СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 5 классе на тему «Географические координаты»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 5 классе на тему «Географические координаты»

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся  с географическими координатами и как  находить их. 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 5 классе на тему «Географические координаты»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»





Методическая разработка

урока географии


на тему:

«Географические координаты»


5 класс








Учитель географии:

Алиева А.Р.





Избербаш 2019

Тема урока: «Географические координаты»

5 «а» класс

11 ноября 2019г.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

 научить  учащихся работать с картой, определять координаты объектов, находить объекты по координатам     

Развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, выявить творческие способности уч-ся, по ходу выполнения работ в группе с раздаточным материалом.

- продолжить формировать умение  анализировать, делать выводы, обобщать, проводить самооценку и взаимооценку.

Воспитательные: Выработать навыки вежливого общения, взаимоуважения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

Знать: понятия географическая широта, долгота, географические координаты.

Уметь:  находить на карте и в атласах географические координаты объектов и по географическим координатам объекты, назвать направления объектов по расположению друг к другу.    Вычислять расстояние по градусам.    

Личностные: передать своими словами выражения своих мыслей.

Метапредметные :  

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия:        географическая широта, географическая долгота, географические координат

Ресурсы: УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.)

Оборудование:  глобус , физическая карта и   карта полушарий, атласы, рисунки «Градусная сетка. Географическая широта и долгота».

Тип урока – изучение нового материала

Формы работы учащихся: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Орг. момент

 Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

 - Тихо сели, настраиваемся на урок.

 - Проверьте свои принадлежности к уроку.

Здравствуйте.

Дежурный называет отсутствующих.

Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас.


2.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Проведем опрос по «Градусной сети».

1.Что такое параллель и меридиан? 2.Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а)экватором б) параллелью в)полюсом г)меридианом.

3.Направление севр-юг показывает а)экватор б) меридиан 4..Длина параллелей от экватора к полюсам а)увеличивается б)уменьшается

5.Длина экватора составляет а)10000 б)40 000 в)30 000

Самостоятельно выполнить№8-11



Меридианы и параллели- это---

Через сколько градусов подписаны меридианы и параллели?

Для чего нужна градусная сеть?

?

С какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке? (Рис. 30 ,31)

- Что такое параллели?

- Одинаковы ли параллели по длине?

Что происходит с параллелями к северу и к югу от экватора?

- Назовите и покажите на глобусе и карте самую длинную параллель.

- Что такое меридианы?

- Все ли меридианы одинаковы по длине?

- Что называют градусной сеткой?

Что показывает градусная сеть?


Судна «Успех» предлагает вам проверить свои знания по этой теме.

1.Параллели бывают…

а) От 0 до 180градусов

б) От 0 до 90 градусов

2.Меридиан проходит..

А)Между Северным и Южным полюсами

 Б) Параллельно экватору.

улевой параллелью называют…

А. Экватор.

Б. Северный тропик.

В. Параллель, проходящую через Гринвич.

5. Градусная сеть – это…

А. Все параллели.

Б. Все меридианы.

В. Все параллели и меридианы.

6. Какая параллель длиннее?

А. 80°

Б. 10°

В. 45°


Я предлагаю вам проверить знания соседа по парте (т.е. провести взаимопроверку: правильный ответ +, неверный -

Параллели и меридианы

Условные линии, огибающие земной шар параллельно экватору/ Линии проведённые от одной точки Земли до другой.

Меридиан.

. Их длина уменьшается от экватора  к полюсам.

Длина экватора 40 000


Уч-ся выполняют

С параллелей . 90

С-з

Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса-меридианы

Градусная сеть

Через 10. Они обозначаются на рамке карты. По бокам параллели , а на севере и на юге меридианы.

По градусной сети можно определить любые объекты.

Меридианами и параллелями

Учащиеся работают в парах.

Линии проведенные параллельно к экватору. Нет.

Уменьшаются

Показывают на карте и в атласах.

Отвечают


Да


Горизонтальные и вертикальные линии

Стороны горизонта и делают выводы




Выполняют работу

























Проводят взаимопроверку

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать и обобщать

2.Находить информации в тексте учебника.

3. Преобразовывать информацию  из одного

вида в другой.

4. Уметь определять по карте вертикальные и горизонтальные линии, производить поиск информации, анализировать и оценивать её

достоверность.

Сравнивать и сопоставлять градусную сетку на картах и в атласах

3.

Создание проблемной ситуации.

Что объединяет эти объекты: улица с адресом магазина , поле игры «Эстафета», поле шахмат?

