СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по учебным предметам: ОВПу.01 Информатика, ОВПУ.02 Физика "Своя игра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по учебным предметам: ОВПу.01 Информатика, ОВПУ.02 Физика "Своя игра"»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)





Своя игра


Методическая разработка внеаудиторного мероприятия


по учебным предметам:

ОВПу.01 Информатика,

ОВПу.02 Физика


в рамках Творческой недели П(Ц)К

преподавателей математических и естественнонаучных

учебных предметов и дисциплин






Разработчики: Калуга Юлия Вячеславовна,

Николаенко Наталья Валерьевна,

преподаватели высшей квалификационной

категории ОБПОУ «КЭМТ»










2023

Пояснительная записка


Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Основополагающей целью дидактической игры согласно ФГОС является формирование и развитие навыков и умений самостоятельной деятельности, творчества, оценки, анализа и систематизации получаемой информации.

Игровые технологии отличаются от других технологий тем, что игра:

  • хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;

  • эффективное средство активизации. В игре легче преодолевать трудности, препятствия, психологические барьеры;

  • мотивационная по своей природе (по отношению к познавательной деятельности она требует от обучающихся инициативы, творческого подхода, воображения, целенаправленности);

  • позволяет решать вопрос передачи знаний, умений, навыков;

  • многофункциональна, её влияние на обучающегося невозможно ограничить одним аспектом;

  • преимущественно коллективная, групповая форма работы, в основе которой лежит соревнование;

  • имеет конечный результат. В игре участник должен получить приз: материальный, моральный (грамота, объявление результата, поощрение), психологический (самоутверждение, самооценка);

  • имеет чётко поставленную цель и соответствующий педагогический результат (В. Н. Кругликов, 1998).

При организации дидактических игр нужно придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию студентов. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать логическое мышление и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

4. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый обучающийся должен быть активным участником игры.

В основу внеаудиторного мероприятия «Своя игра» легла концепция знаменитой известной телевизионной игры «Своя игра».

В игре участвуют команды из трех студентов. Она состоит из двух раундов и финала. На экране проектора выводится таблица с категориями заданий из областей физики и информатике, а также указываются «стоимость» вопросов. Выигрывает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов. В течение игры могут встретится вопрос-аукцион и «кот в мешке».

Данное мероприятие рассчитано на 45 минут. Этапы мероприятия включают в себя организационную часть, основную часть и подведение итогов.

Выбор игровой формы проведения внеаудиторного мероприятия обуславливается тем, что она способствует формированию познавательной деятельности и активизации обучающихся, а также стимулирует и развивает интерес к предметам. Но в то же время реализуются воспитательные и развивающие цели и задачи.

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия составлена в соответствии с требованиями, изложенными в Методических рекомендациях по составлению методических разработок педагогическими работниками Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») и может быть использована для работы преподавателями со студентами разных специальностей.




Сценарный план мероприятия

«своя игра»

Специальности технологического профиля

Учебные предметы: ОВПу.01 Информатика, ОВПу.02 Физика

Место проведения: учебная аудитория

Оборудование:

  • компьютер,

  • экран,

  • проектор,

  • презентация к мероприятию.

Межпредметные связи: информатика, физика, естествознание.

Цели мероприятия:

Цели мероприятия:

методическая: использование потенциала игры-соревнования для развития познавательной активности студентов и формирования научной картины мира;

образовательная: расширение представлений студентов о возможностях применения знаний по физике и информатике, о естественнонаучной картине мира;

развивающая: развитие интеллекта студентов, интереса к физике, информатике, логического и аналитического мышления, смекалки, наблюдательности, умений и навыков взаимодействия друг с другом;

воспитательная: воспитание активности, лидерских качеств, стремления к успеху, умение работать в команде.

Задачи мероприятия:

учебно-практические:

  • расширить предметный кругозор обучающихся, открыть новые факты и явления;

  • работать в группах;

  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

учебно-познавательные:

  • стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • формирование основных умений работать с информацией, выполнять логические операции;

воспитательные:

  • создать условия для положительной мотивации при изучении физики и информатики;

  • продолжить формирование умения работать в команде;

  • создать условия для проявления лидерских качеств.

При проведении данного мероприятия будут формироваться следующие УУД:

а) регулятивные:

  • умение рационально распределять рабочее время, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия и знания;

б) познавательные:

  • выполнять логические операции;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

в) коммуникативные:

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Образовательные ресурсы:

Научно-методические ресурсы

  1. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019.

  2. Кордемский Б.А. Затейные задачи – СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора»», 2015. – 223 с.

