательная: формировать у студентов: стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю и саморегуляциитрудовой деятельности, формировать способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию.


Методы урока: словестный и наглядно-демонстрационный.


Междисциплинарные связи: Дисциплина «Технология электромонтажных работ


Материально-техническое оснащение урока:

1. индикатор напряжения;

2. пассатижи;

3. набор отверток;

4. электрическое реле;

5. мультиметр;

6. магнитный пускатель;

7. тепловое контактное реле.

Учебно-производственная работа:

1. монтаж проводов;

2. монтаж электрического реле;

3. монтаж тепловых контактных реле;

4. подключение цепи управления;

5. подключение силовой части;

6. проверка работоспособности.


Оформление урока:

1. На доске:

-тема программы, тема урока, учебная цель урока.


2. На демонстрационном столе:

- образец – эталон сборки схемы;

- схема управления с использованием релейной защиты;

- плакаты.


3. На ученических столах:

- схема сборки управления с использованием релейной защиты;

- инструмент;

- магнитные пускатели;

- электрическое контактное реле.

План-конспект урока


Этапы урока

Время

Деятельность мастера

Деятельность студентов

I

Организационный этап

3 мин

Приветствовать студентов, проверить:

-готовность к уроку;
- присутствие студентов;
- внешний вид и санитарное состояние.

Выполнить запись в журнале.

Приветствовать мастера п/о, дежурный сдает рапорт о готовности студентов к уроку.

II

Вводный инструктаж

45мин

 

 

1

Сообщение темы и цели урока

5 мин

Сообщение темы и цели урока, актуальность выбранной темы, объявить план проведения урока: «Работа релейной защиты и автоматики»

Цель урока: технологически правильно производить монтаж схемы с использованием релейной защиты.

Студенты слушают и анализируют.

2

Повторение пройденного материала

15 мин

Проверка знаний студентов по материалу прощлого занятия

Ответить на заданные вопросы

 

 

 

1. На чём основан принцип работы релейной защиты?

Эталон ответа:

Очень серьезное отношение к надежности и безопасности использования электроэнергии определило основные требования, которым должны отвечать системы релейной защиты. Однако они тоже являются техническими устройствами, а значит: обладают возможностями нарушения правильной работоспособности.

 

 

 

2. Какие инструменты и приспособления понадобятся при монтаже?

Эталон ответа:

пассатижи, набор отверток, магнитный пускатель, электрическое контакторное реле, мультиметр, провода.

 

 

 

  1. По какой причине может произойти выход из строя реле защиты?

Эталон ответа:

неисправностях внутри защит;

  • излишних срабатываниях, когда действие исполнительного органа не требуется;

  • ложной работе при отсутствии повреждений электрической системы.

 

 

 

4. Рассказать о технике безопасности труда при монтаже схемы релейной защиты?

Эталон ответа:

1. запрещается приступать к осмотру схем релейной защиты без предварительного отключения электропитания;

2. прикасаться руками к подвижным электрическим реле и токоведущим частям его электрооборудования при контроле работоспособности;

3. применять при наладке и ремонте неисправный инструмент

4

Мотивация студентов

3 мин

1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы по монтажу схем управления с использованием тепловых контактных реле.

Выслушать и принять к сведению.

5

Изложение нового материала

20 мин

Первые устройства защит выполнялись на основе электромеханических конструкций реле, а специалистов, занимающихся их эксплуатацией стали называть термином «релейщики», который действует до настоящего времени.

Созданная в энергосистеме на основе постоянно приобретаемого опыта служба релейной защиты и автоматики (РЗА) занимается попутно другими сложными процессами:

  • системами управления, включающими местные, дистанционные и удаленные способы;

  • блокировками определенных устройств;

  • цепями сигнализации, позволяющими анализировать происходящие в сети события;

  • измерениями различных электрических величин в действующих схемах;

  • анализом качества произведенных замеров на основе метрологических эталонов;

  • некоторыми другими функциями.

