СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка викторины к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколята» естественнонаучной направленности «Умники и умницы».

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка викторины к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколята» естественнонаучной направленности «Умники и умницы».»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования и развития детей

города Димитровграда Ульяновской области»













Методическая разработка викторины к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколята» естественнонаучной направленности «Умники и умницы».







Возраст обучающихся: 6-8 лет






Педагог дополнительного образования

Сафиуллова Светлана Александровна





г. Димитровград

2023год

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире

  • Узнавать и называть летающих насекомых, животных и их среду обитания, птиц, деревья, дикорастущие и культурные и лекарственные растения.

  • Закрепить умение отгадывать загадки

  • Закрепить знания о живой и неживой природе

  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Актуальность: заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление экологических знаний.

Предварительная работа: подготовить задания и вопросы, изготовление эмблем, заучивание приветствия

Материал и оборудование:  картинки с объектами живой и неживой природы, картинки с изображением животных и средой их обитания, деревьев, фишки, медали для награждения, флажки.

Ход викторины:

Педагог: Ребята, мы сегодня проводим викторину «Умники и умницы». Для проведения викторины нам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов. Задача капитана – анализировать ответы и выбрать игрока, который будет отвечать на вопрос.

Правила игры: Задания даются для обеих команд разные по очереди. Какая команда будет отвечать первой, мы определим, с помощью разминки. Но если команда отвечает не правильно, тогда отвечать будет другая команда. За правильный ответ – команда получает фишку. В разминке участвуют обе команды, чья команда быстрее поднимет флажок, та и отвечает. После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителей игры. Итак, начнем с приветствия команд.

Первая команда - «Солнышко»

Вторая команда – «Колокольчики»

Приветствие команд:

Мы- команда «Солнышко»

Не погода не для нас!

Солнце дарим всем сейчас!

Мы как лучики горим

Вас зажжем огнем своим!

Мы — команда «Колокольчики»

Мы трезвоним на весь свет!

Всем соперникам сегодня

Музыкальный шлем привет (и чем-нибудь звенят)!

Разминка

Отгадайте загадки:

Без крыльев летают

Без ног бегут

Без парусов плывут (Облака)

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать

На землю падает опять(Вода)

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков

Зимовать не улетаю

Под карнизом обитаю (Воробей)

С хвостом, а не зверь

С перьями, а не птица (Рыба)

Не птица, а с крыльями

Не пчела, а над цветами летает (Бабочка)

Восемь ног как восемь рук

Вышивают шелком круг (Паук)

Заря-заряница, красная девица

По полю гуляла, ключи потеряла

Месяц увидел – не поднял

Солнце увидало-подобрало (Звезды)

Задание №1

«Четвёртый лишний»

Педагог - Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»


Команда «Солнышко»


  1. заяц, ёж, лиса, шмель

  2. трясогузка, паук, скворец, сорока

  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела

  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук

  5. пчела, стрекоза, енот, пчела


Команда «Колокольчики»


  1. кузнечик, божья коровка, воробей, комар

  2. таракан, муха, пчела, майский жук

  3. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка

  4. лягушка, комар, жук, бабочка

  5. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей


Задание№2

«Кто где живёт»

У педагога картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Педагог показывает картинку с изображением животного

Команды должны определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю, за правильное заселение команда получает фишку

Задание №3

«Животные заповедника»

Команда «Солнышко»

  1. Какое животное строит хатку? (бобр)

  2. В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

  3. Что кормит волка? (волка кормят ноги)

  4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

  5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

  6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)

Команда «Колокольчики»


1. Какого животного называют санитаром леса? (волка)

2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)

4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)

5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)




Задание №4

«Что это за дерево?»

Команда «Солнышко»

– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа)


– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха)

Команда «Колокольчики»

– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз)

Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб)

Конкурс капитанов

Задание №1

«Закончи предложение»

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)

Задание №2

«Три слова»

Педагог называет понятия, а дети капитаны рассказывают, что входит в это понятие

Для капитана команды «Солнышко»

Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)

Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)

Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

Для капитана команды «Колокольчики»

Овощи... (капуста, огурец, помидор)

Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)

Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)

Задание №3

«Кто больше назовет лекарственных, дикорастущих и культурных растений»

Подсчет результатов за конкурс капитанов

Продолжение игры

Задание №4

«Угадайте по описанию»

Команда «Солнышко»

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже  ловит рыбу. Зимой впадает в спячку»

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц

Команда «Колокольчики»

“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них
Ответ: еж

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зубы, зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы) Ответ: лиса

Задание №5

Блиц опрос

1. У какого дерева белый ствол? (У березы)

2. У какого зверя есть иголки? (у ежа)

3. Самая маленькая птичка наших лесов? (королек)

4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

5. Природная зона, находящаяся под особой охраной? (заповедник)

6. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)

7. Самый ядовитый гриб в мире? (бледная поганка)

8. Сколько ног у паука? (8)

10. Как называется дом муравьев? (Муравейник)

11. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

12. У каких растений есть корни, листья, стебли, но никогда не бывает цветов? (хвойные)

13. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми)

14. Какая птица выводит птенцов даже зимой? (клест)

15. Какое жизненно необходимое вещество выделяют все зеленые растения? (кислород)

16. Какая птица любит пить березовый сок? (дятел)

17. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

18. Животное, которое строит дом на реке? (бобр)

19. Разноцветные грибы (сыроежки)

20. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)

21. Чем питается бабочка? (Нектаром)

22. Сколько крыльев у жука? (4)

Педагог: Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги

Итог:

Подсчет очков

Награждение медалями

Педагог - Ну что ж ребята, победила дружба. Молодцы!

Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

По результатам викторины можно сказать, что в процессе освоения программы у детей происходит формирование экологических знаний и воспитание на этой основе экологического сознания.




Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Изд. «Просвещение», 2013.

  2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. «1000 загадок».М.: Изд. «Аст», 2016.

  4. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. М.: Изд. «ТЦ Сфера», 2014.