ФИО учителя: | Манджиева Дельгир Константиновна. |
Класс: | 2 класс. |
Предмет: | Математика. |
Тема урока: | «Закрепление изученного» |
Цель: Задачи: | Способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний. Закрепить знание состава чисел в пределах 100; умение решать задачи; закреплять понимание смысла действия сложения, вычитания, умножения и деления; закреплять знания о геометрических фигурах; развивать логическое мышление. Ознакомить обучающихся с биографией П.М. Эрдниева, повысить интерес к знаниям, воспитывать чувства гордости и патриотизма за свою малую родину. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Тип урока: | Урок – игра. |
Методы обучения: | Частично-поисковый. |
Формы обучения: | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Оборудование: | Интерактивная доска, АРМ учителя, презентация, карточки с заданиями, замок, ключи, сундук, оценки, номерки 1,2,3 для каждого ученика для рефлексии, таблички с номерами 1 — 25 (на обороте буква У), 25 — 50 (Д), 50 — 75 (Е), 49,61, 13. |
Основные понятия и термины: | Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, умножение, деление, сравнить, задача, краткая запись, геометрические фигуры, числовой ряд, схематический чертеж, литр, уравнение. |
Мотивирование на учебную деятельность
- Здравствуйте, ребята!
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Мы пришли сюда у…(учиться)
Не лениться, а тру…(трудиться)
Только тот, кто много з…(знает)
В жизни что-то до…(достигает)
- Согласны вы с этим?
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Я надеюсь, что это бодрое и радостное настроение сохранится у вас на протяжении всего дня. Сегодня у нас необычный урок – игра.
Урок будет посвящен известному профессору, академику, доктору педагогических наук. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, если выполните несколько заданий.
За каждое выполненное задание получаете ключ. Ключи нам понадобятся в конце урока, чтобы открыть замок. Может подойти только один ключ, а для этого нужно раздобыть все ключи.
- И так, все готовы?
Актуализация знаний.
Решение примеров. Коллективное выполнение по цепочке.
Слайд №2 (к примеру).
(Ребята по очереди решают примеры устно. Если ученик сосчитал правильно, раскрывается карточка с буквой, а если ошибся, на месте необходимой буквы образуется пробел. Ключ получают лишь в том случае, если угадывают фамилию).
1) 2 × 3 = 6 Э
2) 3 × 7 = 21 Р
3) 9 × 2 = 18 Д
4) 3 × 8 = 24 Н
5) 6 + 18 = 24 И
6) 45 + 15 = 60 Е
7) 34 - 17 = 17 В
Увеличение числа в 10, 100, 1000, 10000 раз. Слайд №3 (к примеру)
- А теперь нам предстоит узнать имя известного академика.
(На доске записаны примеры, учащиеся работают устно).
3 × 1 = 3 П
3 × 10 = 30 Ю
× 100 = 300 Р
3 × 1000 = 3000 В
3 × 10000 = 30000 Я
Головоломка. (Слайд №4).
Следующее задание выполняется самостоятельно. И вы узнаете отчество нашего земляка Героя Калмыкии.
Пюрвя Мучкаевич Эрдниев - педагог, математик-методист, академик Российской академии образования (1989), заслуженный деятель науки РСФСР, почётный гражданин Республики Калмыкия, Герой Калмыкии, доктор педагогических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны. (Слайд №5).
Реши уравнения. (Индивидуальная работа. Два ученика работают у доски. Коллективная проверка).
Х : 3 = 5 Х × 2 = 20
Х = 5 × 3 Х = 20 : 2
Х = 15 Х = 10
------------ -------------
15 : 3 = 5 10 × 2 = 20
5 = 5 20 = 20
Обратите внимание на ответы: 15 и 10.
Пюрвя Мучкаевич родился 15 октября 1921 года. 15 – это число, а 10 – десятый по счету месяц в календаре октябрь.
Прямая и обратные задачи. Слайд № 6.
В баке машины было 40 л бензина. Для поездки в Ики – Бухус израсходовали 12 л бензина, а в Элисту – 23 л. Сколько литров бензина осталось в баке?
- Прочитайте задачу и найдите главные слова для краткой записи. (Было, израсходовали, осталось).
- Составьте краткую запись.
Было – 40 л.
Израсходовали – 12 л и 23 л.