  • Принципы построения схемы защитных устройств

  • Довольно громоздкая и сложная первоначальная база на основе электромеханических конструкций постоянно совершенствуется и модифицируется. Для работы защит вводятся новые технические разработки. В современных энергетических комплексах успешно сочетаются электромагнитные, индукционные, статические — полупроводниковые и микропроцессорные устройства.

  • Их объединяет практически не меняющийся базовый алгоритм процессов, который модернизируется для каждого конкретного случая. Основные функции защиты демонстрирует структурная схема.


Блок наблюдения

Его основная функция сводится к мониторингу происходящих электрических процессов в системе на основе замеров от измерительных трансформаторов тока и/или напряжения.

Выходные снимаемые сигналы с блока могут прямо передаваться логической схеме для сравнения с заданными пользователем величинами отклонений от номинальных значений, называемых установками либо первоначально преобразовываться в цифровую форму.

Блок логики

Здесь осуществляется сравнение входящих сигналов с граничными характеристиками установок. Малейшее совпадение между ними приводит к выдаче команды на срабатывание защит.

Блок исполнительный

Он постоянно поддерживается в готовности к срабатыванию по командам логического блока. При этом происходят переключения в схеме электроустановки по заранее предусмотренному алгоритму, исключающему повреждения оборудования и получение электротравм персоналом.

Блок сигнализации

Происходящие в системе процессы совершаются так быстро, что человек не способен их воспринимать своими органами. Для фиксации совершенных событий устанавливаются сигнальные устройства, которые используют методы визуального, звукового воздействия с сохранением в памяти схемы произошедших изменений.

Во всех конструкциях сигнализации перевод ее состояния после работы в исходное положение выполняется разово вручную оператором, что исключает потерю информации о работе защит автоматикой.

Принципы работы защит

Очень серьезное отношение к надежности и безопасности использования электроэнергии определило основные требования, которым должны отвечать системы релейной защиты. Однако они тоже являются техническими устройствами, а значит: обладают возможностями нарушения правильной работоспособности.

Отказ систем РЗА возможен при:

  • неисправностях внутри защит;

  • излишних срабатываниях, когда действие исполнительного органа не требуется;

  • ложной работе при отсутствии повреждений электрической системы.

Для исключения отказов в процессе эксплуатации проводится разработка проекта, монтаж, наладка с вводом в работу и обслуживание устройств релейной защиты с учетом выработанных требований к РЗА по:

  • избирательности с учетом иерархии схемы;

  • быстродействию, определяемому временем срабатывания;

  • чувствительностью к пусковым факторам;

  • надежностью работы.

Принцип селективности.

Другое распространенное его название — избирательность. Эта характеристика позволяет точно выявить и локализовать место проявившейся неисправности в структурированной сети с любой иерархией.

К примеру, генератор передает электрическую энергию многим потребителям, расположенным на участках №1, 2 и 3, оборудованных своими защитами 1-2, 3-4 и 5 соответственно. При возникновении короткого замыкания внутри конечного потребителя на участке №3, токи повреждения пройдут по всем защитам схемы от источника.

Однако, в данной ситуации имеет смысл отключать конечный участок с поврежденным электродвигателем, оставляя в работе все действующие устройства. С этой целью вводятся разные установки релейной защиты для каждой цепи на стадии проекта схемы.

Защитные устройства участка 5 должны раньше почувствовать токи неисправности и быстрее обеспечить их аварийное отключение от генератора. Поэтому в приведенной схеме величины установок по току и времени на каждом участке уменьшаются от генератора к потребителю с соблюдением принципа: чем ближе к месту повреждения, тем выше чувствительность.

При этом выполняется принцип резервирования, учитывающий возможность отказа любых технических устройств, включая защитные системы более низкого уровня. Это значит: при неисправности защит 5 участка 3 короткое замыкание должны отключить устройства РЗА №4 или 5 линии №2, которые, в свою очередь, страхуются защитами участка №1.

