СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка в рамках открытого мастер-класса "Гжель: история и значение росписи в духовно-нравственном воспитании и преемственности поколений"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка в рамках открытого мастер-класса "Гжель: история и значение росписи в духовно-нравственном воспитании и преемственности поколений"»

Конспект открытого

мастер- класса

в рамках Рождественского фестиваля,

проводимом ежегодно приходом Арских храмов

Тема: «Гжель: история и значение росписи в духовно-нравственном воспитании и преемственности поколений»

Выполнили:

Педагоги дополнительного образования

первой квалификационной категории

Моисеева Светлана Юрьевна

Хушиева Кристина Валерьевна

Дата проведения: 08.01.2022

Место проведения:

Ульяновская область,

город Ульяновск,

Засвияжский район,

село Арское

Мероприятие: ежегодный Рождественский фестиваль







Цели:

  1. Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

  2. Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве,

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

  4. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла

Задачи:

  • Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла;

  • Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук;

  • Воспитывать интерес к истории своего народа;

Материалы:

Для педагогов:        

  1. Иллюстративный ряд

  2. Приемы кистевой росписи

Для участников мастер-класса:

  1. Лист бумаги А4

  2. Карандаш, ластик.

  3. Кисти (индивидуальный набор для каждого участника мастер-класса)

  4. Непроливайка.

  5. Сухая и влажная салфетки.

  6. Краски (гуашь синяя и белая ).

  7. Стеклышки 3 х5 см (палитра).

Количество участников открытого мастер-класса :

3-6 человек, по 2 человека за 1 столом

Оборудование:

3 стола, 6 стульев для участников открытого мастер-класса.



Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент:

Один из самых популярных русских промыслов – гжельская керамика, а попросту Гжель ассоциируется у нас с бабушкиными сервантами и особой популярностью сейчас не пользуется, разве что у иностранцев. Об истории промысла теперь мало кто знает, за гжельскими сервизами больше не выстраивается очередь, и мы решили напомнить вам об этом важном российском явлении.

О Гжели, как о районе керамического промысла заговорили в конце 18 века, а первое упоминание, как о местности, относится аж к 15 веку.

Также упоминание о Гжели встречается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты, в завещании Ивана Грозного в 1572 году.



Гжельской глиной восхищался Михаил Ломоносов, человек, как никто другой разбирающийся в тонкостях материала: "…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, (..), разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее..".

Неплодородная земля, покрытая бескрайними лесами, имела в недрах богатейшие залежи тугоплавких и кирпичных глин, известняка и располагала крестьян к занятиям гончарным делом больше, чем сельским хозяйством.

  1. Постановка учебной задачи в рамках открытого мастер-класса, демонстрация образцов росписи, иллюстративный ряд:

Сегодня мы отправимся в гости к гжельским мастерам, рассмотрим  их работы, а затем  поучимся изображать  фрагменты  росписи.



А что же такое   Гжель?

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным–давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую–белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать.





А что же относится к керамике?  

Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело

голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. А сначала был

простой горшок. Глиняный, дутый, как говорят старожилы Гжели -

"пузатенький". Потом тоже был горшок, но уже совсем другой. Царствовали

здесь в свое время и майолика с многоцветной росписью, и фарфор, и фаянс.

А сегодня славятся здешние места керамикой с сочной синей росписью

На ослепительно белом фоне. Мастера Гжели изобретательны и искусны.

Взял мастер кисть, и  расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы.

Гжельское творчество очень известно. Эта  роспись встречается в  зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии.

Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве.

Элементы  гжельской росписи  встречается ни только на посуде и предметах кухонной утвари, но и на полотенцах, салфетках. Рассмотрите иллюстративный ряд, который представлен перед вами:

  1. Введение в практическую часть открытого мастер-класса:

Практическую часть нашего мастер-класса хотелось бы начать со стихотворения И. Кадухина «Гжельская керамика» (журнал «Первое сентября» №4/2010, раздел «Сказки в пёстрых красках»):

Фарфоровые чайники,
подсвечники, часы,
животные и птицы
невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
прославилась теперь.
Известно всем в народе
ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители
небесной синевой,
не встретите на свете
вы красоты такой.

Голубизну небесную,
что сердцу так мила,
кисть мастера на чашку
легко перенесла.

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску –синий цвет. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями,  в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой :



Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

«Азбуку мазков» дополняют и  другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: «шашечки», «усики», «жемчужинки», «капельки».

 Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры.



Сегодня мы будем работать с техникой гжельской росписи «мазок с тенью».

В качестве материала для пробной росписи используем шаблон №1 «Храмовый комплекс», здесь мы уделим особое внимание теневой росписи куполов, использование элемента «завиток».

  1. Практическая работа участников открытого мастер-класса:

Мастера, скорей за дело,
Украшай наш храм ты смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.

Выполнение композиции «Храмовый комплекс» .

  1. Технология выполнения:

Мазок с тенями-это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего.

Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти-к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.

Для этой работы лучше брать толстые кисти №8, №10 (демонстрация кистей из заранее приготовленного раздаточного материала) с тупым закруглённым концом –«лопаточкой».

Кисть аккуратно прикладывают к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.

При этом, кисточку следует держать тремя пальцами и перпендикулярно поверхности нанесения узора.

Наш лист (наше «изделие») можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.





  1. Итог открытого мастер-класса:

У каждого участника нашего отрытого мастер-класса своя манера обобщения и детализации формы, понимания ее пропорций, но характер орнаментации остался традиционно неизменным.

Выставка и анализ работ.