Осталось - ?
- Запишите решение задачи выражением. (40 – 12 – 23 = 5 (л).)
- Устно составьте 2 задачи, обратные данной.
В задаче говорится о поселке Ики-Бухус Малодербетовского района, именно там родился Пюрвя Мучкаевич.
Математическая физминутка.
Ориентирование в числовом ряду.
В гардеробе театра висят таблички с номерами 1 — 25; 25 — 50; 50 — 75. (Трем ученикам раздаются номерки 49, 61 и 13).
У какой таблички вы получите свое пальто? (Номер 13 у таблички 1- 25, 49 у таблички 25-50, а 61 у 50-75).
(Если ученики правильно указали, таблички раскрываются, на обороте которых указаны буквы. Получается УДЕ. Получают ключ).
П.М.Эрдниев разработал систему укрупнения дидактических единиц (сокращенно УДЕ). И мы с вами на уроках тоже применяем его технологию.
Задача на логическое мышление. (Работа в парах. Слайд № 7).
Пюрве и Батыру вместе 97 лет, Пюрве и Арслану – 64, а Пюрве, Батыру и Арслану вместе 100 лет. Сколько лет каждому?
100 – 97 = 3 – столько лет Арслану.
100 – 64 = 36 – столько лет Батыру.
100 – 36 – 3 = 61 – столько лет Пюрве.
Обратите внимание на имена мальчиков. Когда Арслану было 3 года, его отцу Батыру было 36 лет, а дедушке Пюрве - 61. (Слайд №8).
В 2005 году семья Эрдниевых стала лауреатом премии «Семья России» в номинации «Династия». На фотографии слева направо: Арслан Батырович Эрдниев (внук П.М.Эрдниева), Батыр Пюрвеевич (сын П.М.Эрдниева, доктор педагогических наук), Пюрвя Мучкаевич Эрдниев и Очир Пюрвеевич (сын П.М.Эрдниева, кандидат философских наук).
В нашей задаче часто встречается число 100 не случайно. В этом году нашему земляку исполнилось бы 100 лет. (Слайд №9).
В Элисте на стене МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»
появилось граффити Пюрви Мучкаевича Эрдниева в связи с исполняющимся в 2021 году 100-летием со дня его рождения.
Физминутка для глаз.
Нарисуйте глазами круг, квадрат, треугольник, 1, 2…10.
Геометрический материал.
- Соедините точки по порядку. Что у вас получилось? (Ломаная линия, лестница).
6 * 7 *
4* 5 *
2* 3 *
1*
П.М.Эрдниев, продвигаясь вверх по карьерной лестнице, добился огромного успеха и относится к яркой плеяде ученых, которые составляют гордость и славу Калмыкии и России.
Рефлексия.(Слайд№10).
У каждого на столе лежат номерки 1, 2, 3.
- Отметьте, на какой ступеньке вы оказались в конце нашего урока? (Дети поднимают соответствующий номерок).
– Всё ли получалось?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Над чем ещё надо поработать?
Оценивание. Домашнее задание.
- Вот мы и собрали все ключики, теперь вам необходимо открыть замок. Для этого вы должны подобрать ключ. Открыв замок, вы узнаете, что находится в сундуке.
(Из сундука учащиеся достают ту оценку, которую заработали за сегодняшний урок. Самооценивание).
Жизнь и деятельность академика П.М. Эрдниева - это лучший пример служения науке, родной республике, своему народу. Память о нем надолго останется в наших сердцах.
Всем желаю удачи и успехов во всем! Главное – верьте в себя и в свои силы. Не сдавайтесь, знайте, что у вас все получится! Идите только вперед, добиваясь неимоверных высот, как выдающийся ученый и педагог П.М.Эрдниев!
Использованная литература:
Моро М.И., Бантова М.А. Математика. 2 класс. Часть 2. Москва «Просвещение» 2019 г.
Жизнь Эрниева П.М. https://mega-talant.com/biblioteka/zhizn-erdnieva-p-m---vechnyy-primer-bezzavetnogo-sluzheniya-rodine-87461.html
Биография П.М.Эрдниева https://ru.wikipedia.org/wiki
Эффективность обучения математике по технологии УДЕ https://urok.1sept.ru/articles/602952
Т.Н. Ситникова. Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России».