Принцип быстродействия.

Время отключения повреждения складывается минимум из двух факторов:

1. срабатывания защиты;

2. работы привода выключателя.

Первый параметр можно регулировать от минимального значения, обусловленного конструкцией защиты и количеством используемых элементов. Такими методами создается задержка времени на срабатывание включением в схему специальных регулируемых реле. Она используется для более дальних защит.

Близко расположенные к месту повреждения устройства должны настраиваться на работу с минимально возможными интервалами времени на срабатывание.


Принцип чувствительности.

Эта характеристика позволяет определять виды расчетных повреждений и аномальных ситуаций энергосистемы внутри действующей зоны защит.

Чувствительность устройств РЗА.

Для определения ее численного выражения вводится коэффициент Кч, вычисляемый отношением минимальной величины тока КЗ для участка к значению тока срабатывания.

При этом устройства РЗА работают правильно при Icз

Оптимальное значение коэффициента чувствительности лежит в пределах 1,5-2.

Принцип надежности.

Для его определения введены термины:

  • безотказной работы;

  • ремонтопригодности;

  • долговечности;

  • сохраняемости.

Каждый из них имеет свои критерии оценки.

Надежность устройств РЗА.

Эксплуатация и обслуживание устройств релейной защиты рассматривают три варианта надежности по функциям срабатывания:

1. при внутренних коротких замыканиях в защищаемой зоне;

2. во время прохождения внешних КЗ за пределами рабочего участка;

3. в режимах без повреждений.

При этом надежность подразделяют на:

  • эксплуатационную;

  • аппаратную.

  • Противоаварийное управление

  • Любой блок релейной защиты не только является самостоятельной схемой, но объединяется в вышестоящие комплексы, составляющие в итоге систему противоаварийного управления энергосистемы. У нее каждый элемент взаимосвязан с другими компонентами и комплексно выполняет свои задачи.

  • Сокращенный перечень функций защит и автоматики демонстрирует упрощенная структурная схема.

2. Рассказать, для чего нужно проводить монтаж схемы управления с использованием релейной защиты и автоматики.
3. Показать, как правильно проводится монтаж схемы управления с использованием релейной защиты.

Рассказать, на что следует обратить особое внимание при монтаже схемы управления с использованием релейной защиты.

Заслушать объяснения новой темы, пронаблюдать за работой мастера производственного обучения.

6

Закрепление материала вводного инструктажа

20 мин

Вызвать студента для закрепления приемов монтажа схемы управления с использованием релейной защиты.


Произвести монтаж схемы управления с использованием релейной защиты и автоматики.

III

Текущий инструктаж

4 ч.

 

 

1

Содержание и порядок проведения электомонтажных работ.


Инструктирование по содержанию и порядку проведения упражнений. Упражнения:

  1. Организация рабочего места

  2. Ознакомление с оборудованием для

  3. Подбор инструмента.

4. Подготовка проводов.

Организовать рабочее место.

2

Целевые обходы


Целевые обходы рабочих мест студентов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов.

Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля.

Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.

Совершенствование профессиональных умений: организация и планирование работ, качество выполненных работ, выполнение правил охраны труда при выполнении работ.

 Самостоятельная работа студентов.

IV

Заключительный инструктаж

15 мин

1. Приемка и оценка схемы.
2. Подведение итогов и объявление оценок согласно критериям (приложение 1)
3. Анализ ошибок, допущенных во время урока.
4. Демонстрация лучших работ студентов.
5. Прнять инстумент.
6. Уборка рабочих мест.

Выслушать комментарии мастера производственного обучения по итогам за урок.

Принять к сведению результат своего труда.



Используемая литература:

  1. Ю.Д. Сибикин «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий»; ИЦ «Академия»; М.; 2010 г.

  2. А.М.Мысьянов Технология электромонтажных работ, учебное пособие, «Академия»,2014г.
