  3. Кругликов В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаронов. – СПб.: Медный всадник, 2006.

Интернет-ресурсы:

        1. Своя игра  (Эл. ресурс) http://gameshows.ru/wiki/Своя_игра

        2. Занимательные вопросы по физике  (Эл. ресурс) https://znaew.ru/index.php/zanimatelnye-voprosy-s-otvetami

        3. Занимательная информатика  (Эл. ресурс) https://www.metod-kopilka.ru/page-5.html



Правила игры


Игра состоит из ДВУХ РАУНДОВ и ФИНАЛА.

В игре принимают участие семь команд, они выбирают тему вопроса друг за другом и его «стоимость».

Время на обдумывание ответа не более 30 секунд. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку, но нельзя поднимать ее при озвучивании вопроса ведущим.

В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее «стоимости» вопроса.

Если дан неправильный ответ и право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Баллы в течение всей игры подсчитывает жюри.

На каждый раунд отводится по 15 минут.

I РАУНД — вопросы оцениваются от 10 до 50 баллов;

II РАУНД —вопросы оцениваются от 20 до 100 баллов;

ФИНАЛ — финальный раунд состоит из двух вопросов с произвольной ставкой, размеры которой могут колебаться от одного балла до всей суммы, имеющейся на данный момент у каждой из команд.

Команда, на счету которой по результатам двух предыдущих раундов НОЛЬ БАЛЛОВ, на этом этапе ВЫБЫВАЕТ из игры.

Оставшиеся команды делают свои ставки «вслепую», не зная ни содержания финального вопроса, ни ставки соперников.

Команды после 30-секундного обсуждения отвечают на этот вопрос в письменном виде.

В случае правильного ответа они получают сумму, поставленную ими на кон, если ответ неверный, та же сумма снимается с их счета.

Победителем игры объявляется та команда, которая по итогам финального раунда набрала наибольшую сумму очков. В случае равенства этого показателя у двух, трёх или четырех команд между ними проводится «перестрелка». Задаются 5 вопросов из одной темы, стоимостью от 100 до 500 очков.

Во втором туре встречаются следующие вопросы:

  • «КОТ В МЕШКЕ»  вопрос должен быть передан любой другой команде, это решает команда, которой выпал этот вопрос;

  • «АУКЦИОН»  «стоимость» вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда.

Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов.

Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде.

1 раунд

Тема

Баллы

Вопрос

Физические величины

10

Оно показывает, как быстро изменяется скорость (ускорение)

20

Она характеризует быстроту выполнения работы (мощность)

30

Она характеризует способность проводника или системы проводников накапливать электрический заряд (электроемкость)

40

Физическая величина, равная отношению работы по перемещению заряда, выполненной электрическим полем, к величине заряда. Назовите ее (напряжение)

50

«Количество материи есть мера таковой, устанавливаемая пропорционально плотности и объему ее». О какой физической величине говорил Ньютон? (Масса)

Четвертый лишний

10

литр, секунда, метр, килограмм

20

амперметр, манометр, омметр, вольтметр

30

Ньютон, Попов, Павлов, Галилей

40

пико, нано, мега, милли

50

Kaspersky, AVG, WavePad, Avast, Norton

Кнопочки

10

Переводит курсор на новую строку (Enter)

20

Как удалить символ справа от курсора? (delete)

30

Если при наборе текста все буквы отображаются прописными, то это означает, что нажата клавиша

(Caps Losk)

40

Отменяет последнее действие (CTRL+Z)

50

Снимок экрана копируется в буфер обмена (Print Screen)

Паутина

10

FireFox, Opera, Mozilla – что это? (браузеры)

20

Что такое Nick name? (псевдоним)

30

Что такое витая пара? (тип кабеля для соединения в сети)

40

Что означает административный домен COM? (коммерческая организация)

50

Что такое копирайт? (защита авторских прав (условный знак(с))

Наука в лицах


10

Имя этого немецкого ученого в знак уважения и признания его заслуг в изучении свойств электромагнитных волн было в тексте первой в мире радиограммы (Генрих Герц)

20

В 1822 году этот ученый в лабораторном дневнике записал: «Превратить магнетизм в электричество»

(Майкл Фарадей)

30

Изобретатель, физик и инженер, широко известный благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе (Никола Тесла)

40

Выдающийся английский математик, логик, криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики. Его именем названа самая известная премия в информатике. (Алан Тьюринг)

50

Советский академик и основоположник вычислительной техники в СССР. Он создал первый в континентальной Европе компьютер с хранимой в памяти программой. (Сергей Алексеевич Лебедев)


2 раунд

Тема

Баллы

Вопрос

Калейдоскоп


20

Каковы составные тона белого цвета?

