Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Викторина «Астрономическая азбука»
по дисциплине «Астрономия»
для студентов 1 – 2 курса ГБПОУ КК ПСХК всех специальностей
Разработчик Третьякова Т.В.
преподаватель ГБПОУ КК ПСХК
Краснодар, 2021 г.
Пояснительная записка
Астрономия является не только научной, но также и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание необходимо для осуществления качественного и полного естественнонаучного образования. Без астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение и представление о физической картине мира.
У любознательных учащихся возникает много вопросов о Вселенной и очень важно удовлетворить их интерес, используя для этого различные формы интеллектуального развития обучающихся, в том числе викторины, развивающие игры и конкурсы.
В методической разработке предложен сценарий викторины «Астрономическая азбука».
Викторина может проводиться как внеурочное мероприятие среди студентов 1-2 курса профессий/специальностей СПО, изучающих астрономию.
Также методическая разработка может быть использована классными руководителями для организации проведения внеклассной работы с обучающимися.
Цели и задачи
Основная цель проводимой викторины является формирование интереса обучающихся к астрономии; закрепление и интерпретация уже полученных знаний.
Задачи:
1. Закрепить знания студентов о строении Солнечной системы, основных событиях и героях освоения ближнего космического пространства.
2. Стимулировать интерес студентов к углублению знаний по теме, а также расширению кругозора.
3. Развивать навыки работы в команде, организации совместной деятельности.
4. Развивать коммуникативные навыки, умение приходить к единому мнению внутри команды, умение работать с различными источниками информации, находить и структурировать информацию.
Методическое оснащение викторины
Методическая разработка викторины «Астрономическая азбука»
Комплект заданий для участников викторины
Критерии оценки работ участников викторины
Сводная таблица результатов
Место проведения: аудитория
Время проведения: 90 мин
Формы работы: групповая, индивидуальная
Дидактический материал: список вопросов (конкурс «Эрудит»), фотографии ученых, космонавтов (конкурс «Астрономия в лицах»), кроссворд (конкурс «Кроссворд»), фотографии космических тел, систем, явлений (конкурс «Чудеса Вселенной»).
Структура мероприятия:
1. Организационный этап: приветствие, сообщение темы, цели, установка на активную мыслительную деятельность, деление на команды.
2. Конкурсный этап.
Конкурс 1: «Визитная карточка»: приветствие команд, презентация командой своего названия и эмблемы.
Конкурс 2: «Эрудит»: каждая команда получает список вопросов. Задача команды написать ответы на вопросы, озвучить ответы.
Конкурс 3: «Астрономия в лицах»: каждая команда получает фотографии (или фотографии выводятся на экран) ученых и космонавтов. Задача команды написать фамилии выдающихся личностей, кратко описать их заслуги и достижения, озвучить ответы.
Конкурс 4: «Кроссворд»: каждая команда получает кроссворд. Задача команды ответить на все вопросы кроссворда.
Конкурс 5: «Чудеса Вселенной»: каждая команда получает фотографии (или фотографии выводятся на экран) космических явлений, тел, систем. Задача команды определить, что это за тело/явление/событие изображено на фотографии, дать краткое описание, озвучить ответы.
3. Заключительный этап: жюри озвучивает итоги конкурса, заключительное слово ведущего, награждение победителей.
Тайминг мероприятия
1. Организационный этап: 5 минут
2. Конкурсный этап.
Конкурс 1: «Визитная карточка»: 5 мин + 10 мин (по 2 мин. на презентацию от каждой команды) = 15 мин.
Конкурс 2: «Эрудит»: 15 мин.
Конкурс 3: «Астрономия в лицах»: 15 мин.
Конкурс 4: «Кроссворд»: 15 мин.
Конкурс 5: «Чудеса Вселенной»: 15 мин.
3. Заключительный этап: 15 мин.
Количество баллов за конкурсные задания
За выполненные в полном объеме задания каждая команда получает:
Конкурс 1: «Визитная карточка» - 1 балл;
Конкурс 2: «Эрудит» – за каждый правильный ответ - 1 балл, всего 15 вопросов = 15 баллов;
Конкурс 3: «Астрономия в лицах» – за каждый правильный ответ - 1 балл, всего 5 вопросов = 5 баллов;
Конкурс 4: «Кроссворд» - 4 балла;
Конкурс 5: «Чудеса Вселенной» – за каждый правильный ответ - 1 балл, всего 5 вопросов = 5 баллов.
Максимально каждая команда может набрать 30 баллов.
Проводит викторину ведущий. В функции ведущего входит:
выдача раздаточных материалов участникам викторины;
оглашение вопросов викторины;
подведение итогов викторины и оглашение результатов.
Жюри
При проведении викторины, обязательным является присутствие жюри, которое должно состоять из 3 (трёх) человек.
В функции жюри входит:
принятие решений о правильности или ошибочности ответов участников;
присуждение или изъятие баллов у отвечающих команд в викторине;
подсчёт баллов, заработанных командами в викторине;
принятие решений по неоднозначным ответам участников викторины, то есть, достойны ли такие ответы быть засчитаны как правильные или неправильные. Плюс, в функции жюри входит разрешение спорных вопросов, которые могут возникать в период проведения викторины.
Описание конкурсных заданий
Конкурс 1: «Визитная карточка»
Каждая команда-предприятие придумывает слоган, который озвучит лидер команды, а также на листке нарисует эмблему предприятия и объяснит ее значение. Время на выполнение 5 мин. На презентацию 2 мин.
Так как конкурс творческий судьи выставляют одинаковые баллы: 1 балл, если какая-нибудь из команд не справится, то 0 баллов.
Конкурс 2: «Эрудит»
Необходимо написать правильный вариант ответа.