Приложение 1


Критерии оценки выполнения экзаменационных работ.

по ПМ.02«Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики »


п/п

Показатели для оценки

Оценка

5

4

3

2

1

Соблюдение технических условий и технологических требований






Выполнение работы в полном соответствии с требованиями

+





Выполнение работы с несущественными ошибками (допущены ошибки в подборе инструмента, но исправлены учеником самостоятельно)


+




Выполнение работы с существенными ошибками (допущены ошибки в подборе инструмента, но исправлены с помощью мастера)



+



Несоблюдение требований технической документации, приводящие к существенным ошибкам.




+

2

Качество выполнения работы






Работа выполнена без нарушений алгоритма действий, ни одна из деталей не повреждена, работа проведена в определённой чёткой последовательности.

+





Работа выполнена без нарушений алгоритма действий, ни одна из деталей не повреждена, работа выполнена не в определённой последовательности. Ошибки исправлены с помощью мастера.


+




Работа выполнена с нарушением алгоритма действий; детали имеют незначительные повреждения.

Ошибки исправлены с помощью мастера.



+



Работа с нарушением алгоритма действий; детали имеют значительные повреждения; Работа самостоятельно не выполнена. Ошибки исправлены с помощью мастера.




+

3

Производительность труда






Норма времени выполнена на 100%

+





90 %


+




80 %



+



Ниже




+

4

Правильность выполнения трудовых приемов






Уверенное и точное владение инструментом правильный его подбор; самостоятельное выполнение работ с применением освоенных приемов; самоконтроль за выполнением действий.

+





Возможны отдельные ошибки, устраняемые самим обучающимся (возможна несущественная помощь мастера); самостоятельное выполнение работ с применением основных приемов, самоконтроль

за выполнением действий.


+




Недостаточное владение инструментом неправильный его подбор , недостаточное владение приемами контроля качества, самоконтроль осуществляется с помощью мастера



+



Неточное выполнение приемов работ, неумение выполнять самоконтроль, работа выполнялась с существенными ошибками и незакончена.




+

5

Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены






Точное соблюдение требований безопасности труда, рациональная организация рабочего места

+





Допущены незначительные нарушения, устранены самим обучающимся, правильная организация рабочего места


+




Допущены незначительные нарушения, устранены с помощью мастера, отдельные несущественные ошибки в организации рабочего места.



+



Грубое нарушение требований безопасности труда, существенные ошибки в организации рабочего места




+

6

Умение применять знания на практике






Самостоятельное применение знаний в практической деятельности, выполнение задания воспроизводящего характера.

+





Применение знаний в практической деятельности, самостоятельное выполнение задания воспроизводящего характера с незначительной помощью мастера.


+




Недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической деятельности, выполнение задания воспроизводящего характера с помощью мастера




+



Полное неумение применять знания в практической деятельности




+

7

Умение пользоваться оборудованием, инструментом, приспособлениями






Знает и умеет самостоятельно пользоваться оборудованием, инструментом и приспособлениями.

+





Несущественная помощь мастера при использовании оборудования, инструмента, приспособлений.


+




Работает с оборудованием только в присутствии мастера.



+



Работает с оборудованием только в присутствии мастера, не знает назначение инструмента и приспособлений.




+


Оценка «отлично» - 35-32 баллов

Оценка «хорошо» - 32-25 балла

Оценка «удовлетворительно» - 35-20 баллов

Ниже 20 баллов оценка « неудовлетворительно»


Оценочный лист

пп

Ф.И.О.

Критерии оценок

Баллы

Оценка

Соблюдение технических условий

и технологических требований

Качество выполнения работы

Производительность труда

Правильность выполнения трудовых приемов

Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены

Умение применять знания на практике

Умение пользоваться оборудованием, инструментом, приспособлениями



1











2











3











4











5











6











7











8












20-15 баллов – оценка «5»

15-10 баллов – оценка «4»

10-5 баллов – оценка «3»