(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

40

Рэй Брэдбери написал в 1953 году научно-фантастический роман «451 градус по Фаренгейту». Что воспламеняется и горит при этой температуре?

(451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага)

60

Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему?

(В реке. Плотность соленой воды больше, чем пресной. В море Архимедова сила увеличивается)

80

Аббревиатура СУБД означает…

(Система управления базами данных)

100

Материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные характеристики (модель)

Законы физики


20

Чей это закон Q = I2Rt? (Закон Джоуля – Ленца)

40

Какой закон называют четвертым законом Ньютона? (Всемирный закон тяготения)

60

«Кот в мешке»

«Тяжело молоту, тяжело и наковальне». О каком законе здесь говорится?

(III закон Ньютона)

80

Каракатица передвигается в воде, используя следующий механизм. Через особую воронку, находящуюся впереди тела, а также через боковую щель она забирает воду в свою жаберную полость. Затем она ее энергично выбрасывает через воронку. Трубку воронки каракатица направляет назад или вбок. Движение при этом может осуществляться в разные стороны.

На каком законе основано ее движение?

(закон сохранения импульса)

100

Зубы покрыты эмалью — самой твердой тканью человеческого тела - на 93% состоящей из неорганического вещества апатита Са5(РО4)зОН. Ионы водорода, которые появляются в слюне вследствие диссоциации кислот, вытесняют из молекулы апатита ионы кальция

Са5(РО4)3ОН + 4Н+ = 5Са2+ + 3 НРО42- + Н2О;

+ 4 = ( + 10) + (—6);

+4= +4

В результате чего эмаль растворяется, на зубе появляются белые пятнышки.

Если бляшки не удалять, то можно остаться без зуба, поэтому зубы надо регулярно и правильно чистить.

При записи реакции какой закон был использован?

(Закон сохранения заряда.

Опыты

20

Это явление называется … (диффузия)

40

«Аук-цион»

Какое явление мы наблюдаем?

(броуновское движение)

60

Что определяют таким методом?

(относительная влажность)

80

Сформулируйте какую зависимость вы наблюдаете? (сопротивление проводника уменьшается с увеличением температуры)

100

За счет какой силы можно перелить жидкость в бутылку в космосе? (центробежной силы)

Вирусы

20

Они могут передавать свой код по компьютерным сетям и запускать его на компьютерах, подключённых к этой сети (сетевые вирусы)

40

Как антивирусная программа обнаруживает вирус на компьютере?

(сравнивает код вируса с известными ей кодами)

60

Эти вирусы заражают файлы документов, например текстовых (Макровирусы)

80

Эти антивирусные программы используются для периодической проверки компьютера пользователем, проверяются после запуска файлы и оперативная память на наличие вирусов и обеспечивается нейтрализация вирусов (антивирусные сканеры)

100

Это программное обеспечение блокирует атаки хакеров и не позволяет вирусам попадать на компьютер через Интернет (брандмауэр)

Устройство компьютера

20

Это устройство ПК для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации (принтер)

40

Главными характеристиками ПК являются объём внутренней памяти, разрядность и … (тактовая частота)

60

Это устройство служит для обработки информации и управления работой всего компьютера (процессор)

80

Это устройство ввода используется в портативных компьютерах вместо манипулятора (мыши)

(сенсорная панель)

100

Как называют внутреннее устройство компьютера? (архитектура)


финал

Тема

Вопрос

Перевод с английского

Название «Компьютер» знают все, а что в переводе с английского оно означает?

(производить вычисления)

Измерительный прибор

Электротехнический прибор, который может измерять различные параметры электрического тока и радиоэлементов. Это в основном напряжение, сопротивление, сила тока.

(мультиметр)






«Перестрелка»

Тема

Баллы

Вопрос

Вопросы

100

Как называется «галочка» диалоговом окне, которая устанавливается и снимается щелчком мыши

(флажок)

200

Векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость движения

(импульс)

300

Специальная программа, управляющая взаимодействием операционной системы с устройством, подключённому к компьютеру

(драйвер)

400

Почему в месте плохого контакта проводника разрушается изоляция?

(проводник в этом месте разогревается)

500

Часть внутренней памяти компьютера, которая содержит используемые в текущий момент программы и данные (оперативная память)


В конце игры жюри подводит итоги, озвучивает баллы, набранные командами.

Команды, занявшие первое, второе и третье места получают грамоты и призы.