Вопросы задаются всем командам одновременно. Каждая команда получает список вопросов. Задача команды написать ответы на вопросы, озвучить ответы. Первой отвечает команда, которая подняла эмблему своей команды первой.
Время на выполнение задания 12 минут. На ответ 3 минуты.
От команды дает ответ 1 участник.
За каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимум 15 баллов.
Вопросы
1. Какая страна первой запустила спутник?
Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года, запуск осуществлен СССР.
2. Как назывался корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос?
Корабль, на котором Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой полёт назывался "ВОСТОК-1".
3. Чем знаменит Константин Эдуардович Циолковский?
Русский изобретатель, философ. Основоположник теоретической космонавтики, первым нашел обоснование для применения ракет в космических полетах. ...
4. Самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы?
Полярная
5. Что в переводе с греческого означает "комета"?
Слово "комета" в переводе с греческого означает "волосатая", «носящая длинные волосы», также существует вариант перевода «хвостатая»
6. Где находится Главный пояс астероидов?
Между орбитами Марса и Юпитера
7. Как называется твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли?
Метеорит
8. Что такое метеор?
Метео́р (др.-греч. μετέωρος, «парящий в воздухе») — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли метеорных тел (например, осколков комет или астероидов).
9. Какие планеты солнечной системы вращаются в направлении, противоположном Земле?
Венера, Уран
10. Что является причиной образования кратеров на Луне?
Удары метеоритов о поверхность Луны
11. Какая звезда раньше заменяла путешественникам компас?
Полярная
12. Как называется ближайшая к Солнцу планета?
Меркурий
13. К какому классу небесных тел относится Солнце?
Звезда
14. Слой какого газа защищает Землю от космической радиации?
Озон
15. Луна излучает собственный свет?
Нет
Конкурс 3: «Астрономия в лицах»
Каждая команда получает фотографии (или фотографии выводятся на экран) ученых и космонавтов. Задача команды написать фамилии выдающихся личностей, кратко описать их заслуги и достижения, озвучить ответы.
Время на выполнение задания 10 минут. На ответ 5 минут.
От команды дает ответ 1 участник.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимум 5 баллов.
Сергей Павлович Королев
1906 (1907) – 1966, генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР. Создатель советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно- космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Юрий Алексеевич Гагарин
1934 – 1968, советский летчик-космонавт, стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.
Валентина Владимировна Терешкова
1937, советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.
Алексей Архипович Леонов
1934, советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос.
Герман Степанович Титов
1935 – 2000, советский космонавт, первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток), второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории.
Конкурс 4: «Кроссворд»
Каждая команда получает кроссворд. Задача команды ответить на все вопросы кроссворда.
За верно заполненный кроссворд начисляется 4 балла.
Время на выполнение задания 15 минут.
По горизонтали
3. Какую планету называют Утренней звездой
5. Основоположник космонавтики
8. Учёный, доказавший что Земля вращается вокруг Солнца
По вертикали
1. Бывшая планета Солнечной системы
2. Первый создатель телескопа
4. Наука о небесных телах
6. Здание, оборудованное для астрономических наблюдений
7. Выдающий конструктор ракетно-космических систем
Конкурс 5: «Чудеса Вселенной»
Каждая команда получает фотографии (или фотографии выводятся на экран) космических явлений, тел, систем. Задача команды определить, что это за тело/явление/событие изображено на фотографии, дать краткое описание, озвучить ответы.
Время на выполнение задания 12 минут. На ответ 3 минуты.
От команды дает ответ 1 участник.
За каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимум 5 баллов.
1. На каком из рисунков изображена растущая Луна?
А-растущая
2. Что изображено на фотографии?
Комета.
3. Что изображено на фотографии?
Поверхность Марса, на поверхности рельеф, напоминающий русло высохшей реки.
4. Можно ли одновременно наблюдать солнечное и лунное затмение? Ответ обоснуйте.
Нет. Солнечное – только в новолуние, а лунное – в полнолуние.
5. Что изображено на фотографии?
Ответ:
Подведение итогов викторины и определение команды-победителя
По окончании викторины жюри определяет команду-победителя готовит отчет о результатах викторины. Победителем Викторины признаётся команда, набравшая наибольшее количество баллов. Решение об определении команды-победителя оформляется протоколом.
Ведущий оглашает результаты викторины. Проводит награждение победителей.
Приложение 1. Бланки для учета результатов викторины
Команда 1 | Конкурс № | Суммарный балл | Место |
Название: | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Участники: | 1. | | | | | |
| 2. | | | | | |
| 3. | | | | | |
| 4. | | | | | |
| 5. | | | | | |
ИТОГО за каждый конкурс | | | | | | | |
Команда 1 | Конкурс № | Суммарный балл | Место |
Название: | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Участники: | 1. | | | | | |
| 2. | | | | | |
| 3. | | | | | |
| 4. | | | | | |
| 5. | | | | | |
ИТОГО за каждый конкурс | | | | | | | |
Команда 1 | Конкурс № | Суммарный балл | Место |
Название: | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Участники: | 1. | | | | | |
| 2. | | | | | |
| 3. | | | | | |
| 4. | | | | | |
| 5. | | | | | |
ИТОГО за каждый конкурс | | | | | | | |
Приложение 2. Итоговая ведомость
Викторина «Астрономическая азбука» по дисциплине «Астрономия»
Участники: студенты 1-2 ГБПОУ КК ПСХК, группы: _____________________________________________________________________
Дата проведения: _____________
Итоговая ведомость
группа ________
№ | Команда | Конкурс № | Суммарный балл | Место |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Команда победителей. Состав участников.
Название: | |
Участники: | 1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
Жюри:__________________________ _________________________
__________________________ _________________________
__________________________ _________________________