У любого объекта на карте, тоже имеет сое местоположение.

Ка мы назовём  тему сегодняшнего урока.

Правильно. Таким образом мы определили тему урока.

Сегодня ,ребята, на уроке мы будем определять точное местоположение географических объектов, определять географические координаты.

Что такое географические

координаты?

Кому они нужны?


Найдите эти понятия в тексте учебника на с. 48.

Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушения ,а для этого нужно знать место их нахождения

Что нужно знать , чтобы точно определить место крушения?

Дети отвечают на вопрос учителя -  У каждого из предложенных объектов есть свое точное местоположение, «адрес».

Учащиеся отвечают на вопрос учителя - Определение адреса объекта.

Запись в тетрадях темы урока



Это-широта и долгота

Широта- параллель, долгота- меридиан.

Точка пересечения широты и долготы-географические координаты

  Нужны военным, штурманам, геологам, географам.







Географические координаты

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить

примеры, подтверждая их фактами.  

2. Уметь взглянуть на ситуацию с другой стороны .

3. Понимая позицию другого, различать в его

речи: мнение , доказательство сравнение, разъяснение,факты.

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать учебную проблему,

определять цель и задачи учебной деятельности.

2. Высказывать своё мнение для решения проблемы,

выбирать и искать путей  для

достижения цели.

3. Сверять свои действия и исправлять допущенные ошибки

самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать

самостоятельно выработанные критерии

оценки.

 

4.

Открытие новых знаний.

Сможете ли найти точку с координатами 30° северной широты и 30° восточной долготы.


Что такое широта и долгота? (таким образом, вы определили первую задачу урока)

Расстояние  от экватора до заданной точки, выраженное в градусах показывает географическая широта 

 Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу – южная (на доске табличка С.Ш., Ю.Ш.)

Можем ли найти место крушения ,зная широту?

Чтобы быстро найти объект ,нужно знать другой координат.(долгота)

Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическая долгота (найдите ответ в учебнике)

Если точка расположена к востоку от начального меридиана, то её долгота восточная, а если к западу – западная

( на доске рисунок В.Д., З.Д.)

Географическая долгота места крушения 30 º в.д.

Широту и долготу объекта называют географическими координатами ( вы так же успешно справились со второй задачей)

Так какая сегодня была тема урока?

Не можем, пока не умеем определять объект по координатам.

Учащиеся зачитывают понятия «географическая широта и долгота» в учебнике на с. 49 -51

Один учащийся определяет на карте,

А другие определяют в атласе географическую широту места крушения

Пишут в тетрадях краткую запись координата( С.Ш. , Ю.Ш.)

Нет. Нам придется обойти весь земной шар по данной широте.

Учащиеся зачитывают определение понятия «географическая долгота» в учебнике на с.51

Один учащийся определяет на карте ,а другие находят в атласе географическую долготу места крушения.

Ученик показывает на карте ГП объекта и называет г. Каир





«Географические координаты»


4.

Физ. минутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.





Дети повторяют движения.


5.

Самостоятельное применение знаний.

1.Какие географические объекты имеют координаты а)30град. с.ш. И 40град. в.д.

б)10гр. с.ш. и 80 гр. з.д.

2. Определите координаты г. Санкт- Петербурга в учебнике на с.49 и с. 51.


Дети определяют объекты:

1.Аравийский полуостров

о. Шри –ланка

2.60 град .с .ш. и30град. в .д.

Дети записывают объекты и координаты в тетрадь.

3. Отмечают на к/карте


6.

Закрепление.

Выполнить по группам задания: 1,2,3-1 группа, 4,5,7-2группа,8,9,11-3группа.


Слушайте , ребята, проверяем задания каждой группы. Если оно верное  - руки вперёд , а в случае неверного ответа-руки над головой


Учащиеся выполняют задания на стр. 53

Читают ответы


7.

Рефлексия

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Поднимите руки те, кто понял, как определять географические координаты и может научить друга?

Поднимите руку те, кто понял тему урока, но не сможет найти и показать на карте.

Кто сомневается в своих знаниях?

У вас на столах лежат рисунки. Выберите рисунки, которые соответствуют вашему настроению на протяжению всего урока.

Учитель выставляет оценки.

Учащиеся заполняют таблицу.


8

Домашнее задание.

Выполнить практическое задание дома по карточкам .И определить координаты городов: Мехико, Триполи, Токио.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

§ 14, 15 вопросы 1-4.